Деловая игра –
форма воссоздания
предметного и социального содержания профессиональной деятельности,
моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.
Образовательная функция деловой игры
Деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
Производственные
(управленческие)
Учебные
Исследовательские
Диагностические
(аттестационные)
Классификация деловых игр
Л.В. Ежовой
1. По времени проведения:
- без ограничения времени;
- с ограничением времени;
- игры, проходящие в реальное время;
- игры, где время сжато.
2. По оценке деятельности:
- бальная или иная оценка деятельности игрока или команды;
- оценка того, кто работал, отсутствует.
Классификация деловых игр
Л.В. Ежовой
3. По конечному результату:
- жесткие игры;
- свободные, открытые игры.
4. По конечной цели:
- обучающие;
- констатирующие;
- поисковые.
Классификация деловых игр
Л.В. Ежовой
5. По методологии проведения:
- луночные игры;
- ролевые игры;
- групповые дискуссии;
- имитационные;
- организационно - деятельностные игры;
- инновационные игры;
- ансамблевые игры.
Структура деловой игры
ПРИ КОНСТРУИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ МОДЕЛИ ДВУХ ТИПОВ:
- ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
- ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
ОБЪЕКТ ИМИТАЦИИ
МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
процессы
производства
и его фрагменты
социально-
производственные
отношения людей
ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ: ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
1. ЦЕЛИ ИГРЫ
Дидактические
цели
квалификационные характеристики
специалиста, сформулированные в
терминах ЗУН
Воспитательные
цели
опыт общения, овладение социальными
нормами, выработка положительных
установок на восприятие нового и пр.
мотивация участников к профессиональной
деятельности
Игровые
цели
2. СЦЕНАРИЙ ИГРЫ
Предмет игры
процессы и явления
профессиональной деятельности
Проблемная
ситуация
противоречие с учетом содержания
профессиональной деятельности
(содержательный и поведенческий)
Способ
генерирования
событий в игре
динамика и характер развития
процесса игры – детерминированный,
спонтанный и смешанный
Последовательность
игры,
взаимодействие
игроков
Описание основных этапов игры,
операций, шагов в виде блок-схем
Характер
двуплановости
разделение функций
«игрока» и «специалиста»
КОМПЛЕКТ РОЛЕЙ И ФУНКЦИИ ИГРОКОВ
- роли в игре заимствуются из реальной профессиональной деятельности и специально создаются для отражения определенных должностных позиций;
- ролевая структура должна отражать разность интересов игроков;
- описание роли должно включать: перечень ролей и формируемых групп; функции игроков; инструкции по исполнению должностной роли; портреты ролей, характеризующие личностные качества игроков;
- оптимальное участников игры – 30 человек; в рабочей группе – 5-7 человек.
ПРАВИЛА ИГРЫ – это ограничения в поведении и проявлении интересов игроков.
- отражают закономерности реальных производственных процессов и явления и учебно-игровой деятельности;
- степень «жесткости» правил зависит от целей игры и объекта имитации.
5. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
ПРЕДМЕТ ОЦЕНИВАНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ/
ГРУППОВОЙ
РЕЗУЛЬТАТ
ОБЩИЙ
РЕЗУЛЬТАТ
- эффективность решений;
- межгрупповое взаимодействие;
- взаимодействие внутри группы;
КАЧЕСТВО КОНКРЕТНОГО
ПРОДУКТА -
ДОКУМЕНТА, ПРОЕКТА,
ОРИГИНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ,
РЕКОМЕНДАЦИИ
- личностные качества участников
СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ: БАЛЛЫ, АНКЕТИРОВАНИЕ, ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
ПЕРВЫЙ ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. Довести тему, цели и замысел занятия до обучаемых.
2. Создать в учебной группе три рабочие подгруппы.
3. Определить в рабочей подгруппе из их участников должностных лиц(роли).
4. Назначить экспертов по рассмотрению ситуации (задачи) в каждую рабочую подгруппу.
5. Определить задачи участников игры – должностных лиц и экспертов в рабочих подгруппах.
6. Довести учебную литературу, которую обучаемые должны изучить до непосредственного проведения деловой игры.
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
ВТОРОЙ ЭТАП – НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
1.Вступительное слово (до 10 минут) содержит: тему занятия, ее цели и задачи, актуальность, замысел игры, уточнение ситуации (задачи), состав и порядок работы в подгруппах.
2. Работа по подгруппам по выработке коллективного решения (30-35 минут).
3. Рассмотрение итогов работы первой подгруппы. Выступление эксперта. Общая дискуссия. Подведение итогов.
4. Аналогичная работа в подгруппах 2,3.
5. Подведение итогов деловой игры (10-15 минут).
Методологические трудности и зоны риска при конструировании деловых игр.
- Отсутствие концепции деловой игры;
- Некритическое заимствование технологий деловых игр при пересечении их в разные дисциплинарные практики;
- Методологические трудности в оценке эффективности ;
- Трудности воспроизведения и тиражирования деловых игр;
Как избежать возникновения трудностей?
- Чтобы избежать многих трудностей, чтобы участники чувствовали себя более комфортно во время проведения игры, необходимо организовать правильную теоретическую подготовку по предложенной теме, как коллективную, так и индивидуальную, т.е. участники должны быть вооружены теоретическими основами решаемой проблемы и должны владеть исследовательскими умениями и подходами в поиске ее практического разрешения.
УРОК - РОЛЕВАЯ ИГРА.
- Ролевая игра - это разыгрывание определенных жизненных ситуаций. Она больше напоминает театр.
- - Имитационные;
- - Ситуационные;
- - Условные.
Формы проведения ролевой игры:
воображение путешествия: дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки - суды ( часто ролевая игра «Суд над...» - вид имитационной игры проводится в форме «судебного процесса» над негативными явлениями жизни современного общества, человеческими пороками, безнравственными поступками.)
Этапы разработки и проведения ролевых игр:
- Подготовительный;
- Игровой
- Заключительный
- Анализ результатов.
УРОК - РОЛЕВАЯ ИГРА.
- Механизм проведения игры:
- 1. Руководитель сообщает тему
- 2.Дается инструктаж о ходе игры
- 3.Фиксируется эмоциональная реакция игроков
- 4.Руководитель излагает факты, сведения, сопоставляя их с эмоциональными реакциями играющих
- 5.Подведение итогов проводится на основе пережитых игравшими суждений.
Таким образом
Можно сделать следующие выводы:
1. Деловые игры следует использовать только там, где они действительно необходимы. Это получение целостного опыта будущей профессиональной деятельности, развернутой во времени и пространстве.
2. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования обще учебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
3. В деловой игре нужна предметная и социальная компетентность участников, поэтому следует начинать подготовку к ней с анализа конкретных производственных ситуаций и разыгрывания ролей. Следует также до игры формировать у детей культуру дискуссии.
4. Игра должна строиться на принципах саморегулирования. Преподаватель действует перед игрой, до начала учения, в конце и при анализе игры. Это требует большой подготовительной работы.