Гузиева Людмила Борисовна,
учитель математики
МБОУ «Козьмодемьяновская основная общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин.
Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла.
Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
- использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге;
- самовыражение: монологические высказывания разного типа ;
- способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях;
- самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:
- поиск информации и понимание прочитанного;
- преобразование и интерпретация информации;
- оценка информации.
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
2. Понимание содержания
3. Вычленение ключевых понятий
4. Обобщение информации
5. Преобразование информации
6. Применение и представление информации
Чтение – это способность человека к осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества .
Виды чтения
рефлексивное чтение заключается в овладении большим комплексом
умений:
понимать основную мысль текста, прогнозировать последовательность
изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;
изучающее , имеющее целью извлечение полной и точной
информации с последующей интерпретацией содержания текста;
Ознакомительное направленное на извлечение основной
информации или выделение основного содержания текста;
поисковое/
просмотровое , направленное на нахождение
конкретной информации, конкретного факта;
Выбираем из текста или придумываем заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста
Определяем главную тему, общую цель или назначение текста
Понимание содержания
Формируем на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции
Выделяем не только главную, но и избыточную информацию
Находим в тексте требуемую информацию
Структурируем текст
Преобразовываем текст, переходим от одного представления данных к другому
Сравниваем и противопоставляем заключённую в тексте информацию разного характера
Обобщение и
преобразование
информации
Обнаруживаем в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов
Выводим заключение о намерении автора или главной мысли текста
Делаем выводы из сформулированных посылок
Пробегать текст глазами, определять его основные элементы. Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.
Ориентироваться в содержании научного текста, понимать его целостный смысл.
Находить в тексте научного стиля требуемую информацию; верно использовать в речи термины.
Понимать содержание учебного текста и воспринимать его в устной форме.
Преобразовывать текст, используя новые формулы представления информации (схемы), переходить от одного представления данных к другому, интерпретировать текст.
Планируемые результаты:
ученик научится, получит возможность
Точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику.
Планировать и выполнять учебное действие, ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.
Отбирать материал на определенную тему, анализировать отображаемую информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной коммуникативной задачей
Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников
ТИПОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ
Проблематизирующий
Характеристика
Тип учебного
текста
«Маркеры»
Развивающие
возможности
Факты,
Отсутствие эмоций,
терминология
Содержит
достоверную
информацию
Функции
запоминания и
воспроизведения,
расширение
лексического
запаса,
кругозора
Аксиоматический
Проблема,
противопоставления,
размышления,
изложение
субъективного опыта
Содержит
проблемную
информацию,
рассуждения,
умозаключения
Развитие логики,
способности к
пониманию, навыков
смысловой обработки
текста, критического
мышления,
стимулирование
познавательной
мотивации
ТИПОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ
- ТИПОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ
Задания,
требующие
извлечения и
описания
информации,
наблюдения
Задания,
требующие
осмысления,
оценки и
Интерпретации информации
Задания,
требующие
структурирования
и переработки
информации
Задания,
требующие
творческого
применения
информации
Задания,
требующие
мнемонического
воспроизведения информации
Дайте
определение.
Сформулируй-
те.
Перескажите.
Сделайте по
образцу.
Составьте план,
конспект.
Выпишите.
Подготовьте
доклад,
сообщение.
Укажите главное.
Озаглавьте.
Заполните
таблицу.
Проанализируйте
Укажите сходство
и различие.
Сопоставьте.
Сравните.
Найдите
закономерности.
Приведите
пример.
Объясните.
Найдите
аналогию.
Докажите.
Обоснуйте.
Выскажите
свое мнение.
Предложите
способ
решения
проблемы.
Задайте
вопросы.
Исследуйте.
Придумайте условие.
Предложите
гипотезу.
Опишите
процесс,
и т.д.
Перечислите
факторы.
Дайте
характеристику
Понаблюдайте
ТИПОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ
• Простые (фактические) вопросы (Что.?? Когда…?).
• Уточняющие вопросы (Правильно ли я понял, что …? Можно ли сказать, что…?).
• Интерпретационные (объясняющие) вопросы (Почему…?, В
чём причина…?).
• Оценочные (В чём отличие…? В чём сходство …?).
• Творческие (аналитико-синтетические) (А что было бы…?
Как изменится…, если…?).
• Практические (применение) (Как сделать так, чтобы…? Как применить в жизни…?).
№
Задание
1
Содержание учебной деятельности
Тема «Уравнения»
а) Ученик решал уравнение 16 : 2х = 4 так:
16: 2х=4
2х = 16: 4
2х = 4 х = 4:
2 х = 2
Найди ошибку в решении.
б) Два ученика решали уравнение 2(х+1)=18 так:
2(х+1)=18 2(х+1)=18
2х+1=18 2х+2=18
2х=18-1 2х=18-2
2х=17 2х=16
х=17: 2 х=16: 2
х=8,5 х=8
Найди верное решение. Объясни свой выбор.
Сделай поверку
2
Контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив.
Тема «Единицы измерения площадей»
Исключите лишнее: м 2 дм 2 м га км 2 а см 2 . Объясните свое решение. Расположите единицы площади в порядке увеличения.
3
Формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм
действий)
Тема «Приближенные значения чисел. Округление чисел»
Среднее расстояние от Земли до Солнца равно 149,6 млн. км. Солнечный свет распространяется со скоростью 300 000км/с. Вычислите (примерно), за сколько минут луч света от Солнца доходит до Земли. При расчетах 149,6 млн. округлите до
целых.
Определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, составление плана.
- осознание учащимся уровня и качества усвоение результата.
4
Тема «Упрощение выражений»
Найди выражения, значения которых равны: (128 + 57)•36; 43•25+62•25; (1355 - 955)•68; (43 + 62) •25; 1 355•68 - 955•68; 128•36 +57•36. Объясни, как ты их искал.
а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения;
б) запиши это свойство в виде равенства;
в) сравни свою запись с такой: (a + b) c= ac + b•c. Сделай вывод.
5
Обозначь наименьшую из величин x и построй математическую модель задачи. Найди х и ответь на поставленный вопрос . Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Вторая девица спряла в два раза больше пряжи, чем первая, а третья – в три раза больше, чем первая. Все вместе они спряли 4 кг 800 г пряжи. Сколько пряжи спряла в этот вечер каждая девица?
6
Поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково-символическое моделирование.
Тема «Действия с десятичными дробями»
а) Выполните действия:
б) Разукрасьте бабочку в соответствии с
результатами вычислений. Учитывайте, что правая
и левая части одинаковые (симметричные): красным – те части, ответ на которых меньше 2 на 0,3; коричневым – те части, где ответ совпадает с квадратом числа 0,8; черным – части, связанные с ответом, в котором цифра 3 стоит в разряде десятых;
синим – те части, где ответом является число в 2 раза больше, чем 19,5. Оставшиеся части сделайте желтыми.
Поиск и выделение информации; выбор критериев для сравнения; знаково- символическое моделирование
Формирование вычислительных
навыков; развитие интереса к математике, положительное
отношение к процессу познания,
принцип удивления, формирование
личностных качеств: аккуратность при выполнении работы,
бережливость.
.
Необходимая для личностного развития учащегося позиция «Я - сам!» должна культивироваться, организовываться и направляться учителем незаметно, но целенаправленно.
Учащийся дома остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит?
- чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...);
- заучивание (минимального количества дат, терминов, имен);
- подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных); составление опорных конспекто в к пересказам (по желанию), планов, конспектов, выписки;
- творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.).
Многообразие форм и методов работы с текстом позволяет в полном объеме решать задачи, сформулированные в новом поколении образовательных стандартов.
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.
2. ФГОС ООО утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
3. Примерные программамы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010..
4. Виленкин Н.Я.и др. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Москва: Мнемозина, 2009
5. Кордина Н.Е.,автор-составитель. Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс /Волгоград: Учитель,2011.
6. Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Математика 5 класс. Задания для обучения и развития. «Интеллект-Центр» Москва 2007г.
7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий. Под редакцией А.Г. Асмолова. Москва «Просвещение» 2011г.
1 . Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/
2. Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: http://www. informika.ru/
3. Тестирование on-line: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
4. Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/
5. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
6. Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/
7. Электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции www.school-collection.edu.ru
8. http://www.openclass.ru/node/226794