СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Употребление частиц в речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Частицы

 

 

Рассмотрите таблицы, определите, что такое частица, для чего служит. Укажите разряды частиц. Составьте предложения.

 

Частицы

служебная часть речи

 

служат для образования наклонений глагола

 

 

не изменяются

 

 

не являются                  членом предложения

Вносят различные оттенки значения в предложение

   Приехали бы к нам сегодня шефы.             (Усл. накл.)

   Пусть шефы сегодня к нам приедут.

(Повел. накл.)

 

 

 

     Разве к нам  сегодня приедут шефы? (Выражает сомнение, неуверенность )

           

 

 

Разряды частиц

 

формообразующие

модальные

Отрицательные

бы

читал бы

вопросительные

неужели, разве, ли, что, что ли

Не и ни

не слышно ни звука

пусть, пускай

Пусть едет

восклицательные

что за, как, ну и, вишь ты

 

 

да ,

давай, давайте

Ребята, давайте жить дружно.

усилительные

даже, ни, и, же, ведь, уж, все, все – таки, -то

 

 

указательные

вот, вон, это

 

         

 

 

уточняющие

именно, как раз, точно, прямо

 

 

побудительные

ну-ка, - ка, -ну

 

 

выделительно-  -ограничительные

только, почти, лишь, исключительно

 

 

выражающие сомнение

вряд ли, едва ли

 

 

Правописание частиц

 

Рассмотрите таблицу, объясните правописание частиц.

Раздельно

Дефис

бы ( б), ли (ль), же ( ж)

-то, - либо, - нибудь,

кое- , - ка, - таки

Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин).

Кто- то,     что- либо,   кое – кому,

какой – нибудь

Ребята! Не Москва ль за нами? (Лермонтов)

Все – таки   я нашла эту книгу.

Не печалься же, ступай, в гости братцев поджидай.

Дай-ка мне книгу. Книга-то не моя.

 

Частицы НЕ, НИ, их смысловое значение

 

Прочитайте таблицу различения НЕ и НИ в предложении, сформулируйте правила, дополните таблицу своими примерами.

Правило

Примеры

Примечания

Частица не употребляется для отрицания

Я не мог позвонить.

Я не позвоню, а зайду к тебе.

В некоторых вопросительно-восклицательных предложениях частица не  не имеет отрицательного значения. Где он только не бывал! (т.е. везде)

Частица ни усилительная. Она употребляется в следующих случаях:

а) для усиления отрицания;

На небе не было ни одного облачка (=даже, =и). На небе ни облачка (отрицательное ,  сказуемое опущено).

 

б) ни присоединяется к относительным местоимениям и наречиям, служащим для связи придаточных предложений с главным; она придает им обобщающий смысл, усиливая утверждение;

в придаточном предложении с как ни, кто ни, что ни, где ни, где бы ни, куда ни, куда бы ни и др.

 

Кто ни читал книгу, всем она нравится.

 

Употребляясь в сложноподчиненном предложении, частица ни входит в состав составного союза кто ни.

Исключение: в придаточном предложении с ПОКА НЕ: жди, пока не приду

в) ни в простом предложении в роли союза = и – и

Ни власть, ни жизнь меня не веселят.

 

Частица не употребляется для утверждения:

а) в предложении, в котором есть вопросительное местоимение;

б) при двойном отрицании в сказуемом

(составном глагольном)

 

 

 

Кто же не читал этой книги?

 

 

Не мог не сознаться (=мог сознаться), не могу не упомянуть (могу упомянуть)

 

 

 

Всегда запятая ставится

 

Рассмотрите таблицу, обобщите постановку запятой.

1.Перед А, НО, ДА (=НО)

Ответят, что сами – то не видели, а слышали от других.

2. Вводные слова

а)+++, …… .

б) ……,+++, …… .

в) ……………….., +++   .

Про горох – то уж, наверное, выдумка…

3. Деепричастный оборот

а) Деепричастный оборот, …….

б) ………, ДО., ……. .

в) ………………………. ДО. .

Мальчик брел по тайге, почти падая от усталости. (Астафьев.)

4. Обращение

а) О, ……… .

б) ………, о, ……… .

в) ……………….., о.

Давай, земля, немножко отдохнем от важных дел, от шумных путешествий! ( Н. Рубцов.)

5. Слово «пожалуйста»

Скажите, пожалуйста, вы здешний?

6. Уточняющие слова

Недалеко от нас, выстрела за два, был аул Хунзах. (Л. Т.)

7. Междометия

Ах, как скоро ночь минула! (Гр.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Употребление частиц в речи.»

Сегодня мы должны:   применить все те знания; которыми овладели по теме «Частица»;  отработать свои знания на практике; научиться правильно употреблять частицы в речи.

Сегодня мы должны:

  • применить все те знания;

которыми овладели по теме «Частица»;

  • отработать свои знания на практике;
  • научиться правильно употреблять частицы в речи.
Итак, давайте вспомним что же такое частица и для чего она может служить? Частица – служебная часть речи, которая не называет ни предметов, ни признаков, ни действий; не является членом предложения, не изменяется; вопрос к частице задать нельзя.

Итак, давайте вспомним что же такое частица и для чего она может служить?

Частица служебная часть речи, которая не называет ни предметов, ни признаков, ни действий; не является членом предложения, не изменяется; вопрос к частице задать нельзя.

 Частицы служат для: а) для образования наклонений глагола:  форма повелит. наклонения :  Да здравствует солнце, да скроется тьма.   форма сослагательного наклонения : То же слово, да не так бы молвил . Такие частицы называются формообразующими .

Частицы служат для:

а) для образования наклонений глагола:

  • форма повелит. наклонения :

Да здравствует солнце, да скроется тьма.

  • форма сослагательного наклонения :
  • То же слово, да не так бы молвил .

Такие частицы называются формообразующими .

б) Для выражения различных оттенков значения в предложении: Ну что за шейка, что за глазки! (восклицание).

б) Для выражения различных оттенков значения

в предложении:

Ну что за шейка, что за глазки! (восклицание).

Для закрепления материала  обратимся к  упражнению № 472.

Для закрепления материала

обратимся к

упражнению

№ 472.

Найдите в тексте частицы.

Найдите в тексте частицы.

Сделаем вывод о роли частиц в тексте : употребление частиц характерно для художественного стиля речи .

Сделаем вывод о роли частиц в тексте :

  • употребление частиц характерно для художественного стиля речи .
Частицы имеют значения: даже - усиления; точно  – сравнения;  не – отрицания.

Частицы имеют значения:

даже - усиления;

точно – сравнения;

не – отрицания.

Вставьте пропущенные частицы (устно): Вставьте пропущенные частицы (устно):    Был … ты когда-нибудь в цирке?  Спой … мне твою любимую песню.  В диктанте Петя … сделал … одной ошибки.  Собери … вещи и уложи их в чемодан.  Я пришёл … в школу, если … не заболел.  …  птицы … пели в этой роще.  Возьми … зонтик, начинается дождь. Для справок: ли, же, ни, не, бы, -ка, даже.

Вставьте пропущенные частицы (устно):

  • Вставьте пропущенные частицы (устно):

  • Был … ты когда-нибудь в цирке?
  • Спой … мне твою любимую песню.
  • В диктанте Петя … сделал … одной ошибки.
  • Собери … вещи и уложи их в чемодан.
  • Я пришёл … в школу, если … не заболел.
  • … птицы … пели в этой роще.
  • Возьми … зонтик, начинается дождь.

Для справок: ли, же, ни, не, бы, -ка, даже.

Распределите частицы в два столбика: Для справок : даже, разве, дескать, бы, пусть, мол, ишь ты, же, аж, неужели, да ну, вот тебе и на, не, ни, вот это да, давайте, ведь, всё-таки, авось, небось, вряд ли. Употребляются в разных стилях речи, стилистически не окрашены. Употребляются в разговорной речи.

Распределите частицы в два столбика:

Для справок : даже, разве, дескать, бы, пусть, мол, ишь ты, же, аж, неужели, да ну, вот тебе и на, не, ни, вот это да, давайте, ведь, всё-таки, авось, небось, вряд ли.

Употребляются в разных стилях речи, стилистически не окрашены.

Употребляются в разговорной речи.

Самопроверка: Употребляются в разных стилях речи, стилистически не окрашены. Употребляются в разговорной речи. Даже, разве, бы, пусть, же, неужели, не, ни, давайте, ведь, всё-таки, вряд ли. Дескать, мол, ишь ты, аж, да ну, вот тебе и на, вот это да, авось, небось.

Самопроверка:

Употребляются в разных стилях речи, стилистически не окрашены.

Употребляются в разговорной речи.

Даже, разве, бы, пусть, же, неужели, не, ни, давайте, ведь, всё-таки, вряд ли.

Дескать, мол, ишь ты, аж, да ну, вот тебе и на, вот это да, авось, небось.

Подведение итогов:  Где можно употребить частицы? Для чего нужны в речи частицы?  Почему без частиц нельзя обойтись?

Подведение итогов:

  • Где можно употребить частицы?
  • Для чего нужны в речи частицы?
  • Почему без частиц нельзя обойтись?
Изменилось ли ваше представление о частице в начале урока и в конце? Продолжите предложение: « Сегодня на уроке я узнал(-а), что …»
  • Изменилось ли ваше представление о частице в начале урока и в конце?
  • Продолжите предложение: « Сегодня на уроке я узнал(-а), что …»
Домашнее задание Написать мини-сочинение с использованием частиц в тексте: « Для чего нужны частицы в русском языке? » Повторить правила на стр. 211-214

Домашнее задание

Написать мини-сочинение с использованием частиц в тексте:

« Для чего нужны частицы в русском языке? »

Повторить правила на стр. 211-214


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!