Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска детский сад № 96
Технология коллекционирования как способ развития инициативности и любознательности детей в старшей группе
Воспитатель:
Еловская Наталья Васильевна
Актуальность
Актуальность коллекционирования заключается в том, что это одно из доступных, понятных, постоянно проявляемых детьми направлений деятельности. Этот вид деятельности имеет огромные возможности для развития познавательного интереса детей. Дети всегда пытливы и любознательны, практически постоянно задают взрослым множество вопросов. Когда ребенок чем либо интересуется, у него появляется желание лучше изучить какой либо предмет, узнать о нем больше. В процессе коллекционирования у детей формируется любознательность к окружающему миру. Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качество нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.
Цель:
Развитие у детей любознательности и инициативности через коллекционирование
Задачи:
1.Создать условия для развития детского коллекционирования;
2.Способствовать развитию творческих навыков у детей старшего дошкольного возраста;
3.Учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;
Виды коллекций
1.Коллективные (групповые)
2.Домашние
3.Индивидуальные
4.Эмоциональные
5.Временные
6.Длительные
Коллекционированием мы начали заниматься с детьми в средней группе. Мы обратили внимание на то, что дети редко приходят в группу с пустыми руками, они приносят мелкие игрушки, «сокровища» (монетки, фишки, бусы и т.д). Но дети не имели представления о том, что такое коллекционирование. Пока они еще сами не могли собирать что-то серьезно и систематически, мы решили им в этом помочь. В первую очередь опросили родителей, занимаются ли они коллекционированием, и как выяснилось таких у нас оказалось всего два родителя, которые коллекционируют кукол и лягушек. Так же мы провели анкетирование «Опросник по коллекционированию». Результаты анкетирования показали, что в 68% семей родители увлекались в детстве коллекционированием, 6 % от общего числа опрошенных в настоящее время занимаются коллекционированием. В 30 % семей положительно относиться к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов. Затем я принесла альбом с коллекцией марок, которые собирал мой дедушка, заинтересовавшись моей коллекцией, дети сами и по нашей просьбе стали приносить в группу игрушки, наклейки, девочки приносили своих кукол, но они старались все принесенные вещи поскорее забрать домой.
Познакомив детей с понятием коллекция (изготовили книжки-расскладушки по видам коллекционирования, показывали презентации о коллекционировании, было организованно пространство, поддерживающее коллекционирование (в зависимости от объекта собирательства: место-выставка, систематизаторы-предметы: коробки, ящики, специальный альбом для марок, магнитная доска и т.д.) и решили с детьми в своей группе организовать свою коллекцию и конечно же первой нашей коллекцией были фантики от конфет, затем коллекция фигурок из киндер-сюрпризов, у нас появилось коллекция ракушек, фарфоровых игрушек и статуэток, коллекция из камней и деревянных изделий. Также мы коллекционировали магнитики по различной тематики (животные и птицы, города мира, озеро Байкал). Вместе с детьми на занятиях по конструированию собрали макет доисторического мира с динозаврами.
Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей.
Домашние – это коллекции собранные дома или с помощью родителей
Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи.
Временные – это коллекции, собранные на определенный темы, на короткое время.
Длительные – это коллекции из природного материала, бумаги, тканей, фантиков и т.д.
Заключение
Проделанная работа показала следующее:
1.Повысился познавательный интерес
2.Обогатился словарь детей
3.Появились общие интересы благодаря чему дети стали более дружественными
4.Сотрудничество с родителями стало более позитивным
Наш пока не очень большой опыт работы позволяет сделать вывод о том, что коллекционирование может сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а процесс взаимодействия с родителями воспитанников – более эффективным. В дальнейшем хотелось бы собрать с детьми коллекцию монет и денег, коллекцию петушков (т.к он является символом года), продолжить пополнять коллекцию значков и пуговиц
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ