Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимают деятельность, связанную с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.
Целью учебно-исследовательской деятельности учащихся является приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.
Просмотр содержимого документа
«Презентация «Учебно–исследовательская деятельность школьников»»
УЧЕБНО –ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ
Подготовил:
учитель технологии и истории КГУ «ОСШ № 21 города Темиртау» Балтабаев Марат Бопышевич
02.01.2016
Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимают деятельность, связанную с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением
02.01.2016
Цель учебно-исследовательской деятельности учащихся
в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности
Помочь детям
- в развитии способности к исследовательскому типу мышления,
- в активизации личностной позиции.
02.01.2016
Исследовательские способности
– индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности
02.01.2016
Исследовательский проект учащегося – проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с этапами организации исследовательской деятельности учащихся.
02.01.2016
Учебно-исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для
исследования
в научной сфере
02.01.2016
Алгоритм исследования:
- Постановка проблемы исследования;
- Обоснование темы исследования;
- Изучение теории, связанной с выбранной темой;
- Определение объекта и предмета исследования;
- Постановка целей и задач исследования;
- Выдвижение гипотезы исследования;
- Выбор методов исследования и практическое овладение ими;
- Сбор и обработка информации;
- Самостоятельное исследование;
- Анализ результатов исследования и обобщение;
- Собственные выводы;
- Защита и презентация результатов исследования.
02.01.2016
Проблема и тема исследования
- Тема, как правило, отражает характерные черты проблемы.
Для уточнения темы необходимо выявление исследовательской проблемы.
- Проблема исследования - нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
Научная проблема выдвигается в результате глубокого изучения состояния практики и научно-популярной литературы.
02.01.2016
Объект исследования
- Объект исследования – это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
02.01.2016
Предмет исследования
- Предмет исследования включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе;
- предмет исследования устанавливает границы научного поиска.
- В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.
- Объект, как правило, больше предмета или может быть равен ему, но не бывает меньше.
- Определение объекта и предмета исследования - не формальность, так как с их помощью исследователь задает рамки и объем своей работы.
- Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.
02.01.2016
Цель исследования
- Цель – это обоснованное представление об общих завершающих или промежуточных результатах поиска.
- Цель формулируется кратко и предельно точно, и в смысловом отношении выражает то основное, что намеревается достигнуть исследователь.
- Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.
02.01.2016
задачи исследования
- Задачи исследования – это последовательные, поэтапные доказательства выдвинутой гипотезы.
- Задача - шаг, звено, этап достижения цели.
- Первая задача, как правило, носит теоретический характер и раскрывает сущность изучаемого явления, его структуру, наиболее существенные связи данного явления с другими явлениями и процессами.
- Вторая задача носит теоретико-прикладной характер.
- Рекомендуемое число задач – от 3-х до 5-ти.
02.01.2016
Гипотеза
- Гипотеза – обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат;
- гипотеза позволяет увидеть проблему в ином свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны;
- гипотеза - предположительный ответ на вопрос, сформулированный в проблеме исследования;
- гипотеза - описание продвижения исследователя к цели.
- Два основных момента гипотезы :
1) выдвижение некоторых положений;
2) последующее их логическое доказательство.
02.01.2016
Гипотеза
- Гипотеза, как правило, формулируется в виде сложноподчиненного предложения: «если … , то… , так как …».
- Первая часть гипотезы - формулировка условий, которые предполагает создать исследователь для решения заявленной проблемы;
- вторая часть показывает предположительный результат будущего исследования;
- третья часть - теоретическое обоснование причины того, почему специально созданные условия, заявленные исследователем, обуславливают этот результат.
02.01.2016
Методы исследовательской деятельности:
- Общелогические
- Теоретические
- Эмпирические
02.01.2016
Общелогические методы:
- Анализ - разложение объекта исследования на составные части;
- Синтез - соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое;
- Индукция - движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению; Дедукция - выведение единичного, частного из какого-либо общего положения;
- Аналогия - способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими.
02.01.2016
Теоретические методы:
- Аксиоматический метод - некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания;
- Гипотетический метод - исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие;
- Формализация - отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками;
- Абстрагирование - мысленное отвлечение от некоторых (чаще второстепенных) свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений;
- Обобщение - установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса.
02.01.2016
Теоретические методы:
- Исторический метод - выявление исторических фактов и на этой основе мысленное воссоздание исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения;
- Восхождение от абстрактного к конкретному (исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность.
- Системный метод - исследование системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов.
02.01.2016
Эмпирические методы:
- Наблюдение - способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений;
- Описание - фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения;
- Счет - определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства;
- Измерение - определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном;
- Сравнение - сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего;
- Эксперимент - искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза;
- Моделирование - получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей – аналога, модели.
02.01.2016
Требования, предъявляемые к исследовательским работам:
- четкость и доступность изложения материала;
- соответствие темы работы ее содержанию;
- актуальность и практическая значимость;
- авторская позиция учащегося в учебных исследованиях;
- умение использовать специальную терминологию и литературу по теме;
- грамотное оформление научной работы;
- культура выступления на конференции.
02.01.2016
Литература:
- Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1.
- Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся.- М.: 2003. – 96с.
- Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.
- Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1. С. 22-32.
- Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. – 140с.
- Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения// Одаренные дети и современное образование. 2003. №5.
02.01.2016