СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Тун пайрам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация о празднике первого молока "Тун пайрасе" в Республике Хакасия

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Тун пайрам"»

Тун пайрам Учитель начальных классов  МБОУ «Бейская СОШИ»  Чаптыкова Е.В.

Тун пайрам

Учитель начальных классов МБОУ «Бейская СОШИ» Чаптыкова Е.В.

ИЗДАВНА скотоводы хакасской земли после перекочевки с зимника на летник устраивали праздник первого айрана (кислый напиток, приготавливаемый из перебродившего коровьего молока). Перезимовавший скот поправлялся на первой зеленой траве, и появлялись первые молочные продукты. Тун пайрам (дословно — “первый, первородный праздник”) был связан с почитанием скотоводства — основы традиционного хозяйства. Для праздника шили новые платья. Айран перегоняли в первую араку (водку). В определенный день жители нескольких аалов собирались утром на ближайшей горной вершине или в степи, где устанавливали березки, коновязь для ритуального коня (по-хакасски — изых) и разводили большой костер. Почтенный старец вместе с собравшимися обходил их по солнцу девять раз, кроплением айрана на костер, березки и коня благословлял небо, землю и желал, чтобы не переводились скот и молочные продукты. Обряд обхода по направлению движения солнца дошел до хакасов со времен тюркских каганатов. Первый айран и первая арака считались лекарственными напитками. Их нельзя было проливать на землю. По обычаю вся приготовленная первая молочная пища должна быть съедена во время праздника, оставлять ее на следующий день запрещалось.

После ритуальной части устраивались состязания: конные бега и скачки, стрельба из лука, традиционная борьба (курес). Хакасы боролись, подпоясавшись кушаками (хур). Борцам необходимо было, держась за кушак, бросить соперника на землю. Победителем считался тот, кто положит своего соперника на спину или на четыре конечности.

После ритуальной части устраивались состязания: конные бега и скачки, стрельба из лука, традиционная борьба (курес). Хакасы боролись, подпоясавшись кушаками (хур). Борцам необходимо было, держась за кушак, бросить соперника на землю. Победителем считался тот, кто положит своего соперника на спину или на четыре конечности.

Меткость в стрельбе из лука — качество, ценившееся в хакасском обществе и в мирное, и в военное время. Многие скотоводы были одновременно и охотниками. Еще один вид состязания в силе — это поднятие камня (хапчан тас). Он весил около 80 килограммов. Состязание проходило по установленным правилам: поднять камень до пояса, присесть, подняться в полный рост и перекинуть его через плечо.   Самое любимое развлечение — конные состязания (чарыс). Почти каждый сельский житель прекрасно разбирался в лошадях и мог отобрать наиболее пригодных для скачек коней. Эти состязания имели устоявшиеся традиции и разработанные до мельчайших подробностей правила. Почти у каждого бая имелись свои беговые лошади (тулбары). Хозяева скакунов сами в забеге не участвовали, а садили на коней мальчиков-подростков. Седоки держались на конях без седел, а для отличия на голову повязывали платок определенного цвета

Меткость в стрельбе из лука — качество, ценившееся в хакасском обществе и в мирное, и в военное время. Многие скотоводы были одновременно и охотниками. Еще один вид состязания в силе — это поднятие камня (хапчан тас). Он весил около 80 килограммов. Состязание проходило по установленным правилам: поднять камень до пояса, присесть, подняться в полный рост и перекинуть его через плечо. Самое любимое развлечение — конные состязания (чарыс). Почти каждый сельский житель прекрасно разбирался в лошадях и мог отобрать наиболее пригодных для скачек коней. Эти состязания имели устоявшиеся традиции и разработанные до мельчайших подробностей правила. Почти у каждого бая имелись свои беговые лошади (тулбары). Хозяева скакунов сами в забеге не участвовали, а садили на коней мальчиков-подростков. Седоки держались на конях без седел, а для отличия на голову повязывали платок определенного цвета

Дистанции скачек бывали от одной до 25 верст. На скакунов ставили крупные заклады — до 300 рублей деньгами, до 100 голов крупного рогатого скота. Выигравший пари ставил угощение всему собравшемуся народу. Айранные, или кумысные, праздники были характерны для многих скотоводческих народов Сибири и Центральной Азии.   На празднике звучали различные музыкальные инструменты: чатхан, пыргы, хомыс, хобрах... Со всех аалов съезжались на конкурс мастера тахпаха. Победителем считался тот, чей тахпах продолжительнее и остроумнее.   В первые годы Советской власти этот праздник прекратил свое существование. И поэтому было очень трудно найти поддержку в верхних эшелонах власти. Но в 1980 году, в связи с 50-летним юбилеем Хакасской автономной области инициативу по его возрождению удалось осуществить.

Дистанции скачек бывали от одной до 25 верст. На скакунов ставили крупные заклады — до 300 рублей деньгами, до 100 голов крупного рогатого скота. Выигравший пари ставил угощение всему собравшемуся народу. Айранные, или кумысные, праздники были характерны для многих скотоводческих народов Сибири и Центральной Азии. На празднике звучали различные музыкальные инструменты: чатхан, пыргы, хомыс, хобрах... Со всех аалов съезжались на конкурс мастера тахпаха. Победителем считался тот, чей тахпах продолжительнее и остроумнее. В первые годы Советской власти этот праздник прекратил свое существование. И поэтому было очень трудно найти поддержку в верхних эшелонах власти. Но в 1980 году, в связи с 50-летним юбилеем Хакасской автономной области инициативу по его возрождению удалось осуществить.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!