Мановицкий филиал Новоникольской сош Мичуринского района Тамбовской области
Автор проекта:
Коршунова Ольга Викторовна –
Учитель немецкого языка
2011 год
«Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Ян Амос Каменский
Педагогический проект на тему:
«Формирование системных знаний
учащихся через интегрированные уроки
с использованием межпредметных
и внутрикурсовых связей»
Актуальность проекта:
- иностранный язык интегрирует со всеми остальными учебными предметами;
- интеграция является методологической основой современного преподавания ( «Модернизация школы», август 2001г.);
- интеграция дает возможность показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, исключает дублирование, освобождает учебное время для изучения другого явления.
С практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение учащимися сферы получаемой информации, подкрепление мотивации в обучении.
Противоречия:
- между повышением значимости овладения иностранным языком как средством межличностного и делового общения в условиях трансформации российского общества и отсутствием системных знаний у обучаемых;
- между увеличивающимся объемом информации и ограниченными возможностями детского организма в усвоении знаний.
Гипотеза:
Если применять интегрированные уроки с использованием межпредметных и внутрикурсовых связей, активизирующие познавательную деятельность учащихся, развивающие их творческие способности, то более эффективно формируются целостные представления о своей стране и странах изучаемого языка, способствующие развитию практических умений общаться на иностранном языке в ситуациях межличностного общения.
Цель проекта:
Подтвердить
эффективность внедрения интегрированных уроков на формирование системных знаний обучаемых
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по теме проекта;
- рассмотреть сущность и возможность применения интегрированных уроков в учебно-воспитательном процессе;
- формировать системные знания учащихся через
интегрированные уроки с использованием
межпредметных и внутрикурсовых связей;
- развивать коммуникативные способности
учащихся в совместной деятельности, при поиске
информации в сети Интернет.
Объект исследования: практическая значимость интегрированных уроков
Предмет исследования:
процесс использования интегрированных курсов на уроках немецкого языка
Планируемые результаты:
- повысить эффективность преподавания и качество знаний;
- обеспечить непрерывное развитие и систематизацию получаемых знаний;
- устранить дублирование в содержании учебного материала.
Этапы реализации:
Первый этап – поисково-эмпирический
(сентябрь-октябрь 2010)
- изучение литературы по данной теме;
- анкетирование по выявлению роли интегрированных уроков в процессе обучения по другим предметам;
- уточнение проблемы, цели и задач исследования, формулировка рабочей гипотезы, оформление понятийно-терминологического аппарата исследования
Второй этап – практический (ноябрь 2010 – апрель 2011):
- обсуждение конспектов уроков;
- внедрение системы интегрированных уроков;
- формирование и развитие основных компетентностей обучающихся;
- накопление практического опыта в работе над проблемой.
- диагностика учащихся.
Третий этап – обобщающе-аналитический:
- подведение итогов проекта;
- анализ применения интегрированного обучения на уроках;
- выявление проблем для дальнейшего решения;
- распространение опыта.
Педагогические условия интегрированного обучения:
- выход за рамки одного предмета;
- перенос акцента с восприятия на творческое проявление учащихся в деятельности;
- включение в занятия развивающих творческих заданий;
- взаимодействие с коллегами;
- активные организационные формы учебных занятий;
- системность во внедрении интегрированного обучения.
Методы и приемы интегрированного обучения
- метод опроса;
- учебная дискуссия;
- поисковая работа;
- исследовательский метод;
- анализ конкретных ситуаций;
- выполнение индивидуальных заданий;
- ролевая игра;
- работа с разными источниками.
Способы эмоционального воздействия на учащихся:
- видео - художественный;
- музыкальный ряд;
- телевидение;
- декламация;
- мультимедийное сопровождение;
- краеведческий материал.
Результативность интегрированного обучения
Качество знаний по немецкому языку возросло :
в 7 классе с 57% до 78%,
в 9 классе с 76% до 84%,
в 11 классе с 85% до 91%.
Уровень сформированности общеучебных умений и навыков – от 75% до 90%
Значимость немецкого языка для обучающихся
Результат реализации методов мотивации (анализ программ наблюдения)
Качество знаний по теме: «Состояние окружающей среды в поселке Калинина» ( интегрированный ученический проект: немецкий язык, экология, биология, информатика)
Критерии оценивания исследовательских работ:
- полнота раскрытия темы;
- самостоятельность при выполнении работ;
- соответствие цели и задач проекта содержанию работ учащихся;
- возможность применения результатов исследований на практике.
Результаты проекта:
- создание программы интегрированного
элективного курса (немецкий язык + география) –
«Путешествие по карте немецкоговорящих стран»;
- создание презентаций ученических проектов:
«Австрия», «Отдых на Северном море», «Мюнхен» и др.;
- создание копилки творческих работ обучающихся;
- обобщение и представление результатов проекта
на заседании РМО учителей немецкого языка;
- использование данного проекта учителями
различных предметов.
Выводы:
В результате реализации проекта :
- знания стали более системными;
- умения – обобщенными, способствующими комплексному
применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов
из одной науки в другую;
- усилилась познавательная активность;
- более эффективно формируются убеждения и
всесторонне развивается личность;
Возможность использования различных технологий, методов, форм позволяет применить здоровьесберегающий подход в обучении.
Таким образом, доказано, что интегрированное обучение способствует оптимизации, интенсификации учебной деятельности; позволяет формировать системные знания обучаемых.
Трудности в реализации проекта:
- сложность отбора учебного материала;
- подробное структурирование урока;
- проблема личной совместимости педагогов;
- разный подход к оценке знаний и умений;
- согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
Перспективы
Будущее, вероятно, за интегрированными уроками и интегрированными курсами, в которых будут соединены изучаемые темы предметов, подчас разобщенные, логически не связанные, дублируемые в различных предметах школьной программы.
Информационные ресурсы:
- Интернет в гуманитарном образовании. Под ред. Полат Е.С. М., Владос , 2001 г.
- Сиденко А.С. Метод проектов: история, теория и практика.//Наука и школа. 2002. №8, №9
- Солопова Н.К., Вязовова О.В. Проектная деятельность с использованием ИКТ. Сборник материалов учебно-методических проектов. Тамбов, 2005.
- Кулагин П. П. Межпредметные связи в обучении. – М. Просвещение, 1983 г.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 Москва № 2783).
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. – М.,1998 г.
- Третьяков П. И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. – М., 2005.
- Ятайкина А. О. Об интегрированном подходе в обучении. Школьные технологии,2001 г.,№6.
- http://www.it-n.ru/resource .
- http://www.gzt.ru/education/
Спасибо за внимание!