Просмотр содержимого документа
«Презентация-тренажёр для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. 1 вариант.»
Презентация-тренажёр для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2017-2018 учебном году.
Вариант 1.
Подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза Киреева В.И. Ермаков Иван Александрович.
№ 1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Факторы
Характеристики
Интенсивные факторы
Связаны с повышением качества организации производства и более рационального расходования прежнего объёма ресурсов
…
факторы
Связаны с увеличением количества используемых ресурсов
№ 1.
№ 2.
- В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
- Пресная вода и пища; уважение других людей; самореализация; потребность; самосохранение.
№ 2.
№ 3.
- Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к институциональной подсистеме политической системы общества.
- 1) государство; 2) политические партии; 3) политические нормы; 4) общественно-политические движения; 5) политические отношения; 6) средства массовой информации.
- Найдите два примера, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
№ 3.
№ 4.
- Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Абсолютная истина в отличие от относительной истины представляет собой теоретически обоснованное знание.
- 2) Абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете.
- 3) Относительная истина- это знание, которое может изменяться, дополняться по мере развития возможностей познания.
- 4) Единственный критерий истины- соответствие существующим научным теориям.
- 5) Истина- это знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета.
№ 4.
№ 5.
- Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- Признаки
- А) признание объективных закономерностей развития природы социума
- Б) эстетическое усвоение окружающего мира
- В) стремление к достоверности знаний об окружающем мире
- Г) представление действительности в художественных образах
- Д) вера в воздействие сверхъестественных сил на жизнь человека
- Формы(области) культуры
- 1) наука
- 2) искусство
- 3) религия
- Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
- Ответ: А Б В Г Д
№ 5.
- Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- Признаки
- А) признание объективных закономерностей развития природы социума
- Б) эстетическое усвоение окружающего мира
- В) стремление к достоверности знаний об окружающем мире
- Г) представление действительности в художественных образах
- Д) вера в воздействие сверхъестественных сил на жизнь человека
- Формы(области) культуры
- 1) наука
- 2) искусство
- 3) религия
- Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
- Ответ: А Б В Г Д
- 1 2 1 2 3
№ 6.
- В стране Z развиты сельское хозяйство, промышленность и финансовая сфера. Значительная часть населения живёт в городах-мегаполисах. Какие признаки свидетельствуют о принадлежности Z к индустриальным обществам? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) высокий удельный вес среднего класса в структуре населения
- 2) многообразие форм собственности
- 3) развитие инновационной экономики
- 4) наличие сети научных организаций
- 5) деятельность независимых СМИ
- 6) преобладание наукоёмких технологий
- Ответ:
№ 6.
- В стране Z развиты сельское хозяйство, промышленность и финансовая сфера. Значительная часть населения живёт в городах-мегаполисах. Какие признаки свидетельствуют о принадлежности Z к индустриальным обществам? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) высокий удельный вес среднего класса в структуре населения
- 2) многообразие форм собственности
- 3) развитие инновационной экономики
- 4) наличие сети научных организаций
- 5) деятельность независимых СМИ
- 6) преобладание наукоёмких технологий
- Ответ:1 3 6.
№ 7.
- Выберите верные суждения о факторах производства и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Экономические ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг, называют факторами производства.
- 2) Объём трудовых ресурсов зависит от численности населения.
- 3) Землёй называют все производственно-технические мощности, используемые при производстве товаров и услуг.
- 4) Информация является ресурсом, используемом в экономических процессах.
- 5) Капитал как фактор производства утратил своё значение в современной экономике.
№ 7.
- Выберите верные суждения о факторах производства и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Экономические ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг, называют факторами производства.
- 2) Объём трудовых ресурсов зависит от численности населения.
- 3) Землёй называют все производственно-технические мощности, используемые при производстве товаров и услуг.
- 4) Информация является ресурсом, используемом в экономических процессах.
- 5) Капитал как фактор производства утратил своё значение в современной экономике.
- Ответ: 1 2 4.
№ 8.
- Установите соответствие между характеристиками и системами налогооблажения : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- Характеристики
- А) ставка налогооблажения остаётся неизменной независимо от размера дохода налогоплательщика
- Б) ставка налога повышается по мере роста получаемых доходов
- В) определённый законодательством страны механизм изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства
- Г) единая фиксированная ставка налога
- Д) тяжесть налогооблажения увеличивается по мере увеличения налогооблагаемой базы
- Системы налогооблажения
- 1) только пропорциональная
- 2) только прогрессивная
- 3) и пропорциональная, и прогрессивная
- Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
- Ответ: А Б В Г Д
№ 8.
- Установите соответствие между характеристиками и системами налогооблажения : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- Характеристики
- А) ставка налогооблажения остаётся неизменной независимо от размера дохода налогоплательщика
- Б) ставка налога повышается по мере роста получаемых доходов
- В) определённый законодательством страны механизм изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства
- Г) единая фиксированная ставка налога
- Д) тяжесть налогооблажения увеличивается по мере увеличения налогооблагаемой базы
- Системы налогооблажения
- 1) только пропорциональная
- 2) только прогрессивная
- 3) и пропорциональная, и прогрессивная
- Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
- Ответ: А Б В Г Д
- 1 2 3 1 2
№ 9.
- В стране Z активно развивается крупное машинное производство, растут города. Работники добились от правительства принятия справедливого законодательства о труде. Какие признаки подтверждают наличие в стране Z рыночной экономики? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) В стране Z созданы условия для развития предпринимательства.
- 2) Промышленное производство растёт быстрыми темпами.
- 3) В стране Z каждый собственник факторов производства свободно распоряжается ими.
- 4) Сельское хозяйство производит широкий ассортимент продукции на экспорт.
- 5) В стране Z существует конкуренция производителей.
№ 9.
- В стране Z активно развивается крупное машинное производство, растут города. Работники добились от правительства принятия справедливого законодательства о труде. Какие признаки подтверждают наличие в стране Z рыночной экономики? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) В стране Z созданы условия для развития предпринимательства.
- 2) Промышленное производство растёт быстрыми темпами.
- 3) В стране Z каждый собственник факторов производства свободно распоряжается ими.
- 4) Сельское хозяйство производит широкий ассортимент продукции на экспорт.
- 5) В стране Z существует конкуренция производителей.
- Ответ: 1 3 5.
№ 10. На графике отражена ситуация на рынке плетёной дачной мебели (Р- цена товара, Q- количество товара). Проанализируйте изменение спроса (линия спроса D переместилась в положение D1).
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Число граждан, владеющих дачными домами, увеличилось.
- Число фирм, производящих плетёную дачную мебель, увеличилось.
- Пошлины на импортную плетёную дачную мебель, увеличились.
- Уровень доходов потребителей повысился.
- Благодаря рекламе плетёная дачная мебель вошла в моду.
№ 10. На графике отражена ситуация на рынке плетёной дачной мебели (Р- цена товара, Q- количество товара). Проанализируйте изменение спроса (линия спроса D переместилась в положение D1).
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Число граждан, владеющих дачными домами, увеличилось.
- Число фирм, производящих плетёную дачную мебель, увеличилось.
- Пошлины на импортную плетёную дачную мебель, увеличились.
- Уровень доходов потребителей повысился.
- Благодаря рекламе плетёная дачная мебель вошла в моду.
- Ответ: 1 4 5.
№ 11.
- Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) В основу деления общества на страты положены доход, профессия, образование.
- 2) Одним из критериев социальной стратификации являются индивидуально-психологические особенности людей.
- 3) Социальная стратификация отражает строение общества.
- 4) Любые изменения в обществе называют социальной стратификацией.
- 5) Стратификационная структура общества отражает сложившееся в нём социальное неравенство.
№ 11.
- Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) В основу деления общества на страты положены доход, профессия, образование.
- 2) Одним из критериев социальной стратификации являются индивидуально-психологические особенности людей.
- 3) Социальная стратификация отражает строение общества.
- 4) Любые изменения в обществе называют социальной стратификацией.
- 5) Стратификационная структура общества отражает сложившееся в нём социальное неравенство.
- Ответ: 1 3 5.
№ 12.
В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им задавали вопрос: «В какой мере граждане сейчас выполняют свои обязанности перед государством?»
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
№ 12.
- 1) Доля тех, кто отметил, что граждане сейчас в полной мере выполняют свои обязанности перед государством, в стране Z больше ,чем в стране Y .
- 2) Одинаковые доли опрошенных в обеих странах отметили, что граждане в равной мере выполняют и не выполняют свои обязанности перед государством.
- 3) В стране Y доля отметивших, что по большей части граждане не выполняют свои обязанности перед государством, меньше доли отметивших, что граждане в полной мере выполняют свои обязанности.
- 4) Доля тех, кто отметил, что граждане совершенно не выполняют свои обязанности перед государством, в стране Z больше, чем в стране Y/
- 5) Равные доли опрошенных жителей страны Z отметили, что граждане в полной мере выполняют и совершенно не выполняют свои обязанности перед государством.
№ 12.
- 1) Доля тех, кто отметил, что граждане сейчас в полной мере выполняют свои обязанности перед государством, в стране Z больше ,чем в стране Y .
- 2) Одинаковые доли опрошенных в обеих странах отметили, что граждане в равной мере выполняют и не выполняют свои обязанности перед государством.
- 3) В стране Y доля отметивших, что по большей части граждане не выполняют свои обязанности перед государством, меньше доли отметивших, что граждане в полной мере выполняют свои обязанности.
- 4) Доля тех, кто отметил, что граждане совершенно не выполняют свои обязанности перед государством, в стране Z больше, чем в стране Y/
- 5) Равные доли опрошенных жителей страны Z отметили, что граждане в полной мере выполняют и совершенно не выполняют свои обязанности перед государством.
- Ответ: 1 3 5.
№ 13.
- Выберите верные суждения о политике и политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Политикой называют совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
- 2) Политическая власть- это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.
- 3) К субъектам политики относятся политические партии и общественные движения.
- 4)Субъектами политики являются избиратели.
- 5) Любая власть в обществе носит политический характер.
№ 13.
- Выберите верные суждения о политике и политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Политикой называют совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
- 2) Политическая власть- это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.
- 3) К субъектам политики относятся политические партии и общественные движения.
- 4)Субъектами политики являются избиратели.
- 5) Любая власть в обществе носит политический характер.
- Ответ: 2 3 4
№ 14
- Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти в РФ, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- Функции
- А) рассмотрение дел о соответствии нормативных актов закону, имеющему высшую юридическую силу
- Б) управление федеральной собственностью
- В) назначение выборов Президента РФ
- Г) разработка и исполнение федерального бюджета
- Д) объявление амнистии
- Субъекты государственной власти РФ
- 1) Государственная Дума
- 2) Правительство РФ
- 3) Конституционный Суд РФ
- 4) Совет Федерации.
- Ответ: А Б В Г Д
№ 14
- Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти в РФ, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- Функции
- А) рассмотрение дел о соответствии нормативных актов закону, имеющему высшую юридическую силу
- Б) управление федеральной собственностью
- В) назначение выборов Президента РФ
- Г) разработка и исполнение федерального бюджета
- Д) объявление амнистии
- Субъекты государственной власти РФ
- 1) Государственная Дума
- 2) Правительство РФ
- 3) Конституционный Суд РФ
- 4) Совет Федерации.
- Ответ: А Б В Г Д
- 3 2 4 2 1
№ 15.
- В государстве Z существует наследственная передача королевской власти. Регулярно на конкурентной основе проходят выборы в парламент, выполняющий законодательные функции. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью.
- Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) унитарное государство
- 2) федеративное государство
- 3) абсолютная монархия
- 4) конституционная монархия
- 5) президентская республика
- 6) демократическое государство.
№ 15.
- В государстве Z существует наследственная передача королевской власти. Регулярно на конкурентной основе проходят выборы в парламент, выполняющий законодательные функции. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью.
- Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) унитарное государство
- 2) федеративное государство
- 3) абсолютная монархия
- 4) конституционная монархия
- 5) президентская республика
- 6) демократическое государство.
- Ответ: 14 6.
№ 16.
- Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) забота родителей о несовершеннолетних детях
- 2) обращение в государственные органы власти
- 3) государственная служба
- 4) защита Отечества
- 5) сохранение исторического и культурного наследия.
№ 16.
- Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) забота родителей о несовершеннолетних детях
- 2) обращение в государственные органы власти
- 3) государственная служба
- 4) защита Отечества
- 5) сохранение исторического и культурного наследия.
- Ответ: 1 4 5.
№ 17.
- Выберите верные суждения о военной службе и альтернативной государственной службе в РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Воинская обязанность- вид трудовой деятельности, связанный с обороной страны, регулируемый нормами Трудового кодекса РФ.
- 2) На военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва.
- 3) Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
- 4) Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза больше установленного срока военной службы по призыву.
- 5) Молодой человек в год достижения 14-летнего возраста обязан встать на воинский учёт в районном военном комиссариате по месту жительства.
№ 17.
- Выберите верные суждения о военной службе и альтернативной государственной службе в РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Воинская обязанность- вид трудовой деятельности, связанный с обороной страны, регулируемый нормами Трудового кодекса РФ.
- 2) На военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва.
- 3) Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
- 4) Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза больше установленного срока военной службы по призыву.
- 5) Молодой человек в год достижения 14-летнего возраста обязан встать на воинский учёт в районном военном комиссариате по месту жительства.
- Ответ: 2 3 4.
№ 18.
- Установите соответствие между отраслями и частями системы права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- Отрасли
- А) гражданское право
- Б) уголовное право
- В) семейное право
- Г) административное право
- Д) экологическое право
- Части системы права
- 1) частное право
- 2) публичное право.
- Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
№ 18.
- Установите соответствие между отраслями и частями системы права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- Отрасли
- А) гражданское право
- Б) уголовное право
- В) семейное право
- Г) административное право
- Д) экологическое право
- Части системы права
- 1) частное право
- 2) публичное право.
- Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
- Ответ: А Б В Г Д
- 1 2 1 2 2
№ 19.
- Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Правовая культура». Один из слайдов называется «Правосознание». Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны элементы правосознания.
- 1) знание законов
- 2) правоохранительные органы
- 3) понимание необходимости соблюдения законов
- 4) судебная система государства
- 5) привлечение к юридической ответственности
- 6) следование в повседневной деятельности требованиям права
№ 19.
- Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Правовая культура». Один из слайдов называется «Правосознание». Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны элементы правосознания.
- 1) знание законов
- 2) правоохранительные органы
- 3) понимание необходимости соблюдения законов
- 4) судебная система государства
- 5) привлечение к юридической ответственности
- 6) следование в повседневной деятельности требованиям права
- Ответ: 1 3 6.
№ 20.
- Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
- «Социальный контроль- механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления_____(А) и стабильности в обществе. Социальный контроль включает в себя два главных элемента:_______(Б) и социальные санкции. Санкции- это_______(В) со стороны остальных на поведение человека или группы. Они бывают формальными и неформальными,_______(Г). Форма социального контроля, пр которой_______(Д) самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами, называется самоконтролем. Внешний контроль представляет собой совокупность________(Е) и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов».
- Список терминов:
- 1) социальная норма 6) негативные и позитивные
- 2) внешние формы 7) социальные статусы
- 3) институт 8) горизонтальные и вертикальные
- 4) реакция 9) порядок.
- 5) индивид
- Ответ: А Б В Г Д Е
№ 20.
- Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
- «Социальный контроль- механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления_____(А) и стабильности в обществе. Социальный контроль включает в себя два главных элемента:_______(Б) и социальные санкции. Санкции- это_______(В) со стороны остальных на поведение человека или группы. Они бывают формальными и неформальными,_______(Г). Форма социального контроля, пр которой_______(Д) самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами, называется самоконтролем. Внешний контроль представляет собой совокупность________(Е) и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов».
- Список терминов:
- 1) социальная норма 6) негативные и позитивные
- 2) внешние формы 7) социальные статусы
- 3) институт 8) горизонтальные и вертикальные
- 4) реакция 9) порядок.
- 5) индивид
- Ответ: А Б В Г Д Е
- 9 1 4 6 5 3
Часть 2.
- Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
- Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они отмечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я» : поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).
- Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.
- Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человек многому переобучается. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.
- Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.
- Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идёт по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности- от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих.
- Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под её воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить своё поведение на основе этого понимания.
- Десоциализация и ресоциализация- две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной социализации.
- В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или детском доме.
- Его социализация происходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступления во взрослую жизнь.
- Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходит десоциализация и ресоциализация. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей.
- (В.В.Касьянов, В.Н.Нечипуренко, С.И.Самыгин)
№ 21.
- Какие две стороны взрослой социализации рассмотрели авторы? Как они определили сущность каждой из сторон?
№ 21.
- 1) десоциализация (отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения);
- 2) ресоциализация (усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устарвеших).
№ 22.
- Чем, по мнению авторов, различается протекание процесса социализации у детей и взрослых? (Используя текст, приведите одно различие.) Привлекая обществоведческие знания, укажите другие два различия.
№ 22.
- Ответ:
- 1) различие по тексту: в детском и подростковом возрасте социализация происходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм; со вступлением во взрослую жизнь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация;
- 2) – взрослая социализация в большей степени связана с инициативной деятельностью самого индивида по освоению новых социальных ролей;
- - взрослая социализация связана с воздействием на индивида существенно большего количества агентов социализации;
- - взрослая социализация в большей степени связана с формальными группами и организациями.
№ 23.
- На примере любых трёх указанных авторами вех в биографии человека покажите изменение статусов(прав и обязанностей, образа жизни) человека.
№ 23.
- Ответ:
- 1) поступление в вуз связано с окончанием средней школы и приобретением статуса студента, изменения круга общения и режима учёбы, большей свободы;
- 2) женитьба (замужество) связана (-о) с приобретением новых личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей, с необходимостью строить отношения с супругом;
- 3) трудоустройство влечёт появление определённых служебных обязанностей, необходимость следования корпоративным нормам.
№ 24.
- В социализации индивидов любого возраста определённую роль играет государство. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые три задачи, которые может решать демократическое государство как агент социализации, и соответствующие средства, которые оно использует.
№ 24.
- Ответ:
- 1) выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных слоёв (установление образовательных стандартов, гарантии обязательного общего образования, различные программы профессионального образования, доступность высшего образования);
- 2) создание условий для участия граждан в политической жизни(привлечение совершеннолетних граждан к участию в выборах, референдумах посредством социальной рекламы, акций в вузах);
- 3) формирование правосознания граждан, профилактика правонарушений(введение специальных школьных курсов по изучению правил дорожного движения и т.п.).
№ 25.
- Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции, и одно предложение, раскрывающее одну из возможных мер антиинфляционной политики.
№ 25.
- Ответ:
- 1) процесс обесценивания денег и снижения их покупательской способности, проявляющийся в росте общего уровня цен;
- 2) В зависимости от причины возникновения инфляции различают инфляцию спроса и инфляцию затрат;
- 3) Одной из мер антиинфляционной политики является сокращение социальных расходов государства и замораживания роста заработной платы в бюджетном секторе.
№ 26.
- Назовите любые три юридических основания расторжения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, и проиллюстрируйте примером каждое из них.
№ 26.
- Ответ:
- 1) наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (стихийное бедствие разрушило прибрежную зону отдыха, закрытие отелей привело к увольнению работников);
- 2) признание работника полностью нетрудоспособным (в результате перенесённого заболевания);
- 3) подписание трудового договора с нарушением требований Трудового кодекса РФ (А., имеющая среднее образование, была утверждена в должности, предусматривающей наличие высшего образования).
№ 27.
- В стране Z люди с ограниченными возможностями здоровья могут получить качественное общее и профессиональное образование. В ходе реформы системы образования учащимся была предоставлена возможность выбора программ, соответствующих их интересам и возможностям. Какую тенденцию развития образования и кратко охарактеризуйте одну из них.
№ 27.
- Ответ:
- 1) тенденция- гуманизация образования;
- 2) другие тенденции:
- - интернационализация образования (интеграция национальных образовательных систем);
- - информатизация образования (развитие дистанционного обучения, широкое использование в обучении информационных технологий и цифровых ресурсов, направленность на развитие у обучающихся навыков поиска и анализа разнообразной информации).
№ 28.
- Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Выборы как форма политического участия граждан». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
№ 28.
- Ответ:
- 1) Что такое политическое участие?
- 2) Формы политического участия граждан:
- А) членство в политической партии;
- Б) участие в избирательной кампании;
- В) участие в мирных митингах, шествиях и др.
- 3) Избирательные права граждан:
- А) активное избирательное право;
- Б) пассивное избирательное право.
- 4) Демократическая процедура выборов.
- 5) Избирательные системы:
- А) мажоритарная;
- Б) пропорциональная;
- В) смешанная.
- 6) Представительные органы власти.
Использованная литература.
- Единый государственный экзамен. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. О.А.Котова, Т.Е. Лисова. Издательство Национальное образование. Москва. 2018 год