СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Учебно–исследовательская деятельность школьников»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимают деятельность, связанную с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.

Целью учебно-исследовательской  деятельности учащихся является приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Учебно–исследовательская деятельность школьников»»

УЧЕБНО –ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

УЧЕБНО –ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Подготовил: учитель технологии и истории КГУ «ОСШ № 21 города Темиртау» Балтабаев Марат Бопышевич 02.01.2016

Подготовил:

учитель технологии и истории КГУ «ОСШ № 21 города Темиртау» Балтабаев Марат Бопышевич

02.01.2016

Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимают деятельность, связанную с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением 02.01.2016

Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимают деятельность, связанную с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением

02.01.2016

Цель учебно-исследовательской деятельности учащихся в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности Помочь детям в развитии способности к исследовательскому типу мышления, в активизации личностной позиции. 02.01.2016

Цель учебно-исследовательской деятельности учащихся

в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности

Помочь детям

  • в развитии способности к исследовательскому типу мышления,
  • в активизации личностной позиции.

02.01.2016

Исследовательские способности –  индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности 02.01.2016

Исследовательские способности

индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности

02.01.2016

   Исследовательский проект учащегося – проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с этапами организации исследовательской деятельности учащихся. 02.01.2016

Исследовательский проект учащегося – проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с этапами организации исследовательской деятельности учащихся.

02.01.2016

Учебно-исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере 02.01.2016

Учебно-исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для

исследования

в научной сфере

02.01.2016

Алгоритм исследования: Постановка проблемы исследования; Обоснование темы исследования; Изучение теории, связанной с выбранной темой; Определение объекта и предмета исследования; Постановка целей и задач исследования; Выдвижение гипотезы исследования; Выбор методов исследования и практическое овладение ими; Сбор и обработка информации; Самостоятельное исследование; Анализ результатов исследования и обобщение; Собственные выводы; Защита и презентация результатов исследования. 02.01.2016

Алгоритм исследования:

  • Постановка проблемы исследования;
  • Обоснование темы исследования;
  • Изучение теории, связанной с выбранной темой;
  • Определение объекта и предмета исследования;
  • Постановка целей и задач исследования;
  • Выдвижение гипотезы исследования;
  • Выбор методов исследования и практическое овладение ими;
  • Сбор и обработка информации;
  • Самостоятельное исследование;
  • Анализ результатов исследования и обобщение;
  • Собственные выводы;
  • Защита и презентация результатов исследования.

02.01.2016

Проблема и тема исследования Тема, как правило,  отражает характерные черты проблемы.  Для уточнения темы необходимо выявление исследовательской проблемы. Проблема исследования - нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.  Научная проблема выдвигается в результате глубокого изучения состояния практики и научно-популярной литературы. 02.01.2016

Проблема и тема исследования

  • Тема, как правило, отражает характерные черты проблемы.

Для уточнения темы необходимо выявление исследовательской проблемы.

  • Проблема исследования - нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

Научная проблема выдвигается в результате глубокого изучения состояния практики и научно-популярной литературы.

02.01.2016

Объект исследования Объект исследования – это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. 02.01.2016

Объект исследования

  • Объект исследования – это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

02.01.2016

Предмет исследования Предмет исследования включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе; предмет исследования устанавливает границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Объект, как правило, больше предмета или может быть равен ему, но не бывает меньше. Определение объекта и предмета исследования - не формальность, так как с их помощью исследователь задает рамки и объем своей работы. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования. 02.01.2016

Предмет исследования

  • Предмет исследования включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе;
  • предмет исследования устанавливает границы научного поиска.
  • В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.
  • Объект, как правило, больше предмета или может быть равен ему, но не бывает меньше.
  • Определение объекта и предмета исследования - не формальность, так как с их помощью исследователь задает рамки и объем своей работы.
  • Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.

02.01.2016

Цель исследования Цель  – это обоснованное представление об общих завершающих или промежуточных результатах поиска. Цель формулируется кратко и предельно точно, и в смысловом отношении выражает то основное, что намеревается достигнуть исследователь. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. 02.01.2016

Цель исследования

  • Цель – это обоснованное представление об общих завершающих или промежуточных результатах поиска.
  • Цель формулируется кратко и предельно точно, и в смысловом отношении выражает то основное, что намеревается достигнуть исследователь.
  • Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

02.01.2016

задачи исследования Задачи исследования  – это последовательные, поэтапные доказательства выдвинутой гипотезы. Задача - шаг, звено, этап достижения цели. Первая задача, как правило, носит теоретический характер и раскрывает сущность изучаемого явления, его структуру, наиболее существенные связи данного явления с другими явлениями и процессами. Вторая задача носит теоретико-прикладной характер. Рекомендуемое число задач – от 3-х до 5-ти. 02.01.2016

задачи исследования

  • Задачи исследования – это последовательные, поэтапные доказательства выдвинутой гипотезы.
  • Задача - шаг, звено, этап достижения цели.
  • Первая задача, как правило, носит теоретический характер и раскрывает сущность изучаемого явления, его структуру, наиболее существенные связи данного явления с другими явлениями и процессами.
  • Вторая задача носит теоретико-прикладной характер.
  • Рекомендуемое число задач – от 3-х до 5-ти.

02.01.2016

Гипотеза   Гипотеза  – обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат; гипотеза позволяет увидеть проблему в ином свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны; гипотеза - предположительный ответ на вопрос, сформулированный в проблеме исследования; гипотеза - описание продвижения исследователя к цели. Два основных момента гипотезы : 1) выдвижение некоторых положений; 2) последующее их логическое доказательство. 02.01.2016

Гипотеза

  • Гипотеза – обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат;
  • гипотеза позволяет увидеть проблему в ином свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны;
  • гипотеза - предположительный ответ на вопрос, сформулированный в проблеме исследования;
  • гипотеза - описание продвижения исследователя к цели.
  • Два основных момента гипотезы :

1) выдвижение некоторых положений;

2) последующее их логическое доказательство.

02.01.2016

Гипотеза   Гипотеза, как правило, формулируется в виде сложноподчиненного предложения: «если … , то… , так как …». Первая часть гипотезы - формулировка условий, которые предполагает создать исследователь для решения заявленной проблемы; вторая часть показывает предположительный результат будущего исследования; третья часть - теоретическое обоснование причины того, почему специально созданные условия, заявленные исследователем, обуславливают этот результат. 02.01.2016

Гипотеза

  • Гипотеза, как правило, формулируется в виде сложноподчиненного предложения: «если … , то… , так как …».
  • Первая часть гипотезы - формулировка условий, которые предполагает создать исследователь для решения заявленной проблемы;
  • вторая часть показывает предположительный результат будущего исследования;
  • третья часть - теоретическое обоснование причины того, почему специально созданные условия, заявленные исследователем, обуславливают этот результат.

02.01.2016

Методы исследовательской деятельности: Общелогические Теоретические  Эмпирические 02.01.2016

Методы исследовательской деятельности:

  • Общелогические
  • Теоретические
  • Эмпирические

02.01.2016

Общелогические методы: Анализ - разложение объекта исследования на составные части; Синтез - соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое; Индукция - движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению; Дедукция - выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; Аналогия - способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими. 02.01.2016

Общелогические методы:

  • Анализ - разложение объекта исследования на составные части;
  • Синтез - соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое;
  • Индукция - движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению; Дедукция - выведение единичного, частного из какого-либо общего положения;
  • Аналогия - способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими.

02.01.2016

Теоретические методы: Аксиоматический метод - некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания; Гипотетический метод - исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие; Формализация - отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками; Абстрагирование - мысленное отвлечение от некоторых (чаще второстепенных) свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений; Обобщение - установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. 02.01.2016

Теоретические методы:

  • Аксиоматический метод - некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания;
  • Гипотетический метод - исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие;
  • Формализация - отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками;
  • Абстрагирование - мысленное отвлечение от некоторых (чаще второстепенных) свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений;
  • Обобщение - установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса.

02.01.2016

Теоретические методы: Исторический метод - выявление исторических фактов и на этой основе мысленное воссоздание исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения; Восхождение от абстрактного к конкретному (исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность. Системный метод - исследование системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов. 02.01.2016

Теоретические методы:

  • Исторический метод - выявление исторических фактов и на этой основе мысленное воссоздание исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения;
  • Восхождение от абстрактного к конкретному (исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность.
  • Системный метод - исследование системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов.

02.01.2016

Эмпирические методы: Наблюдение - способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений; Описание - фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения; Счет - определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства; Измерение - определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном; Сравнение - сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего; Эксперимент - искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза; Моделирование - получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей – аналога, модели. 02.01.2016

Эмпирические методы:

  • Наблюдение - способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений;
  • Описание - фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения;
  • Счет - определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства;
  • Измерение - определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном;
  • Сравнение - сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего;
  • Эксперимент - искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза;
  • Моделирование - получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей – аналога, модели.

02.01.2016

                                           Требования, предъявляемые к исследовательским работам:   четкость и доступность изложения материала; соответствие темы работы ее содержанию; актуальность и практическая значимость; авторская позиция учащегося в учебных исследованиях; умение использовать специальную терминологию и литературу по теме; грамотное оформление научной работы; культура выступления на конференции.   02.01.2016

Требования, предъявляемые к исследовательским работам:

  • четкость и доступность изложения материала;
  • соответствие темы работы ее содержанию;
  • актуальность и практическая значимость;
  • авторская позиция учащегося в учебных исследованиях;
  • умение использовать специальную терминологию и литературу по теме;
  • грамотное оформление научной работы;
  • культура выступления на конференции.

 

02.01.2016

Литература: Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся.- М.: 2003. – 96с. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1. С. 22-32. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. – 140с. Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения// Одаренные дети и современное образование. 2003. №5. 02.01.2016

Литература:

  • Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1.
  • Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся.- М.: 2003. – 96с.
  • Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.
  • Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1. С. 22-32.
  • Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. – 140с.
  • Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения// Одаренные дети и современное образование. 2003. №5.

02.01.2016