Тема
«Трудности адаптации пятиклассников
в школе».
Пятый класс – это переход не только на новую ступень, но и в новый период развития - отрочество.
Возрастные особенности младшего подростка:
- потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
- стремление обзавестись верным другом;
- стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
- повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
- стремление отказаться от всего подчеркнуто детского;
- отсутствие авторитета возраста;
- отвращение к необоснованным запретам;
- переоценка своих возможностей;
- отсутствие адаптации к неудачам;
- ярко выраженная эмоциональность
За то, как наши дети войдут в этот возраст, будут ли успешны в учебе и жизни в целом, лежит ответственность на нас, взрослых – педагогах и родителях.
Признаки успешной адаптации:
- удовлетворенность ребенка процессом обучения;
- ребенок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
- Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
- Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- Нежелания выполнять домашние задания.
- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- Беспокойный сон.
- Трудности утреннего пробуждения, вялость.
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Результаты опроса «Отношение к учебным предметам»
Рекомендации родителям.
1. Расспрашивайте Вашего ребенка о его школьных делах.
2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка.
3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
4. Помогайте ребенку выполнять домашние задания.
5. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе .
6. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме .
«ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»
Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период
В детстве закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности
РЕБЁНОК ЖДЁТ ОТ РОДИТЕЛЕЙ:
ЛЮБВИ
ТЕПЛА
ОДОБРЕНИЯ
ЗАБОТЫ
ПОДДЕРЖКИ
ПОХВАЛЫ
ПОНИМАНИЯ
НЕЖНОСТИ
УЛЫБКИ
Что значит любить ребёнка?
Одни считают, что лю6итъ ре6ёнка - это значит заранее подготовить его к самостоятельной жизни, имея ясное представление, какого человека они хотят вырастить. Эти родители стремятся сочетать свои чувства к ребенку с разумной требовательностью, добротой и строгостью, уважением к нему и верой в его возможности...
Другие уверены, что любить ре6енка - это значит холить и нежить его, опекать и страховать от всяческих усилий – и физических и моральных.
Эти родители, к сожалению, не хотят понять, что любовь к ребёнку хотя и очень многое в его воспитании, но не самое главное.
«Любить ребёнка – это и курица умеет» А.М.Горький
Почему иногда родители бывают беспомощными перед детским своеволием? Почему порой не замечают собственной воспитательской несостоя-тельности? Почему не удаётся формировать в ребёнке те черты характера, которые бы им хотелось видеть в нём?
Часто слышим от родителей:
«…Так заняты, так заняты – некогда заняться детьми» .
Грош цена такому родителю, которому некогда воспитывать своего ребёнка. Значит, ему самому некогда быть человеком.
Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей, детей и находят для них время. Ребенка таких родителей видно сразу.
У такого ребёнка мир и покой в душе, стойкое душевное здоровье, вера в до6ро, в учителя, в чуткость к людям.
Типы воспитания, которых следует избегать
2. «Гиперопека»
4. «Ежовые рукавицы»
5. «Повышенная моральная ответственность»
6. «В культе болезни»
Стили семейного воспитания
- Авторитарный
- Демократический
- Попустительский
- Хаотический
- Опекающий
Стиль воспитательных отношений: АВТОРИТАРНЫЙ
Особенности воспитания:
- ограничение свободы, выбора, самостоятельности
- игнорирование нужд, желаний, потребностей,
- высокие требования;
- много обязанностей;
- отсутствие поддержки;
- жесткая система запретов, санкций, наказаний;
- жесткое обращение;
- деспотизм, тирания;
- эмоциональное отвержение.
Формирующиеся черты характера:
чувство тревоги, одиночества, комплексы,
неполноценности, вины за что-то, лживость, подобострастие, угодничество, забитость, пессимизм, демонстративность, бунтарство, мстительность, агрессивность, обида, нерешительность, озлобленность, безынициативность, недоверчивость, неуверенность, формирование невротических расстройств у подростков.
Девиз воспитания: «ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО»
Роль ребенка в семье : ужасный ребенок,
мучитель, козел отпущения, забитый,
Золушка, паинька.
Стиль воспитательных отношений : ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
Девиз воспитания: «ВМЕСТЕ»
Особенности воспитания:
- учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка;
- равноправие;
- взаимная забота и ответственность;
- поддержка, помощь и т.п.
Формирующиеся черты характера:
доброжелательность, открытость, инициативность, воля, заботливость, ответственность, самостоятельность, уверенность, трудолюбие и т.п.
Роль ребенка в семье:
РАВНОПРАВНЫЙ ЧЛЕН КОЛЛЕКТИВА
«КУМИР СЕМЬИ»
- Ребенок обожаем, любим
- Любая прихоть ребенка – закон
- Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты»
- Растет капризным, своевольным эгоистом
- Освобожден от всех обязанностей
«ГИПЕРОПЕКА»
- Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых
- Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем
- Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда
- Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей
- Растет безвольным, трудности в общении
«ГИПООПЕКА»
- Ребенок предоставлен сам себе
- Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым
- Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания
- Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям
«ЕЖОВЫЕ РУКАВИЦЫ»
- Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются
- Внушают лишь подчинение
- Ребенок не знает ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь
- Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста
«ПОВЫШЕННАЯ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»
- На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для его возраста
- Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях
- Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых
«В КУЛЬТЕ БОЛЕЗНИ»
- Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием
- Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания
- Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им
- Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем
- Такой ребенок- маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего
- Ждет сочувствия и сострадания от всех
- С трудом приспосабливается к действительности
ПИСЬМО-ПОЖЕЛАНИЕ к самым близким и дорогим людям – моим родителям
- Не давайте пустых обещаний.
- Не придирайтесь ко мне по пустякам.
- Не читайте нотаций.
- Не выбирайте мне друзей.
- Не ругайте и не обзывайте меня.
- Я прошу Вас просто любить меня!!!
воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях:
Заглянув в мир ребенка , мы немного приоткрыли двери, чтобы подсмотреть
- КАК ПРОИСХОДИТ ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ
- РАССМОТРЕЛИ ПОД СВОИМ УГЛОМ ХОРОШО ЛИ РЕБЕНКУ РЯДОМ С НАМИ
ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОСЫ:
- «КАКОЙ ТИП ВОСПИТАНИЯ ПРЕОБЛАДАЕТ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ?»
- «ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ИЗМЕНИТЬ В ВОСПИТАНИИ СВОЕГО РЕБЕНКА»
Благодарю всех за внимание.