СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Технология "Дебаты""

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

любой человек хотел бы  быть красноречивым, убедительным, легко владеть словом, с достоинством отстаивать свою позицию в чем-то. И масса примеров тому, что именно такие люди более успешны в обществе. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Технология "Дебаты""»

Технология «Дебаты»  как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности Мастер-класс учителя русского языка и литературы ВКК  Мазалиевой Л.К.

Технология «Дебаты» как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности

Мастер-класс

учителя русского языка и литературы ВКК

Мазалиевой Л.К.

Коммуникативная культура К  коммуникативным качествам хорошей речи  относятся:   1)  правильность  (соблюдение норм литературного языка на всех его уровнях);  2)  логичность  (владение логикой изложения);  3)  точность   (точность словоупотребления, определяется знанием предмета речи, логикой мышления, умение выбирать нужные слова для оформления мысли);  4)  лаконизм  (краткость и четкость выражения идеи, замысла);  5)  ясность   (понятность речи для адресата сообщения);  6)  богатство (количество и разнообразие языковых средств, которыми владеет говорящий);  7)  выразительность   (воздействие речи на адресата);  8)  чистота  (отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку: вульгаризмов, просторечия, жаргона, слов-паразитов);  9)  уместность  (выбор уместных для данной ситуации общения языковых средств выражения). 

Коммуникативная культура

  • К  коммуникативным качествам хорошей речи  относятся: 1)  правильность  (соблюдение норм литературного языка на всех его уровнях); 
  • 2)  логичность  (владение логикой изложения); 
  • 3)  точность   (точность словоупотребления, определяется знанием предмета речи, логикой мышления, умение выбирать нужные слова для оформления мысли); 
  • 4)  лаконизм  (краткость и четкость выражения идеи, замысла); 
  • 5)  ясность   (понятность речи для адресата сообщения); 
  • 6)  богатство (количество и разнообразие языковых средств, которыми владеет говорящий); 
  • 7)  выразительность   (воздействие речи на адресата); 
  • 8)  чистота  (отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку: вульгаризмов, просторечия, жаргона, слов-паразитов); 
  • 9)  уместность  (выбор уместных для данной ситуации общения языковых средств выражения). 
Дебаты — чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Результат: сформировать у слушателей положительное впечатление от собственной позиции. вербальные средства невербальные средства

Дебаты — чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам.

Результат:

сформировать у слушателей положительное впечатление от собственной позиции.

вербальные средства

невербальные средства

Урок-дебаты позволяет  решать многие задачи: Дебаты способствуют формированию критического мышления, собственной позиции, навыков системного анализа, искусства аргументации;  развитию воли, памяти, умения сопоставлять, сравнивать, самостоятельно добывать различного рода информацию по актуальным для человека и общества проблемам;   предполагают  активное включение каждого учащегося в поисковую, познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации; позволяют вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Участники дебатов, как показывают наблюдения, обладают более высокой коммуникативной культурой, способностью в решении вопроса найти компромисс.

Урок-дебаты позволяет решать многие задачи:

  • Дебаты способствуют
  • формированию критического мышления, собственной позиции, навыков системного анализа, искусства аргументации;
  • развитию воли, памяти, умения сопоставлять, сравнивать, самостоятельно добывать различного рода информацию по актуальным для человека и общества проблемам;

  • предполагают активное включение каждого учащегося в поисковую, познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
  • позволяют вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Участники дебатов, как показывают наблюдения, обладают более высокой коммуникативной культурой, способностью в решении вопроса найти компромисс.
В зависимости от поставленных целей и задач дебаты на уроках могут приобретать различные формы . 1.

В зависимости от поставленных целей и задач дебаты на уроках могут приобретать различные формы .

1. "Классические дебаты".

Две команды:

команда утверждения;

команда отрицания.

2. В каждой команде по три спикера.

3.Таймкипер-человек, следящий за временем.

4. Тьютор - тренер / учитель/.

5. Судейская коллегия, которая помогает выявить сильные и слабые стороны игроков.

У каждой команды должен быть кейс игры, куда входит :

Тема.

Обоснование актуальности темы.

Определение понятий.

Аспекты обсуждения.

Аргументы, их доказательства и поддержка

2.

2. "Экспресс-дебаты".

Это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведены к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот тип использования формата дебатов может быть применен как элемент "обратной связи", закрепления учебного материала, либо как форма активизации познавательной деятельности.

3 . "Модифицированные дебаты".

Это использование отдельных элементов формата дебатов, или дебаты, к которых допущены некоторые изменения правил.

Например:

  • сокращается регламент выступлений; увеличивается число игроков в командах; допускаются вопросы из аудитории; организуются "группы поддержки", к помощи которых команды могут обращаться во время тайм-аутов; осуществляется ролевая игра, то есть учащиеся исполняют какую-либо роль; создается "группа экспертов", которая может либо осуществлять функции судейства, либо подводить итог игры, демонстрируя столкновение позиций, либо вырабатывать компромиссное решение, что часто бывает необходимо для реализации учебных целей; изменяется (появляется) роль ведущего игры - учителя. На разных этапах игры она определяется в зависимости от подготовленности учеников тема для дебатов формулируется не в утвердительной форме , а в форме вопроса и т.д.
  • сокращается регламент выступлений; увеличивается число игроков в командах; допускаются вопросы из аудитории; организуются "группы поддержки", к помощи которых команды могут обращаться во время тайм-аутов; осуществляется ролевая игра, то есть учащиеся исполняют какую-либо роль; создается "группа экспертов", которая может либо осуществлять функции судейства, либо подводить итог игры, демонстрируя столкновение позиций, либо вырабатывать компромиссное решение, что часто бывает необходимо для реализации учебных целей; изменяется (появляется) роль ведущего игры - учителя. На разных этапах игры она определяется в зависимости от подготовленности учеников тема для дебатов формулируется не в утвердительной форме , а в форме вопроса и т.д.
  • сокращается регламент выступлений;
  • увеличивается число игроков в командах;
  • допускаются вопросы из аудитории;
  • организуются "группы поддержки", к помощи которых команды могут обращаться во время тайм-аутов;
  • осуществляется ролевая игра, то есть учащиеся исполняют какую-либо роль;
  • создается "группа экспертов", которая может либо осуществлять функции судейства, либо подводить итог игры, демонстрируя столкновение позиций, либо вырабатывать компромиссное решение, что часто бывает необходимо для реализации учебных целей;
  • изменяется (появляется) роль ведущего игры - учителя. На разных этапах игры она определяется в зависимости от подготовленности учеников
  • тема для дебатов формулируется не в утвердительной форме , а в форме вопроса и т.д.
Принципы «Дебатов » 1. Необходимо уважение к оппоненту.  2. Обязательна честность.   3. Проигравших нет.

Принципы «Дебатов »

  • 1. Необходимо уважение к оппоненту.

  • 2. Обязательна честность.

  • 3. Проигравших нет.
Виды «Дебатов» « Текстовые дебаты». Дебаты на основе литературоведческого анализа. «Литературно-критические» дебаты. «Проблемные дебаты».

Виды «Дебатов»

  • « Текстовые дебаты».
  • Дебаты на основе литературоведческого анализа.
  • «Литературно-критические» дебаты.
  • «Проблемные дебаты».
Как рождаются темы для обсуждения? Разный взгляд критиков, современников писателя на литературное произведение В 1825 г. А.С. Пушкин прочитал комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума” и вынес Чацкому приговор столь же справедливый, сколь и лаконичный: «Чацкий совсем не умный человек…. (Письмо Вяземскому 28 января 1825 г.) “ В комедии “Горе от ума” кто умное действующее лицо? – писал Пушкин уже в другом письме А.А. Бестужеву. – Ответ: Грибоедов. Отчего же Пушкин усомнился в уме Чацкого? «Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми...» — писал он А. Бестужеву, разбирая достоинства и недостатки «Горя от ума». Умен ли Чацкий? Изучение разных исторических документов , подтверждающих влияние тех или иных обстоятельств на судьбу писателя «Был ли Шолохов сталинистом?»

Как рождаются темы для обсуждения?

  • Разный взгляд критиков, современников писателя на литературное произведение

В 1825 г. А.С. Пушкин прочитал комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”

и вынес Чацкому приговор столь же справедливый, сколь и лаконичный: «Чацкий совсем не умный человек…. (Письмо Вяземскому 28 января 1825 г.)

В комедии “Горе от ума” кто умное действующее лицо? – писал Пушкин уже в другом письме А.А. Бестужеву. – Ответ: Грибоедов.

Отчего же Пушкин усомнился в уме Чацкого?

«Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми...» — писал он А. Бестужеву, разбирая достоинства и недостатки «Горя от ума».

Умен ли Чацкий?

  • Изучение разных исторических документов , подтверждающих влияние тех или иных обстоятельств на судьбу писателя

«Был ли Шолохов сталинистом?»

Смерть Катерины – протест или смирение, подвиг души или ее смятение, слабость или… ?   1 группа Смерть Катерины – протест? 2 группа Смерть Катерины – смирение? 3 группа Смерть Катерины – подвиг души? 4 группа Смерть Катерины – ее смятение? 5 группа Смерть Катерины – слабость?  

Смерть Катерины – протест или смирение, подвиг души или ее смятение, слабость или… ?

1 группа

  • Смерть Катерины – протест?

2 группа

  • Смерть Катерины – смирение?

3 группа

  • Смерть Катерины – подвиг души?

4 группа

  • Смерть Катерины – ее смятение?

5 группа

  • Смерть Катерины – слабость?

 

Материалы:   критики об образе Катерины драмы «Гроза» толкование имени Катерина текст пьесы «Гроза» вопросы -помощники  Значение имени «Катерина».  Екатерина - имя имеет древнегреческие корни и происходит от слова «катариос», которое означает «чистая», «чистокровная», «непорочная», «безупречная», «простая», «чистейшая». Все значения имени реализованы в характере персонажа.

Материалы:

  • критики об образе Катерины драмы «Гроза»
  • толкование имени Катерина
  • текст пьесы «Гроза»
  • вопросы -помощники

Значение имени «Катерина».

  • Екатерина - имя имеет древнегреческие корни и происходит от слова «катариос», которое означает «чистая», «чистокровная», «непорочная», «безупречная», «простая», «чистейшая». Все значения имени реализованы в характере персонажа.
 Предлагаем тему… Герасим – «олицетворение силы русского народа». или… Герасим – «олицетворение кротости русского народа».

Предлагаем тему…

  • Герасим – «олицетворение силы русского народа».

или…

  • Герасим – «олицетворение кротости русского народа».
Русский язык   Темы для дебатов: Русский язык – «великий , могучий….» язык Обойтись без заимствованных слов ( слов из других языков ) невозможно Язык - национальное достояние русского народа Чтобы грамотно писать, необходимо знать морфемику и морфологию Без знаков препинания обойтись невозможно Этимология - ключ к грамотному письму «А» - звук, буква, слово «Однако» – союз или вводное слово?

Русский язык

Темы для дебатов:

  • Русский язык – «великий , могучий….» язык
  • Обойтись без заимствованных слов ( слов из других языков ) невозможно
  • Язык - национальное достояние русского народа
  • Чтобы грамотно писать, необходимо знать морфемику и морфологию
  • Без знаков препинания обойтись невозможно
  • Этимология - ключ к грамотному письму
  • «А» - звук, буква, слово
  • «Однако» – союз или вводное слово?

Дебаты во внеурочной деятельности

Дебаты во внеурочной деятельности

Неожиданно удачно… Тема дебатов: Лучшая экранизация романа М.Шолохова «Тихий Дон» - фильм режиссера Сергея Герасимова   Результат   Победа в региональном этапе конкурса «Всероссийский конкурс сочинений»

Неожиданно удачно…

Тема дебатов:

  • Лучшая экранизация романа М.Шолохова «Тихий Дон» - фильм режиссера Сергея Герасимова

Результат

Победа в региональном этапе конкурса «Всероссийский конкурс сочинений»

В процессе дебатов формируются  личностные,  познавательные ,   коммуникативные,  регулятивные УУД:       Умение критически мыслить. Умение отделить важную информацию от неважной. Умение определить и вычленить проблему. Умение оценить причины и возможные последствия. Умение делать выводы и заключения. Умение определить факты и мнения. Умение эффективно решать проблемы. Умение оценивать доказательства. Умение работать в команде.

В процессе дебатов формируются личностные, познавательные , коммуникативные, регулятивные УУД:

  • Умение критически мыслить.
  • Умение отделить важную информацию от неважной.
  • Умение определить и вычленить проблему.
  • Умение оценить причины и возможные последствия.
  • Умение делать выводы и заключения.
  • Умение определить факты и мнения.
  • Умение эффективно решать проблемы.
  • Умение оценивать доказательства.
  • Умение работать в команде.
Развиваем личность…  Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Развиваем личность…

  • Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Дебаты : игра или педтехнология?

Дебаты : игра или педтехнология?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!