Творческая группа:
Яковлева Наталья Евгеньевна, учитель-логопед
Качалова Наталья Викторовна, музыкальный руководитель
Шкенёва Евгения Александровна, воспитатель
Цель исследования : определить способы повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования : особенности просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования : процесс формирования и развития просодики у дошкольников с речевыми нарушениями.
Гипотеза исследования : Предположение, что преодоление просодических расстройств у дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективным при проведении коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование мелодико-интонационных компонентов речи.
Была поставлена задача разработки и реализации комплексной системы педагогической деятельности по развитию фонематического восприятия у детей средствами музыкотерапии.
Музыкально-педагогическая реабилитация – это направление в музыкальной терапии, использующее для лечебно-восстановительной цели музыкально-педагогический процесс, который может осуществляться в виде обучения детей пению, игру на музыкальных инструментах, движению под музыку (ритмика, танца, игры), прослушивания музыки, музыкально-дидактических игр.
В основе реализованного опыта – апробированный музыкально-литературный материал, активной используемый в решении задач коррекции речевых нарушений у старших дошкольников, в частности, в развитии фонематического восприятия.
Игры-вокализации, музыкально-дидактические упражнения, музыкально-двигательные игры, тонирование, упражнения для развития ритма и песни для коррекции звукопроизношения, традиционно применяемые в логопедической практике, а также новые авторские варианты упражнений необходимы в работе с детьми, нуждающимися в речевой и двигательной реабилитации, коррекции речевых нарушений
Развитие внимания и памяти, умения различать разнообразные шумовые звуки
Состояние речи ребенка тесно связано с его психомоторными функциями, поэтому развивать речь необходимо вместе с развитием внимания, памяти, чувства ритма, моторики и других элементов неречевого звена. На логопедических занятиях целесообразно проводить упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. Это один из наиболее важных разделов коррекционной работы.
Он начинается с различений разнообразных шумовых звуков. В результате систематической коррекционной работы с использованием специально подобранных упражнений у детей постепенно улучшается реакция на различные виды раздражителей. Они учатся сосредотачиваться, проявляя для этого определенные волевые усилия. Улучшается не только устойчивость, но и переключаемость внимания. Проявляется умение распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Параллельно с развитием всех параметров произвольного внимания у детей постепенно улучшается память, как моторная и зрительная, так и слуховая.
Развитие слухового внимания на речевом материале
Тонирование.
Цель – развитие речевого дыхания.
Во время занятий тонирование используется для уравновешивания процессов мозгового кровообращения, улучшения ритма и глубины дыхания, снятия фактора тревожности. Дети тонируют на удобной для них высоте звука.
Звуковые цепочки
Цели – развитие диафрагменно-грудного дыхания; увеличение продолжительности выдоха, его силы и постепенности; развитие речедвигательного анализатора.
Работа начинается с произнесения на длинном выдохе гласных звуков, которое сопровождается движением, что способствует приближению его к нормальной артикуляции.
Работа над йотированными гласными проводится в два этапа: сначала дети учатся тонировать слитно звуки «и» и другой гласный (и - а, и - о, и – э, и – у), сопровождая тонирование движениями, плавно переходящими одно в другое. При тонировании собственно йотированной гласной (йа, йо, йе, йу) движение рук вверх, сопровождающее ранее произнесение звука «и», заменяется очень коротким движением указательных пальцев от себя вверх. Важно, чтобы характер движений оставался постоянным.
Дифференциация смешиваемых согласных звуков
Характер движения определяется по характеру артикуляции:
- движения, сопровождающие тонирование взрывных глухих согласных (п, т, к), быстрые, резкие, по динамике напряженные,
- движения, сопровождающие тонирование взрывных звонких согласных (б, д, г), быстрые, но расслабленные,
- движения, сопровождающие тонирование смычно-проходных согласных (м, н, л), медленные, плавные, напряженные,
- движения, сопровождающие тонирование фрикативных глухих согласных (ф, с, ш, х) плавные, очень напряженные,
- движения, сопровождающие тонирование фрикативных звонких согласных (в, з, ж), очень напряженные, дрожащие.
Для уточнения произнесения согласных звуков, прочного их усвоения и дифференциации используется тонирование в сочетании с движениями-символами. Звонкие согласные звуки - тонируются, глухие – проговариваются. Обращается внимание детей на то, что тонировать можно только звонкие согласные в отличие от глухих, что способствует выработке умения отличать их друг от друга.
Игры-вокализации
Цели игр-вокализаций – развитие слухового внимания, просодической стороны речи, формирование речевого дыхания.
Развитие чувства музыкального размера.
На занятиях детям дается представление об акценте, как об ударном моменте в звучании, то есть силовом выделении отдельного звука в музыке. Услышав акцент на фоне звучания равной силы, ребенок должен подать какой-нибудь условный сигнал, например, хлопнуть в ладоши. Сначала детей учат выделять неожиданный акцент и лишь затем – метрический (равномерно повторяющийся акцент) в музыке; метр-ритм, в котором все длительности одинаковы, а акценты одинаковой силы появляются через определенные (равные и неравные) промежутки времени.
Развитие чувства ритма
Работа по развитию чувства ритма у детей начинается с прослушивания простейших ритмов и выполнения под них сначала однотипных, а затем все более разнообразных движений. В дальнейшем к движениям добавляются звуки, слова, которые ребенок должен произносить в заданном движением ритме.
Коррекция звукопроизношения
Цели упражнений – автоматизация отдельных звуков в словах и предложениях, развитие моторной координации
Для оценки эффективности предложенной методики было проведено контрольное обследование с использованием диагностических заданий констатирующего этапа исследования (входная диагностика). Сопоставление полученных данных позволило оценить динамику развития указанных параметров. Анализ полученных результатов выявил положительную динамику при выполнении диагностических заданий после реализации системы работы по развитию фонематического восприятия у детей средствами музыкотерапии.
В результате подтвердилась гипотеза исследования - преодоление просодических расстройств у дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективным при проведении коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование мелодико-интонационных компонентов речи.