СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока "Человек и общество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Обществознание 10 класс (профильный)

 

Тема урока:  Общество и человек.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цель

образовательная: обобщить и систематизировать знания по теме «Общество и человек», подготовиться к контрольному тестированию;

развивающая: развивать у суворовцев умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать и анализировать, делать выводы; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; применять полученные знания для решения познавательных задач; формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам; работать с тестом.

воспитательная: способствовать формированию гражданской позиции суворовцев, умению работать в группе.

Формы и методы: беседа, работа в группах, проблемное обучение, выполнение тренировочных интерактивных тестов.

Материальное обеспечение урока: мультимедийный комплекс, учебник, презентация, раздаточный материал, тест по технологии MyTest.

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока "Человек и общество"»

Общество и человек Повторительно-обобщающий урок

Общество и человек

Повторительно-обобщающий урок

«Человек есть мера всех вещей» Протагор «Человек самое эксцентричное создание на Земле» Эрих Фромм «Человек есть принципиальная новизна в природе» Николай Александрович Бердяев «Человек – вольноотпущенник природы» Иоганн Гердер «Я царь – я раб, я червь – я Бог!» Гаврила Романович Державин
  • «Человек есть мера всех вещей»

Протагор

  • «Человек самое эксцентричное создание на Земле»

Эрих Фромм

  • «Человек есть принципиальная новизна в природе»

Николай Александрович Бердяев

  • «Человек – вольноотпущенник природы»

Иоганн Гердер

  • «Я царь – я раб, я червь – я Бог!»

Гаврила Романович Державин

Человек соткан из парадоксов: Человек – животное, но существует не в природе, а в обществе. У человека есть инстинкты, но руководствуется он в первую очередь разумом. Человек рожден в природе, но пытается подчинить её себе. Человек обладает естественными потребностями, но в первую очередь ориентируется на культурные стандарты. У человека есть разум, но есть и бессознательное. Человек имеет все, чтобы жить в дикой природе, но без длительного обучения и воспитания не может приспособиться к ней.

Человек соткан из парадоксов:

  • Человек – животное, но существует не в природе, а в обществе.
  • У человека есть инстинкты, но руководствуется он в первую очередь разумом.
  • Человек рожден в природе, но пытается подчинить её себе.
  • Человек обладает естественными потребностями, но в первую очередь ориентируется на культурные стандарты.
  • У человека есть разум, но есть и бессознательное.
  • Человек имеет все, чтобы жить в дикой природе, но без длительного обучения и воспитания не может приспособиться к ней.
Уровень Сущность Конкретно-исторический На этом уровне анализируются конкретные события, народы, государства. Наряду с описанием единичных фактов присутствуют обобщающие понятия и суждения Историко-типологический Обобщение, связанное с типологией общества Социально-философский Выделение, анализ всеобщих свойств общества

Уровень

Сущность

Конкретно-исторический

На этом уровне анализируются конкретные события, народы, государства. Наряду с описанием единичных фактов присутствуют обобщающие понятия и суждения

Историко-типологический

Обобщение, связанное с типологией общества

Социально-философский

Выделение, анализ всеобщих свойств общества

Первый этап: характеристика общества как системы. 1 группа Каковы основные значения понятия «общество»? В каком значении использовано понятие «общество» в каждом из приведённых ниже высказываний? Дверь в зал распахнулась, и его взору предстало довольно разношёрстное общество. Объединяя, как правило, людей широко образованных, смотрящих на вещи здраво и критически, дворянское общество и в XIX в. оставалось замкнутой группой, своего рода кастой, не принимавшей чужаков. Индустриальное общество разрешило ряд противоречий, существовавших на прежнем этапе развития, но при этом породило новые.

Первый этап: характеристика общества как системы.

  • 1 группа
  • Каковы основные значения понятия «общество»?
  • В каком значении использовано понятие «общество» в каждом из приведённых ниже высказываний?
  • Дверь в зал распахнулась, и его взору предстало довольно разношёрстное общество.
  • Объединяя, как правило, людей широко образованных, смотрящих на вещи здраво и критически, дворянское общество и в XIX в. оставалось замкнутой группой, своего рода кастой, не принимавшей чужаков.
  • Индустриальное общество разрешило ряд противоречий, существовавших на прежнем этапе развития, но при этом породило новые.

Первый этап: характеристика общества как системы. 2 группа Что такое система? Какие виды систем вам известны? Опираясь на обществоведческие знания и знания из других предметов, выберите из перечисленных характеристик те, которые отражают свойства любой системы: сохранение с течением времени своего состояния неизменным; наличное состояние позволяет точно определить последующее; постоянный обмен веществ с внешней средой; наличие взаимосвязанных элементов; несводимость целого к сумме частей, появление у целого свойств, отсутствующих у отдельных компонентов. 2. Что позволяет утверждать, что общество является системой? Дайте характеристику общества как системы.

Первый этап: характеристика общества как системы.

  • 2 группа
  • Что такое система? Какие виды систем вам известны? Опираясь на обществоведческие знания и знания из других предметов, выберите из перечисленных характеристик те, которые отражают свойства любой системы:
  • сохранение с течением времени своего состояния неизменным;
  • наличное состояние позволяет точно определить последующее;
  • постоянный обмен веществ с внешней средой;
  • наличие взаимосвязанных элементов;
  • несводимость целого к сумме частей, появление у целого свойств, отсутствующих у отдельных компонентов.

2. Что позволяет утверждать, что общество является системой? Дайте характеристику общества как системы.

Первый этап: характеристика общества как системы. 3 группа Дать характеристику социального института, как компонента общества. Охарактеризуйте функции социальных институтов. Приведите примеры, иллюстрирующие основные комплексы социальных институтов. 2.  Соотнесите общественные институты и сферы жизни общества. Институты  Сферы А. государство  1. экономическая Б. семья  2. политическая В. школа  3. социальная Г. церковь  4. духовная сфера Д. финансовая система  Е. средства массовой информации  Есть ли в перечне институтов те, которые вы хотели бы отнести к нескольким сферам общественной жизни? Назовите их. Чем можно объяснить отсутствие жёсткого соответствия сфер и институтов?

Первый этап: характеристика общества как системы.

  • 3 группа
  • Дать характеристику социального института, как компонента общества. Охарактеризуйте функции социальных институтов. Приведите примеры, иллюстрирующие основные комплексы социальных институтов.

2. Соотнесите общественные институты и сферы жизни общества.

Институты Сферы

А. государство 1. экономическая

Б. семья 2. политическая

В. школа 3. социальная

Г. церковь 4. духовная сфера

Д. финансовая система

Е. средства массовой информации

Есть ли в перечне институтов те, которые вы хотели бы отнести к нескольким сферам общественной жизни? Назовите их. Чем можно объяснить отсутствие жёсткого соответствия сфер и институтов?

Важнейшие жизненные потребности Потребность в воспроизводстве рода Основные виды деятельности Потребность в безопасности и социальном порядке Семейно-бытовая деятельность Главные социальные институты Потребность в средствах существования Политическая, управленческая, государственная деятельность Институт семьи и брака Экономическая деятельность Политические институты, особенно государство Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров Экономические институты, в первую очередь производство Научная, воспитательная, образовательная деятельность Потребность в решении духовных проблем смысла жизни Религиозная деятельность Институты науки, образования и культуры Институт религии

Важнейшие жизненные потребности

Потребность в воспроизводстве рода

Основные виды деятельности

Потребность в безопасности и социальном порядке

Семейно-бытовая деятельность

Главные социальные институты

Потребность в средствах существования

Политическая, управленческая, государственная деятельность

Институт семьи и брака

Экономическая деятельность

Политические институты, особенно государство

Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров

Экономические институты, в первую очередь производство

Научная, воспитательная, образовательная деятельность

Потребность в решении духовных проблем смысла жизни

Религиозная деятельность

Институты науки, образования и культуры

Институт религии

Основные комплексы социальных институтов Экономические Политические Деньги, обмен, производство, собственность, и др. Социальные Власть, парламентаризм, партия, суд, армия и др. Духовные Семья, брак, кровная месть, наследование, материнство, отцовство и др. Религия, образование, СМИ, общественное мнение и др.

Основные комплексы социальных институтов

Экономические

Политические

Деньги, обмен, производство, собственность, и др.

Социальные

Власть, парламентаризм, партия, суд, армия и др.

Духовные

Семья, брак, кровная месть, наследование, материнство, отцовство и др.

Религия, образование, СМИ, общественное мнение и др.

Второй этап : социальная макротеория анализа исторического развития

Второй этап : социальная макротеория анализа исторического развития

Второй этап : социальная макротеория анализа исторического развития   1 группа Укажите общие черты и различия в трактовке мировой истории сторонниками учения о формациях и приверженцами теории постиндустриального общества. 2 группа Укажите достоинства и недостатки формационного подхода. 3 группа Укажите достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода.

Второй этап : социальная макротеория анализа исторического развития

1 группа

  • Укажите общие черты и различия в трактовке мировой истории сторонниками учения о формациях и приверженцами теории постиндустриального общества.

2 группа

  • Укажите достоинства и недостатки формационного подхода.

3 группа

  • Укажите достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода.
Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия   Формационный подход Общее Теория выделяются и обосновываются определённые крупные этапы, через которые идёт развитие человечества обе теории базируются на признании источником прогресса изменений в сфере материального производства переходы носят характер революционных изменений Различия постиндустриального общества главные фазы развития роль духовных факторов

Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия

 

Формационный подход

Общее

Теория

  • выделяются и обосновываются определённые крупные этапы, через которые идёт развитие человечества
  • обе теории базируются на признании источником прогресса изменений в сфере материального производства
  • переходы носят характер революционных изменений

Различия

постиндустриального общества

  • главные фазы развития
  • роль духовных факторов
Характеристика Подход Достоинства формационный цивилизационный Позволяет: Недостатки Позволяет: увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов представить историю человечества как единый процесс установить определённые законы исторического развития предложить периодизацию всемирной истории многие народы не проходили в своём развитии через большинство формаций большинство процессов не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций задвигает на задний план роль человеческого фактора недостаточно внимания уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов глубоко изучать историю конкретных обществ во всём их многообразии и специфике ориентируется на изучение ценностей, национальных особенностей, духовной жизни, психологии (что обычно выпадает из поля зрения) ставит в центр исследования человеческую деятельность невозможен взгляд на историю как на единый процесс отрицание единства человеческой истории не исследует закономерности исторического развития

Характеристика

Подход

Достоинства

формационный

цивилизационный

Позволяет:

Недостатки

Позволяет:

  • увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов
  • представить историю человечества как единый процесс
  • установить определённые законы исторического развития
  • предложить периодизацию всемирной истории
  • многие народы не проходили в своём развитии через большинство формаций
  • большинство процессов не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций
  • задвигает на задний план роль человеческого фактора
  • недостаточно внимания уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов
  • глубоко изучать историю конкретных обществ во всём их многообразии и специфике
  • ориентируется на изучение ценностей, национальных особенностей, духовной жизни, психологии (что обычно выпадает из поля зрения)
  • ставит в центр исследования человеческую деятельность
  • невозможен взгляд на историю как на единый процесс
  • отрицание единства человеческой истории
  • не исследует закономерности исторического развития
Третий этап :  иллюстрация некоторых  характерных черт исторических типов обществ, выделенных в рамках теории постиндустриального общества.   1 группа Сравните две поговорки: «От судьбы не уйдёшь» и «Городской воздух делает свободным». Умонастроение каких типов обществ выражает каждая из них? 2 группа Символом какого исторического типа общества можно считать Книгу рекордов Гинесса? Ответ аргументируйте. 3 группа Почему человек традиционного общества воспринимал время как череду повторяющихся событий («колесо времен»), а человек индустриального общества – как прогресс («стрела времени»)?

Третий этап : иллюстрация некоторых характерных черт исторических типов обществ, выделенных в рамках теории постиндустриального общества.

  • 1 группа
  • Сравните две поговорки: «От судьбы не уйдёшь» и «Городской воздух делает свободным». Умонастроение каких типов обществ выражает каждая из них?
  • 2 группа
  • Символом какого исторического типа общества можно считать Книгу рекордов Гинесса? Ответ аргументируйте.
  • 3 группа
  • Почему человек традиционного общества воспринимал время как череду повторяющихся событий («колесо времен»), а человек индустриального общества – как прогресс («стрела времени»)?
Задание на самоподготовку Повторить содержание главы II «Общество и человек». Подготовиться к контрольному тестированию по технологии MyTest.

Задание на самоподготовку

  • Повторить содержание главы II «Общество и человек».
  • Подготовиться к контрольному тестированию по технологии MyTest.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!