ПЛОТНИКОВА И.Н.
Руководитель Центра профессиональной ориентации СКО
2017
- Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача Центра. Адекватное профессиональное самоопределение является непременным условием достижения успеха в трудовой деятельности, удовлетворения от ее выполнения и продвижения по работе, подготовки функционально грамотных, профессионально мобильных специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро изменяющейся социально-экономической и профессионально-производственной среде.
- Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор - одна из ключевых компетенции выпускника современной общеобразовательной школы.
Центр профессиональной ориентации Северо-Казахстанской области
Особенности организации Центра профориентационной работы
- Основная функция — профориентационная. Необходима целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения «поля возможностей и ответственности».
- Основная задача Центра —
с оциально-профессиональная адаптация молодежи
Кем быть?
У меня растут года,
Будет и семнадцать
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
В. Маяковский
Деление профессий по характеру труда
Характер деятельности
Физические (исполнительские)
Примеры профессий
- Выполнение решений
- Работа по заданному образцу
- Инструкции, правила
Умственные (творческие)
Кассир, телефонист, агент, продавец, машинист
- Анализ
- Исследование
- Контроль
- Планирование
- Управление
- Принятие нестандартных решений
Врач, педагог, юрист, физик
Деление профессий по уровню квалификации
Примеры профессий
Профессии, требующие высшего образования
Врач, инженер, архитектор, режиссер, экономист
Высококвалифицированные рабочие профессии, требующие среднего специального образования
Бухгалтер, наладчик, оператор
Квалифицированные массовые профессии
Продавец, токарь, агент
Неквалифицированные профессии
Грузчик, подсобный рабочий
ВЫБИРАЕМ
ПРОФЕССИЮ
ВМЕСТЕ
Выбор профессии – выбор не только вида трудовой деятельности,
но и образа жизни,
сферы общения,
а в целом – своей судьбы.
- сферы общения, а в целом – своей судьбы.
Выпускники основной ступени
Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение профориентационной .
Основные требования работодателей к принимаемым на работу
- Наличие профессионального образования
Для служащих - наличие
определенного уровня
профобразования,
работа с ПК, знание специальных программ, используемых в работе.
Пример: для бухгалтера - желательно среднее или высшее профобразование, знание компьютерных программ:
1С: Бухгалтерия или Смета, Консультант +)
Выбор профессии , которая отвечает интересам, склонностям и особенностям личности – задача непростая. Она не всегда под силу подростку и юноше (девушке). Школьный учитель может не только помочь сделать конкретный выбор, но и на протяжении нескольких лет целенаправленно помогать формированию интереса к определенному виду труда и профессии.
Важнейшие профессиональные качества на рынке труда:
- трудолюбие;
- мотивация на успех;
- установка на получение результата;
- обучаемость и готовность принять новую информацию;
- приспособляемость к корпоративной культуре;
- стрессоустойчивость;
- лояльность, честность;
- хорошая профессиональная подготовка
- отсутствие вредных профессиональных привычек
- Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом. Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении призвана профессиональная ориентация.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ЦЕНТРЕ
- Содержание профориентационной работы обуславливается задачами профориентации:
- Профинформированием
- Профпросвещением
- Профконсультированием
- Профинформирование и профпросвещение обеспечивают знание мира профессий, представления о требованиях к каждой профессии и человеку, о типах учебных заведений, о востребованности профессии на современном рынке труда и т.д.
Профконсультирование –
получение знаний о себе, своих возможностях, способностях и перспективах их развития, коррекции, профессиональных интересах и склонностях, об особенностях нервной системы, типа темперамента и др.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
9 КЛАССЫ
Формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей.
10-11 КЛАССЫ
Профессиональное самоопределение. Формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ КУРСЫ
- ЦЕЛЬ : ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОБОСНОВАННОМУ ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ
Основные задачи :
- актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет активизации их психологических ресурсов;
- обеспечить системой сведений о мире современного профессионального труда;
- развить способность адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
Профориентационная работа Центра
является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).
- В школе фактически делается множество выборов, так или иначе связанных с будущей профессиональной деятельностью. Например, школьник выбирает различные кружки, спортивные секции, факультативные занятия и т.п. Он как бы пробует себя в разных видах деятельности. И вполне возможно, что увлечение каким-то занятием определит и его профессиональный выбор.
- В старших и выпускных классах остро стоит вопрос о том, что делать после окончания школы. Этот вопрос конкретизируется в следующих вопросах:
- 1) какую профессию выбрать?
- 2) куда пойти учиться после школы?
- Для кого-то вопрос может звучать и так: а стоит ли учиться дальше, ведь так все надоело?….
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье вас отыщет».
Ушинский
При выборе профессии необходимо оценить:
ВЛЕЧЕНИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ
Удачи!