Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у школьников с нарушением речевого развития
Выполнила: воспитатель Эннс Т.И.
Функции:
- катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);
- регулятивная ( снятие нервно-психического напряжения, регуляция психоматических процессов…);
- коммуникативно-рефлексивная ( коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Театрализованная деятельность
Игры в кукольный театр
Игры-драматизации
Игры -представления
Принципы:
- принцип стимуляции познавательной , исследовательской деятельности, активности ребенка;
- принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии;
- принцип интегративности ;
- - принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.
Креативный принцип:
• снятие по возможности всех стрессообразующих факторов;
• раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
• развитие реальных мотивов (игра и обучение проходят не по принуждению, а радостно, так как театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью) ;
• преобладание внутренних, личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;
• включение во внутренние мотивы мотивации успешности, продвижения вперед.
Театрализованная деятельность способствует развитию:
• психофизических способностей (мимики, пантомимики) ;
• психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.) ;
• речи (монолог, диалог) ;
• творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль) .
Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей:
• разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;
• владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчиковым и др.) ;
• амплификация (обогащение) театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии) ;
• изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.
театральная игра
общеразвивающие игры
специальные игры
Театральная
деятельность
упражнения и этюды
ритмопластика
жесты
речевые игры и упражнения
Творческие
Дикционные
Дыхательные
и интонационные
(со словом)
и артикуляционные
Сказка выполняет следующие функции:
• социализации, поскольку приобщает новое поколение к общечеловеческому и этническому опыту;
• креативную, поскольку выявляет, развивает и реализует творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление;
• лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка. При слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок, а при пересказе, драматизации — становление речевой культуры.
Языковые функции — экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу)
• развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психоте-рапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса) .