СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Свадьба в Осетии"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта презентация рассказывает о быте осетинского народа, как в старину проходили свадьбы, какие костюмы одевали невесте.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Свадьба в Осетии"»

Свадьба  в  Осетии

Свадьба в Осетии

Свадьба в Осетии Осетинская свадьба… Счастливые лица, шутки, смех… Зажигательные танцы, величавый симд, добрые напутствия молодым…

Свадьба в Осетии

  • Осетинская свадьба… Счастливые лица, шутки, смех… Зажигательные танцы, величавый симд, добрые напутствия молодым…
Свадьба в Осетии Названые братья — кухылхацаг и амдзуарджын   выводят невесту, — как поётся в свадебной песне: «На одном плече (у невесты) — солнце сияет, на другом — луна играет». В последний раз переступает она порог отчего дома, как член семьи. Фарн и счастье несёт в дом, который отныне станет для неё родным…

Свадьба в Осетии

  • Названые братья — кухылхацаг и амдзуарджын  выводят невесту, — как поётся в свадебной песне: «На одном плече (у невесты) — солнце сияет, на другом — луна играет». В последний раз переступает она порог отчего дома, как член семьи. Фарн и счастье несёт в дом, который отныне станет для неё родным…
Сватовство Любая свадьба, как в старину, так и в наши дни, начинается со сватовства. Если юноша чувствует себя морально и физически готовым к тому, чтобы взять на себя ответственность за семью, если у него есть любимая девушка и они решили связать свои судьбы, и если избранница сына наделена теми качествами, которые родители жениха желали бы видеть в будущей невестке, они (с согласия девушки) засылают сватов.

Сватовство

  • Любая свадьба, как в старину, так и в наши дни, начинается со сватовства. Если юноша чувствует себя морально и физически готовым к тому, чтобы взять на себя ответственность за семью, если у него есть любимая девушка и они решили связать свои судьбы, и если избранница сына наделена теми качествами, которые родители жениха желали бы видеть в будущей невестке, они (с согласия девушки) засылают сватов.
Сватовство Сватов должно быть не менее 3 человек. Один из них, по возможности, родственник жениха, старшим обычно посылают самого уважаемого из соседей, третьим может быть хороший знакомый семьи невесты — это, обычно, ускоряет дело.

Сватовство

  • Сватов должно быть не менее 3 человек. Один из них, по возможности, родственник жениха, старшим обычно посылают самого уважаемого из соседей, третьим может быть хороший знакомый семьи невесты — это, обычно, ускоряет дело.
Сватовство Семья девушки, как правило, знает о приходе гостей. По тому, как их встречают, можно судить об исходе сватовства. Тем не менее, после второго тоста старший должен сообщить хозяевам о цели своего прихода.

Сватовство

  • Семья девушки, как правило, знает о приходе гостей. По тому, как их встречают, можно судить об исходе сватовства. Тем не менее, после второго тоста старший должен сообщить хозяевам о цели своего прихода.
Сватовство Часто бывает так, что семья девушки знает о чувствах молодых и ничего не имеет против их союза, но дать согласие сразу не позволяет этикет. Глава семьи благодарит гостей за оказанную честь и отвечает примерно так: Мы должны посоветоваться со старейшинами фамилии, родственниками, наконец, спросить о согласии девушку, и только тогда сможем ответить вам. То есть в завуалированной форме даёт понять гостям, что их приходу рады и сватовство может закончиться свадьбой. Тогда же договариваются о времени следующего визита.

Сватовство

  • Часто бывает так, что семья девушки знает о чувствах молодых и ничего не имеет против их союза, но дать согласие сразу не позволяет этикет. Глава семьи благодарит гостей за оказанную честь и отвечает примерно так:
  • Мы должны посоветоваться со старейшинами фамилии, родственниками, наконец, спросить о согласии девушку, и только тогда сможем ответить вам.
  • То есть в завуалированной форме даёт понять гостям, что их приходу рады и сватовство может закончиться свадьбой. Тогда же договариваются о времени следующего визита.
Фидыд В наше время фидыд может проходить как в доме жениха, так и в доме девушки, причём второе бывает гораздо чаще. Родители юноши через фидауджыта  [4]  оставляют в доме девушки фидауаггаг  [5]  — определённую сумму денег в знак того, что две фамилии породнились. Иногда фидыд происходит в день свадьбы, что также не возбраняется обычаями. В доме девушки для фидауджыта готовят угощение. Более состоятельные семьи режут барана. Пока мясо варится, гостям приносят лёгкую закуску, произносят 2 — 3 тоста. Затем стол накрывают уже по обычаю. Встаёт старший и предлагает обсудить дело, из-за которого они собрались. Во время фидыда назначается день свадьбы, обговаривается количество гостей, которые приедут за невестой, а также кто и когда привезёт жертвенного бычка. Обсудив непосредственно всё, что касается предстоящей свадьбы, гости и хозяева переходят к застолью.

Фидыд

  • В наше время фидыд может проходить как в доме жениха, так и в доме девушки, причём второе бывает гораздо чаще. Родители юноши через фидауджыта  [4]  оставляют в доме девушки фидауаггаг  [5]  — определённую сумму денег в знак того, что две фамилии породнились.
  • Иногда фидыд происходит в день свадьбы, что также не возбраняется обычаями.
  • В доме девушки для фидауджыта готовят угощение. Более состоятельные семьи режут барана. Пока мясо варится, гостям приносят лёгкую закуску, произносят 2 — 3 тоста. Затем стол накрывают уже по обычаю.
  • Встаёт старший и предлагает обсудить дело, из-за которого они собрались.
  • Во время фидыда назначается день свадьбы, обговаривается количество гостей, которые приедут за невестой, а также кто и когда привезёт жертвенного бычка.
  • Обсудив непосредственно всё, что касается предстоящей свадьбы, гости и хозяева переходят к застолью.

Фидыд

  • На столе по обычаю — три пирога, голова и шея жертвенного животного. Старший (тамада) сидит во главе стола, справа от него второй старший — фидауджыты хистар, слева — третий старший — родственник семьи или представитель фамилии. Все встают. Старший произносит тост за Стыр Хуыцау (Большого Бога), поручает молодых и породнившиеся фамилии Мады Майрам, Уастырджи и другим святым и передает куваггаг и базыг  [6]  младшему за столом. Второй и третий старшие поддерживают тост.
  • Как мы уже сказали, первый тост произносят за Стыр Хуыцау, второй — за Уастырджи, а третий — за здоровье и долголетие двух породнившихся фамилий. Хозяева и фидауджыта в знак сговора пожимают друг другу руки.
  • Тамада предоставляет слово старшему из гостей, который произносит тост за здоровье соседей и жителей села, благодарит хозяина дома и желает, чтобы две фамилии были довольны новым родством, а счастье молодых озаряло не только их близких и родных, но и всю Осетию.
  • Застолье оживляется, тосты следуют один за другим. Старший, ведущий стол, старается, чтобы никто не был обделён вниманием. Третий старший отрезает ухо жертвенного животного, надрезает его три раза и передаёт старшему. Старший благословляет младших и передаёт им ухо вместе с бокалом.
Фидыд В заключение старший просит Хоры Уацилла, Фосы Фалвара, Мыкалгабырта и Касары Уастырджи, чтобы они взяли под своё покровительство Осетию, породнившиеся фамилии и молодых. Жизнь вносит свои коррективы в веками устоявшиеся традиции и обычаи. В наше время молодые после сговора, а чаще в день свадьбы идут в ЗАГС регистрировать брак. Эта церемония обставляется со всей торжественностью и надолго запоминается молодым.

Фидыд

  • В заключение старший просит Хоры Уацилла, Фосы Фалвара, Мыкалгабырта и Касары Уастырджи, чтобы они взяли под своё покровительство Осетию, породнившиеся фамилии и молодых.
  • Жизнь вносит свои коррективы в веками устоявшиеся традиции и обычаи. В наше время молодые после сговора, а чаще в день свадьбы идут в ЗАГС регистрировать брак. Эта церемония обставляется со всей торжественностью и надолго запоминается молодым.
Сусагцыд Через несколько дней после фидыда жених с шафером, дружкой и несколькими друзьями наносят визит в дом невесты. По возможности это не афишируется, собираются только самые близкие и подружки невесты. Зять непременно должен принести с собой конфеты, которые он раздаёт всем собравшимся в доме женщинам. Гостям накрывают столы, устраивают танцы. За столом первый тост старший (обычно это кто-нибудь из соседей, подходящий гостям по возрасту) произносит за Великого Бога, второй — за Уастырджи. Третий тост поднимают за счастье молодых. После этого жених с кухылхацагом и амдзуарджыном идёт в к старшим женщинам. Женщины дают им нуазанта  [9] , причём жениху подносит нуазан мать невесты или её свекровь, если она есть. Поблагодарив за тёплый приём, гости возвращают нуазанта, положив в них деньги, кто сколько считает нужным. Кто-нибудь из молодых женщин раздаёт принесённые женихом конфеты. Женщины благодарят: «Пусть ваша жизнь будет такой же сладкой, как эти конфеты». В сусагцыд жених преподносит невесте обручальное кольцо.

Сусагцыд

  • Через несколько дней после фидыда жених с шафером, дружкой и несколькими друзьями наносят визит в дом невесты. По возможности это не афишируется, собираются только самые близкие и подружки невесты. Зять непременно должен принести с собой конфеты, которые он раздаёт всем собравшимся в доме женщинам. Гостям накрывают столы, устраивают танцы.
  • За столом первый тост старший (обычно это кто-нибудь из соседей, подходящий гостям по возрасту) произносит за Великого Бога, второй — за Уастырджи. Третий тост поднимают за счастье молодых.
  • После этого жених с кухылхацагом и амдзуарджыном идёт в к старшим женщинам. Женщины дают им нуазанта  [9] , причём жениху подносит нуазан мать невесты или её свекровь, если она есть. Поблагодарив за тёплый приём, гости возвращают нуазанта, положив в них деньги, кто сколько считает нужным. Кто-нибудь из молодых женщин раздаёт принесённые женихом конфеты. Женщины благодарят: «Пусть ваша жизнь будет такой же сладкой, как эти конфеты».
  • В сусагцыд жених преподносит невесте обручальное кольцо.
Сусагцыд Молодёжь во дворе или в другой комнате устраивает веселье с танцами и песнями. Могут попросить и жениха показать своё искусство. Умелые танцоры, хорошие исполнители песен всегда окружались особым уважением. Застолье может длиться до глубокой ночи, но как-бы ни сложились обстоятельства, по этикету жених не должен оставаться ночевать в доме невесты.

Сусагцыд

  • Молодёжь во дворе или в другой комнате устраивает веселье с танцами и песнями. Могут попросить и жениха показать своё искусство. Умелые танцоры, хорошие исполнители песен всегда окружались особым уважением.
  • Застолье может длиться до глубокой ночи, но как-бы ни сложились обстоятельства, по этикету жених не должен оставаться ночевать в доме невесты.

Кухылхацаг и амдзуарджын

  • Назначаемые заранее родителями жениха, Кухылхацаг и Амдзуарджын имеют много прав и обязанностей на свадьбе. По существу — это главные действующие лица на празднестве, особенно шафер. От его распорядительности и организаторских способностей зависит порядок на свадьбе, он определяет, когда и кто поедет за невестой, как примут гостей и т.д. Как правило, кухылхыцага и амдзуарджына назначают из близких семье людей, родственников, друзей жениха. В старину существовал обычай: невесту выводили к шаферу и амдзуарджыну и говорили: «Богу угодно, чтобы с сегодняшнего дня эти двое стали твоими братьями. И хотя у вас разные родители, отныне они — твои братья, а ты их сестра». В те времена это имело особое значение — часто шафер оставался её единственным советником и защитником. В доме жениха к нему относились, как к родственнику.
  • Кухылхацаг отвечает за порядок не только в доме жениха, но и невесты. Когда свадебный пир подходит к концу и настаёт пора выводить невесту, шафер вместе с представителями её фамилии, это обычно брат невесты или кто-либо из близких родственников, входит в ее комнату.
Кухылхацаг и амдзуарджын Родственник девушки обращается к Богу, чтобы он благословил его сестру и ниспослал ей любовь и счастье в новой семье, чтобы она никогда не опорочила честь рода и т.д. После этого он даёт разрешение женщинам одеть невесту. Обычно это делают 2 — 3 молодые соседки. Перед свадьбой хозяин дома приглашает нескольких соседей, наиболее близких ему и отличающихся ответственностью, и вверяет им своё хозяйство. Те, в свою очередь, обговаривают, кто за что будет отвечать, кто будут кусартгёнджытё , хонджытё , уырдыглауджыта , а кто кабицы хицау .

Кухылхацаг и амдзуарджын

  • Родственник девушки обращается к Богу, чтобы он благословил его сестру и ниспослал ей любовь и счастье в новой семье, чтобы она никогда не опорочила честь рода и т.д. После этого он даёт разрешение женщинам одеть невесту. Обычно это делают 2 — 3 молодые соседки.
  • Перед свадьбой хозяин дома приглашает нескольких соседей, наиболее близких ему и отличающихся ответственностью, и вверяет им своё хозяйство. Те, в свою очередь, обговаривают, кто за что будет отвечать, кто будут кусартгёнджытё , хонджытё , уырдыглауджыта , а кто кабицы хицау .
Свадьба Тех, кого удостаивают чести быть чындзхассаг  [14] , уведомляют заранее. Во главе чындзхасджыта должен быть старший, которого оповещают раньше всех и который должен проследить за тем, чтобы всё прошло соответственно свадебному этикету. Как правило, это бывает человек уважаемый, хорошо знающий осетинские обычаи. Перед выездом для чындзхасджыта накрывают стол — они должны помолиться Богу, попросить благословения у Уастырджи и подкрепиться на дорогу. Помимо этого, они должны познакомиться друг с другом, обговорить некоторые другие вопросы.

Свадьба

  • Тех, кого удостаивают чести быть чындзхассаг  [14] , уведомляют заранее. Во главе чындзхасджыта должен быть старший, которого оповещают раньше всех и который должен проследить за тем, чтобы всё прошло соответственно свадебному этикету. Как правило, это бывает человек уважаемый, хорошо знающий осетинские обычаи.
  • Перед выездом для чындзхасджыта накрывают стол — они должны помолиться Богу, попросить благословения у Уастырджи и подкрепиться на дорогу. Помимо этого, они должны познакомиться друг с другом, обговорить некоторые другие вопросы.
Свадьба И вот, наконец, с песнями, музыкой свадебный кортеж отправляется к дому невесты. Навстречу им выходят старшие — распорядители в доме невесты и другие встречающие. Кто-нибудь из молодых несёт три пирога, араку, пиво. Старший воздаёт хвалу Богу и высказывает пожелание, чтобы отныне этот дом посещали только такие уважаемые гости и чтобы торжество, по поводу которого они собрались, было угодно Богу и Дзуарта. Старший чындзхассаг благодарит за тёплый приём и в свою очередь желает счастья и благополучия молодым и двум породнившимся фамилиям. Тоже самое делают и двое его помощников. При этом вполне достаточно если трое старших от гостей выпьют преподнесённые бокалы. Абсолютно неприемлемы и должны повсеместно отвергаться случаи современного грубого искажения древних осетинских традиций, когда некоторые строптивые молодые хозяева заставляют выпить «встречный бокал» каждого, кто приехал чындзхассаг, не впуская их без этого в дом. В таком случае лучше повернуться и уйти с честью, чем допускать анагъдаудзинад.

Свадьба

  • И вот, наконец, с песнями, музыкой свадебный кортеж отправляется к дому невесты. Навстречу им выходят старшие — распорядители в доме невесты и другие встречающие. Кто-нибудь из молодых несёт три пирога, араку, пиво. Старший воздаёт хвалу Богу и высказывает пожелание, чтобы отныне этот дом посещали только такие уважаемые гости и чтобы торжество, по поводу которого они собрались, было угодно Богу и Дзуарта. Старший чындзхассаг благодарит за тёплый приём и в свою очередь желает счастья и благополучия молодым и двум породнившимся фамилиям. Тоже самое делают и двое его помощников.
  • При этом вполне достаточно если трое старших от гостей выпьют преподнесённые бокалы. Абсолютно неприемлемы и должны повсеместно отвергаться случаи современного грубого искажения древних осетинских традиций, когда некоторые строптивые молодые хозяева заставляют выпить «встречный бокал» каждого, кто приехал чындзхассаг, не впуская их без этого в дом. В таком случае лучше повернуться и уйти с честью, чем допускать анагъдаудзинад.
Свадьба Гостей приглашают в дом. Молодёжь устраивает танцы, после которых гостей сажают за стол, причём чындзхасджыта сидят отдельно, вперемешку с несколькими представителями принимающей стороны. Стол ведёт фынджы хистар  [16] . На столе, по обычаю, голова и шея жертвенного животного, как правило, бычка. (На праздничных и свадебных столах шея обязательно кладётся с левой стороны от головы), три пирога. Базыг у тамады. У старшего чындзхассага — физонаг  [17]  он сидит за второго старшего. Физонаг из трёх правых рёбер у третьего старшего, который обычно представляет фамилию или родственников невесты по материнской линии. Фынджы хистар встаёт, держа в правой руке чашу с пивом, а в левой — базыг. Все сидящие за столом тоже встают, молодёжь подходит ближе. Старший про износит молитву.

Свадьба

  • Гостей приглашают в дом. Молодёжь устраивает танцы, после которых гостей сажают за стол, причём чындзхасджыта сидят отдельно, вперемешку с несколькими представителями принимающей стороны.
  • Стол ведёт фынджы хистар  [16] . На столе, по обычаю, голова и шея жертвенного животного, как правило, бычка. (На праздничных и свадебных столах шея обязательно кладётся с левой стороны от головы), три пирога. Базыг у тамады. У старшего чындзхассага — физонаг  [17]  он сидит за второго старшего. Физонаг из трёх правых рёбер у третьего старшего, который обычно представляет фамилию или родственников невесты по материнской линии. Фынджы хистар встаёт, держа в правой руке чашу с пивом, а в левой — базыг. Все сидящие за столом тоже встают, молодёжь подходит ближе. Старший про износит молитву.
Свадьба Кухылхацаг берёт у старшего чашу с пивом. Второй и третий старший так же возносят молитвы Богу. Второй старший даёт куваггаг амдзуарджыну, а третий старший — младшему за столом, и все садятся. Старший произносит первый тост за Великого Бога, второй — за Уастырджи, третий — за здоровье фамилии и семьи. После этого тосты идут один за другим как того желает старший и требует этикет. Произносится тост за чындзхасджыта. Старший воздаёт им хвалу и даёт традиционные три нуазана. Хозяева стараются всячески угодить гостям. И когда старший из гостей пьёт свой нуазан, младшие поют застольную «Нуазаны Зараг».

Свадьба

  • Кухылхацаг берёт у старшего чашу с пивом. Второй и третий старший так же возносят молитвы Богу. Второй старший даёт куваггаг амдзуарджыну, а третий старший — младшему за столом, и все садятся.
  • Старший произносит первый тост за Великого Бога, второй — за Уастырджи, третий — за здоровье фамилии и семьи. После этого тосты идут один за другим как того желает старший и требует этикет.
  • Произносится тост за чындзхасджыта. Старший воздаёт им хвалу и даёт традиционные три нуазана. Хозяева стараются всячески угодить гостям. И когда старший из гостей пьёт свой нуазан, младшие поют застольную «Нуазаны Зараг».

Свадьба

  • Если поблизости живут люди, недавно потерявшие близкого человека (обычно — ещё не справившие годовщину), хозяин дома, в котором состоится свадьба, заранее до дня свадьбы, посылает к ним уважаемых людей, мол, такого числа мы намерены женить сына (выдать дочь), но, радуясь этому событию, мы бы не хотели проявить неуважение к вам, вашему трауру. Как нам быть? Те отвечают, что в жизни есть и радости, и горе. Просим вас не отменять из-за нашего горя вашу свадьбу. То есть таким образом чтутся древние осетинские обычаи взаимоуважения и сострадания.
  • На свадьбе хозяева стараются, чтобы никто из гостей за столом не был обделён вниманием, но пить насильно никого не заставляют. Те же случаи, когда на некоторых современных свадьбах и других праздниках это всё-таки делается под различными предлогами, нужно рассматривать как анагъдаудзинад и не идти на поводу у любителей выпить. Потому что наши предки прежде всего ценили трезвость и сдержанность в выпивке и еде. Напиться или напоить гостя до неблаговидного состояния не делает чести никому.
  • Обязательно произносится тост за здоровье молодых. Им желают прожить в любви и согласии и вместе состариться. Желают, чтобы у них появились сыновья, которые смогут прославить Осетию и страну. Право произнести молитву предоставляют старшему из гостей. Он желает здоровья хозяевам, соседям, односельчанам и благодарит их. Просит принести три ребра. Кладёт их на тарелку с тремя нуазанами, и отсылает с молодыми из числа гостей к женщинам, находящимся в доме.
  • 1-ый бокал преподносится афсинтан (готовившим еду и накрывавшим столы),
  • 2-ой — женщинам (гостьям),
  • 3-ий — старшей женщине в семье.

Свадьба

  • От имени гостей, их старший поручает трём молодым отнести такие же бокалы к столу, за которым сидят соседи, родственники и другие приглашенные для того чтобы поблагодарить их за гостеприимство.
  • Часто такой жест благодарности и внимания делается по направлению молодёжи, веселящейся и танцующей во дворе.
  • Далее старший чындзхассаг просит позвать хозяина дома и от имени гостей благодарит его. Дальше застолье идёт своим порядком. После двух — трёх тостов хозяин дома с двумя молодыми людьми преподносит почётные бокалы гостям.
  • Молодёжь, приехавшая за невестой, также преподносит нуазанта хозяевам. Благодарит их, желает, чтобы те всегда сидели за свадебными и праздничными столами, а они, в свою очередь, были для них достойными младшими.
  • Но вот невеста одета, её пора выводить, однако женщины, одевавшие её, не позволяют это сделать, пока шафер не «выкупит» её. Идёт забавный и непринуждённый «торг» после которого стороны приходят к соглашению.
  • Иногда соседские девушки прячут самую молодую гостью, которую юноши — чындзхассджыта должны у них «выкупить». В некоторых сёлах прячут гармошку, принадлежащую гостям, и требуют за неё выкуп. Всё это сопровождается весёлыми шутками и смехом.
  • Наконец невесту выводят. Кухылхацаг держит её за правую руку, амдзуарджын идёт с левой стороны.

Свадьба

  • Старший передаёт нуазан кухылхацагу. Второй и третий старший так же произносят напутственные слова с добрыми пожеланиями. Невесту сажают в машину.
  • Старший произносит тост за Хоры Уацилла, за Фосы Фалвара. Третий старший отрезает ухо с головы жертвенного животного, надрезает три раза, и старший стола, по благодарив и выразив всем добрые пожелания, вместе с нуазаном передаёт его младшим за столом (в знак того, чтобы младшие всегда слушались старших, постигая их мудрость). Один из них берёт нуазан, разрезает ухо на три части и, в свою очередь, благодарит старших. Произносится тост за Мыкалгабырта.
  • Последний тост за Фандагсар Уастырджи (покровителя путников) пьют стоя.
  • После этого несколько человек из старших чындзхасджыта идут в хадзар к женщинам, чтобы поблагодарить их за оказанный приём. Поскольку это не полагается делать с пустыми руками, афсинта дают им нуазанта.
  • В это время несколько молодых людей или мальчиков закрывают ворота, чтобы машина с невестой не могла выехать, и требуют соблюдения ещё одной традиции. Шафер выносит им три пирога, курицу и араку (детям — конфеты, деньги) — путь невесте открыт.
  • И вот, наконец, с музыкой, с песнями свадебный кортеж покидает дом невесты. Очень часто по дороге, все заезжают в святую Рощу Хетага, где возносят молитву Уастырджи и просят счастья молодым, а себе счастливой дороги.
  • В последнее время появился не очень хороший обычай — по дороге в дом жениха устраивать гонки с оглушительным рёвом звуковых сигналов. Это — небезопасно и очень часто приводит к неприятным последствиям. Старшие должны сдерживать молодых.
  • И вот наконец машина с невестой въезжает во двор жениха. Молодёжь и женщины помоложе окружают машину, слышатся шутки, смех

Свадьба

  • Кухылхацаг и амдзуарджын подводят невесту к старшим. Все встают. У трёх старших в руках — нуазанта. Первый старший произносит молитву Богу и всем святым.
  • Куваггаг дают кухылхацагу. Второй и третий старший так же возносят благодарение Богу и передают куваггаг амдзуарджыну и кому-нибудь из молодёжи за столом. Младшие благодарят, и невесту под песню «Фарн идёт, фарн! счастье с собой несёт» ведут в хадзар (дом), где сидят старшие женщины.
  • Перед входом в дом ей дают подержать мальчика, с пожеланием, чтобы её первенец был сыном.
  • Невеста переступает порог хадзара правой ногой. Движения её полны достоинства и грации. Вступив в хадзар, она кланяется три раза. Старшая из женщин просит молитву Богу-Хуцау, Лагты Дзуара (женщина не должна произносить имя «Уастырджи», называя его Лагты Дзуа — Покровитель Мужчин), Бынаты хицау, Мады Майрам и других дзуаров взять невесту под своё покровительство. После этого под музыку и песни её ведут в её комнату, где устраиваются танцы. Через некоторое время кухылхацаг и амдзуарджын снова ведут невесту в хадзар, где с неё должны снять фату. В старину фату снимали только на второй день, в некоторых сёлах это практикуется и по сей день.

Мыды кус

  • Мыды кус (чаша со смесью мёда и топлёного масла)
  • Вместе с сары зады хацилом присылается и мыды кус. После снятия фаты, невеста должна угостить пожилых женщин, сидящих в комнате, мёдом. Когда невеста угощает мёдом свекровь, женщины желают им, чтобы они были друг другу так же сладки, как эти мёд и масло. После этого часто Мыды Кус выхватывал кто-то из соседских мальчиков и под весёлые одобрительные возгласы уносил друзьям.
  • После этого ритуала невесту снова уводят в её комнату, где возобновляются танцы, песни, весёлые шутки и смех. Невеста обычно стоит в дальнем от входа углу комнаты «под охраной» двух молодых людей приехавших вместе с ней из отчего дома в качестве сопровождения и поддержки. Они не разрешают фамильярничать или каким-либо другим образом обижать невесту. Всестороннюю поддержку и внимание оказывает невесте Канга Мад (букв. – «назаначенная мать» обычно молодая женщина из числа соседей, заблаговременно назначается матерью жениха или старшей женщиной в доме). Она становиться настоящим заботливым опекуном невесты на время адаптации в новом доме, а очень часто — и на всю жизнь.
Мыды кус После того как с невесты сняли фату, кто-то из молодых парней может отважиться пригласить её на танец. Невеста не должна отказываться, но танец её (обычно «Хонга Кафт») скромный, плавный и недолгий. Остановившись возле «своего угла», она даёт юноше возможность в искромётном танце показать всем на что он способен. После этого, рискнувшему на этот танец с невестой, она сама преподносит, приготовленный расторопными молодыми, нуазан — бокал. Юноша благодарит невесту, желает ей и её избраннику здоровья и счастья, а дому благополучия и процветания и выпивает. Затем положив в опустошенный стакан денежную купюру достаточно высокого достоинства, возвращает его невесте.

Мыды кус

  • После того как с невесты сняли фату, кто-то из молодых парней может отважиться пригласить её на танец. Невеста не должна отказываться, но танец её (обычно «Хонга Кафт») скромный, плавный и недолгий. Остановившись возле «своего угла», она даёт юноше возможность в искромётном танце показать всем на что он способен. После этого, рискнувшему на этот танец с невестой, она сама преподносит, приготовленный расторопными молодыми, нуазан — бокал. Юноша благодарит невесту, желает ей и её избраннику здоровья и счастья, а дому благополучия и процветания и выпивает. Затем положив в опустошенный стакан денежную купюру достаточно высокого достоинства, возвращает его невесте.

Сиахсыцыд 

  • После того как невесту увозят, жених с шафером и несколькими молодыми людьми приезжает в дом невесты.
  • Его приезда ждут с нетерпением: родственникам и соседям интересно взглянуть на выбор невесты. Молодёжь устраивает в его честь танцы, женщины накрывают столы. За старшего сидит обычно кто-нибудь из соседей, как правило, близкий гостям по возрасту.
  • Жених привозит с собой конфеты и одаривает ими всех находящихся в доме женщин. Наутро конфетами также угощают всех близживущих соседей.
  • За столом жених ведёт себя скромно. Сдержан в еде и, особенно, в употреблении крепкого спиртного. Старается произвести на новых родственников приятное впечатление.
  • Застолье может длиться долго, но в определенное время жених с двумя — тремя молодыми людьми должен попроситься встать из-за стола зайти к женщинам (афсинтам) готовившим еду и накрывавшим на столы. Афсинта дают им нуазанта (бокалы). Жениху подносит нуазан мать невесты или старшая в доме женщина. Выразив женщинам благодарность за гостеприимство и затраченный труд, молодёжь пьёт за их здоровье и возвращает нуазанта, предварительно положив в них деньги, кто сколько считает нужным. После этого они возвращаются за стол. Гостей обычно отпускают заполночь.

Сиахсыцыд

  • На второе утро свадьбы посмотреть на невесту сбегаются соседские ребятишки. Невеста, по обычаю, всячески привечает их: девочкам вплетает в волосы банты, мальчикам дарит различные игрушки.
  • Ближе к обеду из дома невесты привозят хуын — приданое невесты. Гостей встречают со всеми почестями: устраивают танцы, накрывают богатые (по возможности) столы, делают кусарт — забивают жертвенное животное. Хуындзаутта (молодёжь сопровождающая приданное) принимают в доме жениха также, как принимали чындзхасджыта в доме невесты. Снова застолье, песни танцы допоздна. Обычно в числе хуындзаутта приезжают друзья, подруги, родственники, соседи невесты, а также младшие братья и сестры. Они все хотят проведать невесту, поддержать ободрить её в новом, непривычном для неё пока, доме. Для этого они во время застолья, после произношения первых трёх тостов, просят старшего разрешить привести к ним невесту. После этого гости — хуындзаутта могут усадить невесту на некоторое время за стол и пообщаться с ней. Веселье, танцы с песнями обычно не смолкают допоздна.
  • Раньше в день свадьбы жениху не полагалось быть дома — это противоречило свадебному этикету. Несколько дней он находился в доме своего кухылхацага, который теперь по отношению к нему назывался «фысым». Он с традиционными тремя пирогами вёл его домой, в комнату к невесте.
  • В настоящее время жениха приводят к невесте на второй день. Это делают кухылхацаг или амдзуарджын с двумя — тремя молодыми людьми. Обязательны три пирога, пиво или арака. Кухылхацаг произносит молитву: молодые вступили в новую жизнь, и пусть эта жизнь будет счастливой; на их плечи легла тяжёлая ноша — ответственность друг за друга, за семью, так пусть они с достоинством пронесут эту ношу по жизни…

Сиахсыцыд

  • Раньше почти повсеместно в Осетии существовал обычай «кражи невесты». Сейчас он сохранился только в некоторых сёлах. На второй день (чаще вечер), друзья жениха или молодые соседи, тайно сговорившись, увозят невесту из дома жениха, предварительно запасшись всевозможными яствами со свадьбы. Обосновавшись у кого-то из участников «преступления» они все, вместе с невестой всю ночь веселятся, танцуют, поют, в шутку надсмехаясь над женихом. На следующий день семья, в которой гостила весёлая кампания, провожает невесту почти с такими же почестями, которые были до того в родительском доме. Иногда эта шутка повторялась по 2 — 3 вечера, изрядно подразнив жениха.
  • На следующий же после свадебного день, ближайших соседей участвовавших в приготовлениях и проведении свадьбы, помогавших обслуживать гостей и взявших на себя большую часть забот отдельно приглашают на «Сар ама Барзай». Хозяин дома угощает их, и произносит слова благодарности, пожелав таких же праздников и веселья в доме каждому присутствующему. Этим застольем заканчиваются свадебные мероприятия.
  • Через некоторое время, семья жениха приглашает родителей и других старших из семьи невесты к себе в дом. По этому поводу устраивается официальный приём, с обильными столами, приглашением родственников, ближайших соседей.
  • Тем же самым отвечает и семья невесты.
  • С этого момента новые родственники могут навещать друг друга в любое время, неофициально, без приглашения.
Невесты

Невесты

Невесты

Невесты

Невесты

Невесты

Невесты

Невесты

Невесты

Невесты

Невесты

Невесты


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!