СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Тайны «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация Тайны «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя является сопровождением к уроку литературы по творчеству Н.В.Гоголя.Предложенная модель урока основывается на традиционных формах обучения, но использование медиаресурсов дает современный импульс уроку, который, бесспорно, интересен ученикам.Иллюстративный материал способствует развитию наглядно- образного мышления, созданию эмоционального настроя.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация Тайны «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя»

Урок литературы  Преподаватель русского языка и литературы Жданова Оксана Валерьевна

Урок литературы

Преподаватель русского языка и литературы

Жданова Оксана Валерьевна

Тема урока:  Тайны «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя  Эпиграф урока:  Совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотою вымысла… он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и, в то же время, не скрывает нимало и ее безобразия.  В.Г.Белинский

Тема урока: Тайны «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя

Эпиграф урока:

Совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотою вымысла… он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и, в то же время, не скрывает нимало и ее безобразия.

В.Г.Белинский

Цель урока:  - обобщить ранее полученные знания о «петербургских повестях»; определить место повести «Портрет» в данном цикле. Задачи:   Образовательная :  - проанализировать повесть «Портрет» и осмыслить одну из центральных для писателя тем: содержание и назначение искусства.  Развивающие: формировать умение глубокого анализа текста; вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока; развивать творческие способности, монологическую речь.  Воспитательные: вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя, формировать нравственные ценности личности.

Цель урока:

- обобщить ранее полученные знания о «петербургских повестях»;

  • определить место повести «Портрет» в данном цикле.

Задачи:

Образовательная :

- проанализировать повесть «Портрет» и осмыслить одну из центральных для писателя тем: содержание и назначение искусства.

Развивающие:

  • формировать умение глубокого анализа текста;
  • вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока;
  • развивать творческие способности, монологическую речь.

Воспитательные:

  • вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя,
  • формировать нравственные ценности личности.

 Этапы подготовительной работы:  чтение художественного произведения; подготовка сообщения по проблемным темам:  первая группа – Образ Петербурга (по повести «Невский проспект»);  вторая группа – Тема « маленького человека» (повесть «Шинель»);  третья группа – Видение мира через фантастику (по повести «Нос»); составление мини- презентации

Этапы подготовительной работы:

  • чтение художественного произведения;
  • подготовка сообщения по проблемным темам:

первая группа – Образ Петербурга (по повести «Невский проспект»);

вторая группа – Тема « маленького человека» (повесть «Шинель»);

третья группа – Видение мира через фантастику (по повести «Нос»);

  • составление мини- презентации
Вступительное слово преподавателя   «Петербургские повести» - третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом. Через все повести проходит образ столицы русского государства.  Тема Петербурга в 1830-е годы не являлась чем-то новым и неожиданным. В поэме «Медный всадник» А.С. Пушкин изобразил Петербург как город русской славы и одновременно как город социальных контрастов.  Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем.  Когда Николай Васильевич приехал в 1829 году в Петербург, он написал матери о том представлении, которое у него сложилось о городе:

Вступительное слово преподавателя

  • «Петербургские повести» - третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом. Через все повести проходит образ столицы русского государства. Тема Петербурга в 1830-е годы не являлась чем-то новым и неожиданным. В поэме «Медный всадник» А.С. Пушкин изобразил Петербург как город русской славы и одновременно как город социальных контрастов. Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Когда Николай Васильевич приехал в 1829 году в Петербург, он написал матери о том представлении, которое у него сложилось о городе:
«Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их».   Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. Петербург у Гоголя – это царство роскоши и власти, где богатая часть города полностью подчиняет себе бедную.  По словам Набокова, «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».

«Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их». Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. Петербург у Гоголя – это царство роскоши и власти, где богатая часть города полностью подчиняет себе бедную. По словам Набокова, «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».

 Сообщение первой группы по теме «Образ Петербурга в повести «Невский проспект»   «О, не верьте этому Невскому проспекту!»     «Невский проспект» есть создание столь же глубокое, сколько и очаровательное, это две полярные стороны одной и той же жизни…» В.Г. Белинский  « Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все.»  «Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург.»  «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»  «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него… и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде.»  - В чем своеобразие изображения Невского проспекта в повести Гоголя?

Сообщение первой группы по теме «Образ Петербурга в повести «Невский проспект» «О, не верьте этому Невскому проспекту!»

«Невский проспект» есть создание столь же глубокое, сколько и очаровательное, это две полярные стороны одной и той же жизни…» В.Г. Белинский

« Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все.»

«Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург.»

«Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»

«Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него… и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде.»

- В чем своеобразие изображения Невского проспекта в повести Гоголя?

Вывод: За парадной пышностью Петербурга скрывается холодный, жестокий мир человеческого бесправия. Город равнодушен к судьбе «маленького человека».

Вывод:

За парадной пышностью Петербурга

скрывается холодный, жестокий мир

человеческого бесправия. Город равнодушен к

судьбе «маленького человека».

 Сообщение второй группы обучающихся: Тема «маленького человека» в повести «Шинель»

Сообщение второй группы обучающихся:

Тема «маленького человека» в повести «Шинель»

Кто же такой «маленький» человек? Сопоставьте иллюстрации Саввы Бродского и Бориса Кустодиева. Кто из художников ближе подошел к пониманию глобальности поднятой Гоголем проблемы? В произведениях каких писателей в дальнейшем отражена тема «маленького человека»?

Кто же такой «маленький» человек?

  • Сопоставьте иллюстрации Саввы Бродского и Бориса Кустодиева.
  • Кто из художников ближе подошел к пониманию глобальности поднятой Гоголем проблемы?
  • В произведениях каких писателей в дальнейшем отражена тема «маленького человека»?
Вывод:    Гоголь от истории «маленького человека» подводит читателя к сознанию трагизма пребывания человека в мире, независимо даже от его «значительности»: на героя «нестерпимо обрушилось несчастье, как обрушивалось на царей и повелителей мира».

Вывод: Гоголь от истории «маленького человека» подводит читателя к сознанию трагизма пребывания человека в мире, независимо даже от его «значительности»: на героя «нестерпимо обрушилось несчастье, как обрушивалось на царей и повелителей мира».

Слово преподавателя  Петербург Гоголя – это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве. Здесь возможны самые необыкновенные происшествия.  Сообщение 3 группы :  Видение мира через фантастику (повесть «Нос»)

Слово преподавателя Петербург Гоголя – это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве. Здесь возможны самые необыкновенные происшествия.

Сообщение 3 группы :

Видение мира через фантастику (повесть «Нос»)

  Какой художественный прием применяет Гоголь для показа абсурдности Петербурга?  Почему иллюстратор Алимов не показывает лица Носа?

Какой художественный прием применяет Гоголь для показа абсурдности Петербурга? Почему иллюстратор Алимов не показывает лица Носа?

Вывод    Повесть «Нос» - пародия на чинолюбцев,  для которых характерна пустота. Это главная  нелепость, показанная через фантастику: поклонение не уму, а пустышке в мундире.

Вывод

Повесть «Нос» - пародия на чинолюбцев,

для которых характерна пустота. Это главная нелепость, показанная через фантастику: поклонение не уму, а пустышке в мундире.

Слово преподавателя  Все сдвинуто в мире. Всюду царит хаос, рушатся привычные представления о добре и зле. В «петербургских повестях» Н.В. Гоголь вновь обращается к проблеме внешней красоты и внутренней порочности. Писатель пытается постичь воздействие безобразного на мир и найти пути борьбы со злом. Главную роль при этом он отводит искусству.  «…если сочинение заключает в себе две, три еще не сказанные истины, то уже автор не вправе скрывать его от читателя, и за две, три верные мысли можно простить несовершенство целого,» - так заявляет  Н.В. Гоголь в ответ на критику В.Г. Белинского относительно второй части повести «Портрет».  Так какие же истины кроются за страницами данного произведения?  Каким образом Гоголь подводит читателя к пониманию, что на художника возлагается великая ответственность за свое творение?

Слово преподавателя Все сдвинуто в мире. Всюду царит хаос, рушатся привычные представления о добре и зле. В «петербургских повестях» Н.В. Гоголь вновь обращается к проблеме внешней красоты и внутренней порочности. Писатель пытается постичь воздействие безобразного на мир и найти пути борьбы со злом. Главную роль при этом он отводит искусству.

«…если сочинение заключает в себе две, три еще не сказанные истины, то уже автор не вправе скрывать его от читателя, и за две, три верные мысли можно простить несовершенство целого,» - так заявляет

Н.В. Гоголь в ответ на критику В.Г. Белинского относительно второй части повести «Портрет».

  • Так какие же истины кроются за страницами данного произведения?
  • Каким образом Гоголь подводит читателя к пониманию, что на художника возлагается великая ответственность за свое творение?
Работа по анализу текста повести Н.В. Гоголя «Портрет» Групповые задания Первая группа. Выпишите из текста произведения цитаты, отражающие моральное падение Чарткова, и соотнесите их с иллюстрациями Кукрыниксов.  (работа выполняется на компьютере) Вторая группа. Сжато перескажите историю создания таинственного портрета и его влияния на людей. Третья группа. Дайте сопоставительную характеристику двух художников – Чарткова и художника, создавшего портрет ростовщика.  (работа выполняется на компьютере) Четвертая группа. Внимательно прочитайте отрывок из статьи В.Г. Белинского «О русской повести и повестях г. Гоголя»: « «Портрет» есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде… Первой части этой повести невозможно читать без увлечения…Но вторая часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия.»  Подумайте, прав ли В.Г. Белинский. Подтвердите или опровергните мнение критика, доказывая свою точку зрения цитатами из второй части повести.

Работа по анализу текста повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Групповые задания

Первая группа. Выпишите из текста произведения цитаты, отражающие моральное падение Чарткова, и соотнесите их с иллюстрациями Кукрыниксов.

(работа выполняется на компьютере)

Вторая группа. Сжато перескажите историю создания таинственного портрета и его влияния на людей.

Третья группа. Дайте сопоставительную характеристику двух художников – Чарткова и художника, создавшего портрет ростовщика.

(работа выполняется на компьютере)

Четвертая группа. Внимательно прочитайте отрывок из статьи В.Г. Белинского «О русской повести и повестях г. Гоголя»: « «Портрет» есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде… Первой части этой повести невозможно читать без увлечения…Но вторая часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия.»

Подумайте, прав ли В.Г. Белинский. Подтвердите или опровергните мнение критика, доказывая свою точку зрения цитатами из второй части повести.

Ответ первой группы   «Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности …» «…художник уже стоял несколько времени неподвижно перед одним портретом… Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза…» «Старая шинель и нешегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде…» «Дорогою он вспомнил, что двугривенный, который он отдал, был у него последний.»

Ответ первой группы «Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности …»

«…художник уже стоял несколько времени неподвижно перед одним портретом… Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза…»

«Старая шинель и нешегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде…»

«Дорогою он вспомнил, что двугривенный, который он отдал, был у него последний.»

 «Он усадил их, придвинул холст уже с ловкостью и претензиями на светские замашки и стал писать…Сердце его начало даже слегка трепетать, когда он почувствовал, что выразит то, чего еще не заметили другие».      «Слава его росла, работы и заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать портреты и лица…Кисть его хладела и тупела…»  «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил… И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью.»

«Он усадил их, придвинул холст уже с ловкостью и претензиями на светские замашки и стал писать…Сердце его начало даже слегка трепетать, когда он почувствовал, что выразит то, чего еще не заметили другие».

«Слава его росла, работы и заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать портреты и лица…Кисть его хладела и тупела…»

«Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил… И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью.»

 «Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта».    «…и он узнал ту ужасную муку…ту страшную муку, которая делает человека способным на ужасные злодеяния».    «Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько прекрасных произведений, сколько истребил этот свирепый мститель».

«Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта».

«…и он узнал ту ужасную муку…ту страшную муку, которая делает человека способным на ужасные злодеяния».

«Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько прекрасных произведений, сколько истребил этот свирепый мститель».

Ответ третьей группы Сопоставительная характеристика художников

Чартков

Художник - самоучка

«Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое: вспышками и мгновеньями его кисть отзывалась наблюдательностию, соображением, шибким порывом приблизиться более к природе».

« …художник-самоучка,отыскавший в душе своей… правила и законы, увлеченный только жаждою усовершенствованья…»

«В душе его возродилось желанье непреоборимое схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету».

«У него не было честолюбия… Это был твердый характер, честный, прямой человек…»

«…оделся с ног до головы…накупил духов, помад, нанял, не торгуясь, первую попавшуюся великолепнейшую квартиру на Невском проспекте…»

«Он работал за небольшую плату… которая была нужна ему только для поддержания семейства и для доставленья возможности трудиться».

« Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта».

«… картина моя поделом понесла посрамленье. Она была замышлена с тем, чтобы погубить брата. Демонское чувство зависти водило моей кистью, демонское чувство должно было и отразиться в ней».

«Он начал скупать все лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою…с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья». «Он удалился с благословенья настоятеля в пустынь, чтобы быть совершенно одному. Там… изыскал… все возможные степени терпенья и того непостижимого самоотверженья…» «Припадки бешенства и безумия начали оказываться чаще… присоединились все признаки безнадежного сумасшествия…Наконец жизнь его прервалась в последнем, уже безгласном, порыве страдания». «В один день пришел он в обитель и сказал твердо настоятелю: «Теперь я готов. Если богу угодно, я совершу свой труд». Предмет, взятый им, было рождество Иисуса».

«Он начал скупать все лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою…с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья».

«Он удалился с благословенья настоятеля в пустынь, чтобы быть совершенно одному. Там… изыскал… все возможные степени терпенья и того непостижимого самоотверженья…»

«Припадки бешенства и безумия начали оказываться чаще… присоединились все признаки безнадежного сумасшествия…Наконец жизнь его прервалась в последнем, уже безгласном, порыве страдания».

«В один день пришел он в обитель и сказал твердо настоятелю: «Теперь я готов. Если богу угодно, я совершу свой труд». Предмет, взятый им, было рождество Иисуса».

Ответ четвертой группы    Считаем, что В.Г. Белинский прав.  Вторая часть повести – это проповедь нравственного очищения, которую можно представить в виде свода нравоучительных правил:  1. «Талант есть драгоценнейший дар бога – не погуби его».  2. «Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья».  3. «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

Ответ четвертой группы

Считаем, что В.Г. Белинский прав.

Вторая часть повести – это проповедь нравственного

очищения, которую можно представить в виде свода

нравоучительных правил:

1. «Талант есть драгоценнейший дар бога – не погуби его».

2. «Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья».

3. «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

Итог урока Заключительное слово преподавателя  В повести «Портрет» Н.В. Гоголь формулирует предназначение искусства: «… для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу».  Писатель сравнивает истинное произведение с молитвой. Действительно, смысл того и другого в идее спасения. Но Гоголь себе противоречит: в окончательном тексте повести портрет ростовщика исчезает, и зло опять пошло бродить по свету. Миропониманию Гоголя свойственны противоречия. Однако для Гоголя продолжает быть ценным главнейший творческий принцип – проведение жизненного материала, в том числе и низкого, сквозь «чистилище души» художника.  - Так к каким же размышлениям подводит Гоголь современного читателя своими повестями? Домашнее задание.  Сопоставьте повесть Н.В. Гоголя «Портрет» с повестью Оноре де Бальзака «Гобсек»

Итог урока

Заключительное слово преподавателя

В повести «Портрет» Н.В. Гоголь формулирует предназначение

искусства: «… для успокоения и примирения всех нисходит в мир

высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе,

но звучащей молитвой стремится вечно к Богу».

Писатель сравнивает истинное произведение с молитвой.

Действительно, смысл того и другого в идее спасения. Но Гоголь

себе противоречит: в окончательном тексте повести портрет

ростовщика исчезает, и зло опять пошло бродить по свету.

Миропониманию Гоголя свойственны противоречия. Однако для

Гоголя продолжает быть ценным главнейший творческий принцип –

проведение жизненного материала, в том числе и низкого, сквозь

«чистилище души» художника.

- Так к каким же размышлениям подводит Гоголь современного

читателя своими повестями?

Домашнее задание.

Сопоставьте повесть Н.В. Гоголя «Портрет» с повестью Оноре де Бальзака «Гобсек»

Резюме Составление мини-презентации урока развивает познавательную самостоятельность обучающихся, творчество, коммуникативные навыки; умение распределять обязанности в группе с учетом индивидуальных особенностей, интересов, способностей; иллюстративный материал способствует развитию наглядно- образного мышления, созданию эмоционального настроя. Урок с компьютерной поддержкой достиг желаемого результата: художественное произведение прочитано и глубоко осмыслено, вызван интерес к творчеству Н.В. Гоголя. Предложенная модель урока основывается на традиционных формах обучения, но использование медиаресурсов дает современный импульс уроку, который, бесспорно, интересен ученикам.

Резюме

  • Составление мини-презентации урока развивает познавательную самостоятельность обучающихся, творчество, коммуникативные навыки; умение распределять обязанности в группе с учетом индивидуальных особенностей, интересов, способностей;
  • иллюстративный материал способствует развитию наглядно- образного мышления, созданию эмоционального настроя.
  • Урок с компьютерной поддержкой достиг желаемого результата: художественное произведение прочитано и глубоко осмыслено, вызван интерес к творчеству Н.В. Гоголя.
  • Предложенная модель урока основывается на традиционных формах обучения, но использование медиаресурсов дает современный импульс уроку, который, бесспорно, интересен ученикам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!