СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока биологии в 5 классе "Откуда родом растения"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 5 классе по теме Происхождение растений, УМК В.В.Пасечника «Линия жизни». Урок авторский, разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО, построенный на метапредметной основе и системно-деятельностном подходе. Автор использует   передовые технологи и методики  развивающего обучения: проблемную, гуманно-личностную, исследовательскую, критического мышления. Выполнение учебно-практических задач оценивается учениками и учителем. В конце урока проводится рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока биологии в 5 классе "Откуда родом растения"»

Придумано кем-то просто и мудро, При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро! – солнцу и птицам. Доброе утро! – улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро продлится до вечера.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро! – солнцу и птицам.

Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера.

Сюрприз  Папоротники цветут? Сорусы (спорангии), в которых созревают споры Вывод: Папоротники не имеют цветков, их признаки соответствуют отделу растений «Папоротникообразные»

Сюрприз Папоротники цветут?

Сорусы (спорангии),

в которых созревают

споры

Вывод: Папоротники не имеют цветков,

их признаки соответствуют отделу

растений «Папоротникообразные»

 Тест «Казино» 1. В природе существует 4 царства живых организмов  2. Представители царства растений отличаются от других тем, что их клетки не имеют ядра 3. Фотосинтезировать органические вещества умеют не только растения, но и животные  4. Растения делятся на низшие и высшие 5. К низшим растениям относят водоросли, у них нет корней, стеблей и листьев  6. Высшие споровые растения размножаются семенами  7. Многоклеточные водоросли и мхи имеют ризоиды  8. Высшие семенные растения размножаются семенами  9. Первые наземные растения – риниофиты, имели стебли, листья и ризоиды  10. Один раз в год, на Ивана Купала папоротник цветет Да Нет Нет Да Да  Нет Да Да Да Да

Тест «Казино»

1. В природе существует 4 царства живых организмов

2. Представители царства растений отличаются от других тем, что их клетки не имеют ядра

3. Фотосинтезировать органические вещества умеют не только растения, но и животные

4. Растения делятся на низшие и высшие

5. К низшим растениям относят водоросли, у них нет корней, стеблей и листьев

6. Высшие споровые растения размножаются семенами

7. Многоклеточные водоросли и мхи имеют ризоиды

8. Высшие семенные растения размножаются семенами

9. Первые наземные растения – риниофиты, имели стебли, листья и ризоиды

10. Один раз в год, на Ивана Купала папоротник цветет

Да

Нет

Нет

Да

Да

Нет

Да

Да

Да

Да

 Род  Роды  Родные  Родители  Народ  Народность  Родственники  Родословная  День рожденья  Место рождения

Род Роды Родные Родители Народ Народность Родственники Родословная День рожденья Место рождения

28.04.2015. Откуда родом растения?      Урок открытия новых знаний  по биологии в 5 классе

28.04.2015.

Откуда родом растения?

Урок открытия новых знаний по биологии в 5 классе

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ  Цель: узнать родословную растений. Задачи: 1. Определить даты рождения отделов растений и доказать направления эволюции: от низших форм - к высшим, от простых – к сложным (практическая работа с использованием геохронологической таблицы и гербарных материалов). 2. Составить родословную растений - «Эволюционное древо» (самостоятельная работа в группах) 3. Определить космическую роль растений на Земле (анализ притчи «Кто главный?»)

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Цель: узнать родословную растений.

Задачи:

1. Определить даты рождения отделов растений и доказать направления эволюции: от низших форм - к высшим, от простых – к сложным (практическая работа с использованием геохронологической таблицы и гербарных материалов).

2. Составить родословную растений - «Эволюционное древо» (самостоятельная работа в группах)

3. Определить космическую роль растений на Земле (анализ притчи «Кто главный?»)

Новые термины Ароморфоз – качественно новый скачок в уровне организации живых организмов, ведущий к появлению новых систематических групп (отделов) Идиоадаптация – частные, мелкие изменения в уровне организации живых организмов, ведущие к появлению у них приспособлений к среде обитания, расширению ареала, увеличению численности. Геохронологическая таблица - геохронологическая шкала, отражающая:  а)последовательность подразделений времени, в течение которых формировались отложения земной коры;  б) эволюцию органического мира: возникновение и происхождение систематических групп – царств живой природы.

Новые термины

  • Ароморфоз – качественно новый скачок в уровне организации живых организмов, ведущий к появлению новых систематических групп (отделов)
  • Идиоадаптация – частные, мелкие изменения в уровне организации живых организмов, ведущие к появлению у них приспособлений к среде обитания, расширению ареала, увеличению численности.
  • Геохронологическая таблица - геохронологическая шкала, отражающая:

а)последовательность подразделений времени, в течение которых формировались отложения земной коры;

б) эволюцию органического мира: возникновение и происхождение систематических групп – царств живой природы.

Открытие новых знаний

Открытие новых знаний

 Практическая работа « Доказательства эволюции растений »   Рассмотрите гербарий отделов растений. Используйте лупы, рисунки в учебнике , заполните таблицу См. инструктивную карточку.

Практическая работа

« Доказательства эволюции растений »

Рассмотрите гербарий отделов растений. Используйте лупы, рисунки в учебнике , заполните таблицу

См. инструктивную карточку.

Отделы Органы Слоевище Водоросли Мхи + Ризоиды Хвощи Плауны   Корень + + Папорот- ники     Стебель       Лист Голосем   + Споры     + Покрыто семенные   + + Семена     +   + + Шишка   +   + Цветок +   +   + +   +   +   Плод +     +   Даты их рождения (лет назад)         +     900-700 млн   500-470 млн   + +      500-470 млн     + 460-430 млн + 400-380 млн 135-170 млн Вывод: Чем раньше появлялись на Земле отделы растений, тем проще он были устроены, и наоборот - чем позже появлялись на Земле отделы растения, тем сложнее их строение. Таким образом, данный факт соответствует направлениям эволюции: от низших форм - к высшим, от простых – к сложным

Отделы

Органы

Слоевище

Водоросли

Мхи

+

Ризоиды

Хвощи

Плауны

 

Корень

+

+

Папорот-

ники

 

 

Стебель

 

 

 

Лист

Голосем

 

+

Споры

 

 

+

Покрыто

семенные

 

+

+

Семена

 

 

+

 

+

+

Шишка

 

+

 

+

Цветок

+

 

+

 

+

+

 

+

 

+

 

Плод

+

 

 

+

 

Даты их рождения

(лет назад)

 

 

 

 

+

 

 

900-700 млн

 

500-470

млн

 

+

+

 

 

500-470

млн

 

 

+

460-430

млн

+

400-380 млн

135-170 млн

Вывод: Чем раньше появлялись на Земле отделы растений, тем проще он были устроены, и наоборот - чем позже появлялись на Земле отделы растения, тем сложнее их строение. Таким образом, данный факт соответствует направлениям эволюции: от низших форм - к высшим, от простых – к сложным

Вывод: Чем раньше появлялись на Земле отделы растений, тем проще он были устроены, и наоборот – чем позже появлялись на Земле отделы растения, тем сложнее их строение. Таким образом, данный факт является доказательством эволюции эволюции: от низших форм - к высшим, от простых – к сложным

Вывод: Чем раньше появлялись на Земле отделы

растений, тем проще он были устроены, и наоборот –

чем позже появлялись на Земле отделы растения,

тем сложнее их строение.

Таким образом, данный факт является доказательством

эволюции эволюции: от низших форм - к высшим,

от простых – к сложным

 Самостоятельная (коллективная) работа « Составление родословной растений «Эволюционное древо » Составьте «эволюционное древо растений», пользуясь инструктивной карточкой

Самостоятельная (коллективная) работа

« Составление родословной растений

«Эволюционное древо »

Составьте «эволюционное древо растений», пользуясь инструктивной карточкой

  Анализ притчи «Кто главный среди растений»? Прочитайте внимательно притчу и ответьте на вопросы:  1. Кто самый главный из растений? 2. Какой «главн ый подарок» получила Водоросль в День рожденья, от кого он? 3. Почему подарок «главный»? 4. Какова космическая роль всех растений на Земле?  

Анализ притчи «Кто главный среди растений»?

Прочитайте внимательно притчу и ответьте на вопросы:

1. Кто самый главный из растений?

2. Какой «главн ый подарок» получила Водоросль в День рожденья, от кого он?

3. Почему подарок «главный»?

4. Какова космическая роль всех растений на Земле?

 

Закрепление новых знаний Выполните задание в электронном приложении § 17 Дарю подарки: 3 вопроса 1. Назовите ароморфоз, с которым связано возникновение царства растений. 2.Назовите ароморфоз, с которым связано возникновение высших семенных растений. 3. Назовите ароморфоз, с которым связано возникновение отдела Покрытосеменных растений

Закрепление новых знаний

Выполните задание в электронном приложении § 17

Дарю подарки: 3 вопроса

1. Назовите ароморфоз, с которым связано

возникновение царства растений.

2.Назовите ароморфоз, с которым связано

возникновение высших семенных растений.

3. Назовите ароморфоз, с которым связано

возникновение отдела Покрытосеменных растений

Эволюционное древо растений

Эволюционное древо растений

Домашнее задание: 1. Выдвинуть гипотезы о прародителях растений. 2. Написать мини-сочинение на тему «Если растения исчезнут, то …» 17

Домашнее задание:

1. Выдвинуть гипотезы о прародителях растений.

2. Написать мини-сочинение на тему «Если растения исчезнут, то …»

17

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РЕФЛЕКСИЯ

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

РЕФЛЕКСИЯ

Оцени себя на этапах урока. Рефлексия. Было трудно… Я теперь знаю … Я теперь умею … Мне нужно … Этапы урока Отметка I. Повторение (тест индивидуальный) II. Практическая работа ( таблица ) III . Самостоятельная (коллективная) работа «эволюционное древо»

Оцени себя на этапах урока.

Рефлексия.

Было трудно…

Я теперь знаю …

Я теперь умею …

Мне нужно …

Этапы урока

Отметка

I. Повторение

(тест индивидуальный)

II. Практическая работа ( таблица )

III . Самостоятельная (коллективная) работа «эволюционное древо»