Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Гимназия № 1»
Тема: Презентация учебников ФГОСТ ООО по истории и обществознанию. Обществознание. 5 класс. Л.Н. Боголюбов, В.Н. Виноградова, Н.И. Городецкая. Просвещение, 2016 год.
учитель обществознания
высшей категории
МОУ « Гимназия № 1 »
Копенко О.Н.
Уважаемые коллеги, я хочу познакомить вас с учебно-методическим комплексом ФГОС ООО « Обществознание » для 5 класса под ред. Боголюбова. Учебно-методический комплект представлен учебником, рабочей тетрадью (авторы Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова) и поурочными разработками (Л.Ф. Иванова)
Учебник является началом единой линии учебников по обществознанию для основной школы (5-9 Кл). Он обеспечивает преемственность по отношению к курсу « Окружающий мир» начальной школы, расширяя элементарные представления обучающихся о человеке и его взаимодействии с обществом, государством. Учебник соответствует федеральным государственным стандартам основного общего образования. Над учебником трудился коллектив авторов: Рутковская, Боголюбов, Виноградова. Учебник соответствует санитарно-эпидемологическим требованиям и рекомендациям валеологии. Вес учебника всего 300 граммов, шрифт крупный, учебник яркий, красочный, содержит множество различных иллюстраций.
Анализируя содержание учебного материала учебника, я пришла к следующим выводам:
1. Учебник имеет четкую структуры. Весь учебный материал разделен на пять глав, после каждой главы предлагается практикум. Во ведении описывается методика работы с учебником. Автор предлагает нам изучить в 5 классе следующие главы: Человек, Семья, Школа, Труд и Родина. То есть в учебнике раскрываются темы, которые ближе детям для понимания, исходя из их психологического развития, уровня мышления. Эти темы близки для ребят, и они уже могут высказывать свое мнение, опираясь на собственный опыт. Ранее эти темы мы изучали в 6 классе. Поэтому я предполагаю, что далее нам следует логически ожидать изменения в учебном материале 6 и 7 классов. При анализе текстов параграфов я выяснила, что автор не слепо копирует материал 6 класса. Например, при изучении главы Человек в 5 классе не рассматривается вопрос « Человек – личность», « Человек и его деятельность», « Внутренний мир человека». В 5 классе предлагается изучить лишь основные вопросы, касающихся человека, его биологической сущности. А так же предлагается пятиклассникам познакомиться с особенностями своего возраста. Учебный материал изложен доступно с учетом возраста обучающихся., четко и логично. Если в 6 классе на уроке дети делают попытку сами сформулировать вывод, то в 5 классе дети получают готовый.
2. Структура параграфа выстроена на деятельностном подходе. В учебнике имеются задания на различные формы представления информации (графики, таблицы, схемы, иллюстрации) Например в параграфе № 1 дана схема « Отличия человека от животного», а в текстах для обсуждения к этому параграфу дано задание на анализ графика. Учебником запрограммированы такие виды деятельности обучающихся, которые связаны с формированием умений и приемов систематизации. Включены упражнения на анализ, сравнение, распознание и выделение главного, установление взаимосвязи. Для этого созданы специальные тексты, включающие проблемные задачи. Например, после параграфа № 1 даются для обсуждения сразу 3 текста, в которых поставлены проблемные задачи. Например, на основе анализа текста необходимо сделать вывод о том, как на поведение животного влияют инстинкты. Или на основе анализа текста из произведения Киплинга Маугли надо определить, что в тексте вымысел, а что, правда. Задания « Обсудим вместе» помогают ребятам сформировать собственное суждение, учат анализировать и сравнивать различные мнения, взаимодействовать в ученическом коллективе.
3.Авторы предлагают использовать ряд новых методов и приемов на уроке. Предпринимается попытка не только познакомить обучающихся с проектной деятельностью, но и предлагается ученикам 5 класса принять активное участие в проектно-исследовательской деятельности. Пятиклассникам предлагаются проекты на следующие темы:
Кто на кого похож.
Экономия семейных ресурсов
Наш класс.
Русский язык – язык интернационального общения
Проекты носят познавательно обучающий характер, обращают детей к субъективному анализу.
Через уроки обществознания в 5 классе начинается выработка такого умения, как умение работать с Интернет ресурсами. К параграфу № 3 дается такое задание: Используя справочную литературу и материалы Интернет ресурсов объясни значение слов «СВЕКРОВЬ», « ЗОЛОВКА», « ТЕСТЬ», «СВАТ», «НЕВЕСТКА» или Найди в материалах Интернета и книгах высказывания о русском языке.
4. Учебно – методический комплекс предлагает использовать метод групповой работы. При выполнении задания №1 к параграфу №1 из раздела в классе и дома детям предлагается выполнить задание, объединившись в группы. К параграфу № 3 дается задание: проведите работу в парах и подготовьте совместные ответы на вопросы, а так же игровые задания, предусмотренные командам.
Такие задания Подготовь рассказ на тему или Напишите письмо сверстнику или Напишите сочинение на тему «Моя семья» способствуют началу работы над обществоведческим ЭССЕ.
Предлагаются творческие задания в виде рисования плакатов или создания презентаций. Например, «Создайте презентацию на тему наш класс.»
5. В рабочую тетрадь включены задания к каждому параграфу учебника и к повторительно-обобщающим урокам. Авторами разработаны задания на закрепление, систематизацию и обобщение изученного материала. Задания ориентированы на личностное развитие учащихся. В тетради предлагаются следующие виды заданий:
работа со схемой и таблицей
заполни пропуски в предложениях
продолжи суждение
задания исследовательского характера (нарисуй генеалогическое дерево)
отгадай кроссворд
задания проектного характера (сделай рекламу своего хобби, придумай рисунок и рекламный слоган)
составление диаграммы.
задания на составления мини сочинения. ( Составь рассказ на тему школа моей мечты)
задания на составление предложений с определенным термином (например, со словом урок)
найди определение, используя справочную литературу и источники Интернета.
задания на составления плана как простого, так и сложного
задания тестового характера.
Задания, предлагаемые в тетради способствуют комплексной подготовке к ГИА и ЕГЭ по обществознанию с 5 класса. Использование тетради на уроке и дома позволяет реализовать принципы системно-деятельностного подхода в преподавании обществознания. Именно работа с тетрадью позволяет лучше усвоить материал, но и начать отработку заданий, которые используются в ЕГЭ.
6. Поурочные разработки являются частью учебно-методического комплекта. Пособие содержит конкретные методические рекомендации по реализации в учебном процессе требований ФГОС ООО. Особое внимание уделено формированию у обучающихся универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода. В пособии представлены варианты поурочных разработок разного уровня сложности, что позволяет учителю выбрать свой вариант проведения урока с учетом индивидуальных возможностей учащихся. Пособие предназначено для учителей. В пособии предлагаются различные формы и методы обучения (проектные технологии, совместная групповая работа, модели развития критического мышления, ролевые игры, тренинги.) Материал, используемый в поурочных разработках поможет научить детей оценивать, высказывать собственную точку зрения анализировать и сравнивать обществоведческий материал, взаимодействовать в группе, раскрыть свои способности и возможности. Каждый урок выстроен с учетом возрастных особенностей обучающихся 5 класса. Спроектированы цели, задачи, продуманы возможные формы контроля, сформулированы ожидаемые цели обучения.
Поурочные станут хорошим подспорьем для составления качественных рабочих программ и помогут учителю при подготовке к урокам.
Общие выводы.
1. Преподавание Обществознания с 5 класса, возможно, станет нормой уже в следующем учебном году.
2. УЧМ « Обществознание – 5» соответствует по своему содержанию и дидактическому наполнению требованиям ФАГОС.
- системно – деятельностный подход
- личностно- ориентированный подход (обращение к опыту детей)
3. Содержание УМК « Обществознание 5 Кл.» явно дает понять, что подготовку к ГИА и ЕГЭ необходимо целенаправленно и систематически начинать с 5 класса.
4. Поурочные разработки, предлагаемые авторами УМК, уводят учителя от репродуктивного изучения нового материала к деятельностному методу преподавания. Главная цель работы учителя – грамотно организовать самостоятельную деятельность учащихся в зависимости от их уровня обученности, способностей и склонностей.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Гимназия № 1»
Тема: Презентация учебников ФГОСТ ООО по истории и обществознанию. Обществознание. 5 класс. Л.Н. Боголюбов, В.Н. Виноградова, Н.И. Городецкая. Просвещение, 2016 год.
учитель обществознания
высшей категории
МОУ « Гимназия № 1 »
Копенко О.Н.
г. Железногорск
2016год