СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация “ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ УКРАИНСКОГО НАРОДА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  для детей о традициях и обрядах украинского народа.

Просмотр содержимого документа
«Презентация “ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ УКРАИНСКОГО НАРОДА"»

Выполнила Киселёва Ольга Ивановна, Студентка группы ЗДО-3-13 ГБОУ ВО РК «КИПУ»

Выполнила Киселёва Ольга Ивановна,

Студентка группы ЗДО-3-13 ГБОУ ВО РК «КИПУ»

С давних пор жизнь украинцев сопровождали различные обряды, связанные с работой, семейным бытом, календарными праздниками. Народная обрядность служила неписаным распорядком жизни землепашцев.

С давних пор жизнь украинцев сопровождали различные обряды, связанные с работой, семейным бытом, календарными праздниками. Народная обрядность служила неписаным распорядком жизни землепашцев.

Исполнение обрядов должно было обеспечить благосостояние и счастье в доме, высокий урожай и плодовитость скота. Обряды должны были уберечь семью от всяческого зла. Многие украинские обычаи и обряды были связаны с календарными праздниками .

Исполнение обрядов должно было обеспечить благосостояние и счастье в доме, высокий урожай и плодовитость скота. Обряды должны были уберечь семью от всяческого зла. Многие украинские обычаи и обряды были связаны с календарными праздниками .

РОЖДЕСТВО

РОЖДЕСТВО

Вечером накануне Рождества подготовка к праздничному ужину превращалась в настоящий ритуал. По представлениям украинцев, все предметы, имевшие отношение к обрядовому столу, приобретали чудодейственную силу. Поэтому, чтобы будущий урожай был богатым, на самом почетном месте под иконами хозяин дома ставил «дидуха» — ритуальный сноп ржи или пшеницы, украшенный засушенными полевыми цветами.

Вечером накануне Рождества подготовка к праздничному ужину превращалась в настоящий ритуал. По представлениям украинцев, все предметы, имевшие отношение к обрядовому столу, приобретали чудодейственную силу. Поэтому, чтобы будущий урожай был богатым, на самом почетном месте под иконами хозяин дома ставил «дидуха» — ритуальный сноп ржи или пшеницы, украшенный засушенными полевыми цветами.

Обязательным атрибутом рождественских праздников было колядование. На Рождество ватаги колядующих ходили по дворам, пели колядки, желали достатка и здоровья всем членам семьи, каждому из которых полагалась отдельная величальная песня. Если в семье был маленький ребенок, долго не начинавший говорить, то такому давали напиться воды из ритуального колокольчика. А девушки, например, должны были одарить каждого колядующего яблоками и орехами .

Обязательным атрибутом рождественских праздников было колядование. На Рождество ватаги колядующих ходили по дворам, пели колядки, желали достатка и здоровья всем членам семьи, каждому из которых полагалась отдельная величальная песня. Если в семье был маленький ребенок, долго не начинавший говорить, то такому давали напиться воды из ритуального колокольчика. А девушки, например, должны были одарить каждого колядующего яблоками и орехами .

Канун старого Нового года По церковному календарю — это также день памяти преподобной Мелании/Маланки / Главными атрибутами предновогоднего вечера у украинцев в начале XX века были: богатый праздничный стол, щедрование, гадания, ряженье, игры и забавы. Обряды дня напоминают обряды Сочельника. Название «щедрый» связано с обычаем готовить богатый скоромный стол, в отличие от Святого вечера.

Канун старого Нового года

По церковному календарю — это также день памяти преподобной Мелании/Маланки /

Главными атрибутами предновогоднего вечера у украинцев в начале XX века были: богатый праздничный стол, щедрование, гадания, ряженье, игры и забавы.

Обряды дня напоминают обряды Сочельника. Название «щедрый» связано с обычаем готовить богатый скоромный стол, в отличие от Святого вечера.

На Меланку в крестьянском хозяйстве совершались обряды «хозяйственной магии»: молодых лошадей и волов впервые запрягали, чтобы приучать их к работе. Кое-где в этот день ловили воробьев и бросали в огонь, а получившийся пепел добавляли к семенам, предназначенным для посева. Считалось, что таким образом можно защитить поля от птиц.  На Харьковщине праздничный обход дворов начинался с утра, когда мальчики и девочки по отдельности обходили дворы с поздравлениями и благожеланиями («меланковали»). Вечером совершали аналогичный обряд («щедровали») взрослые девушки, распевая .

На Меланку в крестьянском хозяйстве совершались обряды «хозяйственной магии»: молодых лошадей и волов впервые запрягали, чтобы приучать их к работе. Кое-где в этот день ловили воробьев и бросали в огонь, а получившийся пепел добавляли к семенам, предназначенным для посева. Считалось, что таким образом можно защитить поля от птиц. На Харьковщине праздничный обход дворов начинался с утра, когда мальчики и девочки по отдельности обходили дворы с поздравлениями и благожеланиями («меланковали»). Вечером совершали аналогичный обряд («щедровали») взрослые девушки, распевая .

На Украине во время щедрования среди ряженых были Василь и Маланка

На Украине во время щедрования среди ряженых были Василь и Маланка

Вождение Козы Ядром обряда являлось исполнение песни «Где коза ходит, там жито родит…» с припевом «О-го-го, коза», где в гиперболизированных образах рисуется будущий урожай («где коза рогом — там жито стогом», «где коза хвостом — там жито кустом» и т. п.). Песня сопровождалась танцем-пантомимой: вначале коза кланялась хозяевам, затем танцевала и задиралась к молодым девушкам, ласкалась к малым деткам, затем же, как правило, она «умирала», её безуспешно лечили, и лишь получив кусок сала, она «воскресала». Обряд символизировал круговорот времени и возрождение природы.

Вождение Козы

Ядром обряда являлось исполнение песни «Где коза ходит, там жито родит…» с припевом «О-го-го, коза», где в гиперболизированных образах рисуется будущий урожай («где коза рогом — там жито стогом», «где коза хвостом — там жито кустом» и т. п.). Песня сопровождалась танцем-пантомимой: вначале коза кланялась хозяевам, затем танцевала и задиралась к молодым девушкам, ласкалась к малым деткам, затем же, как правило, она «умирала», её безуспешно лечили, и лишь получив кусок сала, она «воскресала». Обряд символизировал круговорот времени и возрождение природы.

КРЕЩЕНИЕ На Крещение освященной водой кропили всех членов семьи, а также дом, двор, колодец, весь домашний скот. Считалось, что освященная на Крещение вода обладает чудодейственной силой.

КРЕЩЕНИЕ

На Крещение освященной водой кропили всех членов семьи, а также дом, двор, колодец, весь домашний скот. Считалось, что освященная на Крещение вода обладает чудодейственной силой.

Масленица  На протяжении недели готовили блины, вареники, пили водку, ходили в гости друг к другу. На Масленицу парни и девушки тащили колоду—в наказание за то, что не поженились осенью: к ним привязывали колоду или ленту и требовали выкуп.

Масленица

На протяжении недели готовили блины, вареники, пили водку, ходили в гости друг к другу. На Масленицу парни и девушки тащили колоду—в наказание за то, что не поженились осенью: к ним привязывали колоду или ленту и требовали выкуп.

Пасха На Пасху обязательно выпекали и святили пасхальные куличи, красили и разрисовывали писанки, начиняли колбасу, готовили другие кушанья для разговения. А вечером разжигали пасхальные костры — считалось, что они отпугивают нечистую силу. В праздничные дни на площади возле церкви происходили народные гулянья, продолжавшиеся три дня. В эти дни всем разрешалось звонить в церковные колокола

Пасха

На Пасху обязательно выпекали и святили пасхальные куличи, красили и разрисовывали писанки, начиняли колбасу, готовили другие кушанья для разговения. А вечером разжигали пасхальные костры — считалось, что они отпугивают нечистую силу. В праздничные дни на площади возле церкви происходили народные гулянья, продолжавшиеся три дня. В эти дни всем разрешалось звонить в церковные колокола

Троица   В начале мая девушки и молодые женщины принимали участие в особом обряде сбора целебных трав. «Зеленые праздники» (Троица) знаменовали окончание весны и начало летней поры. В эти дни дом и хозяйственные постройки обязательно украшались зелеными ветвями .

Троица

В начале мая девушки и молодые женщины принимали участие в особом обряде сбора целебных трав. «Зеленые праздники» (Троица) знаменовали окончание весны и начало летней поры. В эти дни дом и хозяйственные постройки обязательно украшались зелеными ветвями .

Накануне древним способом (от кресала и кремня) разводили костры. Считалось, что эти костры имеют целебную силу, через них прыгали для того, чтобы очиститься от грехов и излечиться от болезней. На Купалу много гадали «на будущее», например на венках, собирали травы, которые должны были стать оберегами от нечистой силы.

Накануне древним способом (от кресала и кремня) разводили костры. Считалось, что эти костры имеют целебную силу, через них прыгали для того, чтобы очиститься от грехов и излечиться от болезней. На Купалу много гадали «на будущее», например на венках, собирали травы, которые должны были стать оберегами от нечистой силы.

Все эти обряды в течение года украинцы сотворяли ради главного действа, апогея урожайного года – «обжинок». «Обжинки» - праздник завершения сбора урожая. Он богат не только песнопениями и играми, но и архаичными ритуалами. В прошлом в эти дни приносилось множество жертв богам и полевым духам, сегодня такой жертвой считается «спасова борода» (другие названия «перепелка», борода Волоса», «борода Ильи»). Последние несжатые колосья связывают в пучок и оставляют на поле, иногда пригибая его к земле.

Все эти обряды в течение года украинцы сотворяли ради главного действа, апогея урожайного года – «обжинок». «Обжинки» - праздник завершения сбора урожая. Он богат не только песнопениями и играми, но и архаичными ритуалами. В прошлом в эти дни приносилось множество жертв богам и полевым духам, сегодня такой жертвой считается «спасова борода» (другие названия «перепелка», борода Волоса», «борода Ильи»). Последние несжатые колосья связывают в пучок и оставляют на поле, иногда пригибая его к земле.

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!