СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока Хохлома

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация урока в 5 классе. Знакомство с хохломской росписью.

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока Хохлома»

 «Знакомство с хохломской росписью»      Подготовила: Позднякова Ю.А.,    учитель изобразительного искусства Венев п. Грицовский 2016г.

«Знакомство с хохломской росписью»

Подготовила: Позднякова Ю.А.,

учитель изобразительного искусства

Венев п. Грицовский 2016г.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества   В.С.Сухомлинский

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества

В.С.Сухомлинский

Пояснительная записка Цель: духовно – нравственное воспитание детей, посредством вовлечения их в практическую деятельность; Задачи :  познакомить учащихся с новым видом народно-прикладного искусства - хохломской росписью, её историей, особенностями;  разъяснить её особенности на примере работ народных мастеров;  научить видеть отличия хохломского промысла, его колорит;  научить видеть разновидности росписи;  учить выполнять элемент росписи «травка»;  развивать интерес к народным промыслам;  воспитывать патриотические чувства, гордость за русский народ;  развивать творческие способности детей, кругозор, художественный вкус.   Форма организации: Фронтальная, индивидуальная.

Пояснительная записка

Цель: духовно – нравственное воспитание детей, посредством вовлечения их в практическую деятельность;

Задачи :

  • познакомить учащихся с новым видом народно-прикладного искусства - хохломской росписью, её историей, особенностями;
  • разъяснить её особенности на примере работ народных мастеров;
  • научить видеть отличия хохломского промысла, его колорит;
  • научить видеть разновидности росписи;
  • учить выполнять элемент росписи «травка»;
  • развивать интерес к народным промыслам;
  • воспитывать патриотические чувства, гордость за русский народ;
  • развивать творческие способности детей, кругозор, художественный вкус.

Форма организации: Фронтальная, индивидуальная.

Структура занятия : Приветствие учащихся. Вводная беседа. Рассматривание иллюстраций, фотографий, образцов. Педагогический рисунок. Физкультминутка. Самостоятельная работа. Подведение итогов.

Структура занятия :

  • Приветствие учащихся.
  • Вводная беседа.
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, образцов.
  • Педагогический рисунок.
  • Физкультминутка.
  • Самостоятельная работа.
  • Подведение итогов.

Оборудование и материал Зрительный ряд:  репродукции шедевров хохломской росписи, изделия хохломы, фотографии. Для учащихся:  альбом, краски гуашевые, кисти беличьи, простой карандаш, баночка для воды, палитра, тряпочка. - компьютер для показа презентации; -мультимедийный проектор, колонки, экран;

Оборудование и материал

Зрительный ряд: репродукции шедевров хохломской росписи, изделия хохломы, фотографии.

Для учащихся: альбом, краски гуашевые, кисти беличьи, простой карандаш, баночка для воды, палитра, тряпочка.

- компьютер для показа презентации;

-мультимедийный проектор, колонки, экран;

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с самым известным народным промыслом России – Хохломской росписью. Хохломская роспись,   Алых ягод россыпь,   Отголоски лета   В зелени травы.    Рощи, перелески,   Шелковые всплески,   Солнечно-медовой   Золотой листвы.    У красы точеной   Сарафан парчовый,   По волнам узоров   Яхонты горят.    Что за чародеи   Хохлому одели   В этот несказанный   Праздничный наряд?      (П. Синявский)

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с самым известным народным промыслом России – Хохломской росписью.

Хохломская роспись,  Алых ягод россыпь,  Отголоски лета  В зелени травы.  Рощи, перелески,  Шелковые всплески,  Солнечно-медовой  Золотой листвы.  У красы точеной  Сарафан парчовый,  По волнам узоров  Яхонты горят.  Что за чародеи  Хохлому одели  В этот несказанный  Праздничный наряд?  (П. Синявский)

Золотая хохлома Один из народных промыслов России.

Золотая хохлома

Один из народных промыслов России.

Чудо изделия

Чудо изделия

Педагог:  Искусству этому уже более 500 лет. Родилась хохлома в середине 17 века, в крестьянском быту, Заволжских деревень. Есть такая легенда: «Очень давно, поселился в лесу за Волгой мужичок. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар – птица, он и её угостил. Улетая, Жар – птица задела своим золотым крылом чашку с кашей, и чаша стала золотой». Это конечно легенда, но окраска изделий хохломы, как волшебство, при котором обычное дерево приобретает блеск и красоту позолоты.

Педагог: Искусству этому уже более 500 лет. Родилась хохлома в середине 17 века, в крестьянском быту, Заволжских деревень. Есть такая легенда: «Очень давно, поселился в лесу за Волгой мужичок. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар – птица, он и её угостил. Улетая, Жар – птица задела своим золотым крылом чашку с кашей, и чаша стала золотой». Это конечно легенда, но окраска изделий хохломы, как волшебство, при котором обычное дерево приобретает блеск и красоту позолоты.

Инструменты и материалы. Виды изделий  Обычные их инструменты - тонкие кисточки, которые они часто делают сами из беличьих хвостов,

Инструменты и материалы. Виды изделий

  • Обычные их инструменты - тонкие кисточки, которые они часто делают сами из беличьих хвостов, "ляпушки" (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб - дождевик) и небольшие баночки с красками.
  • Хохломская роспись выполняется масляными красками.
  • Дерево удобный и доступный материал для создания предметов быта.
  • Сколько разнообразных предметов создают хохломские мастера: плошки и ложки, вазы, бокалы, тарелки, панно, но ещё и целые наборы посуды для кваса, компота и т.д., а также предметы мебели.

Основные цвета Красный да черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки - приписок.

Основные цвета

Красный да черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки - приписок.

Педагог: В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины

Педагог: В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.

  • Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

2. После этого изделия смачивают сырым

льняным маслом и хорошо просушивают.

Затем покрывают олифой и снова

просушивают, повторяя эту операцию 3-4

раза.

3. Следующий этап - лужение. Изделие

покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие.

Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. 5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома». По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.

4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».

По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.

 История рассказывает, что впервые применили технику золочения и травного письма в росписи утвари, переселенцы Заволжья, гонимые за старую веру раскольники.  Название Хохломского промысла связано со старинным торговым селом Хохлома, Нижегородской области. Туда из окрестных деревень, свозили расписную  посуду. Особенно широкую  известность, не только в  России, но и за рубежом,  Хохлома получила в 19  веке, когда изготовление  приобрело характер  заводского производства.

История рассказывает, что впервые применили технику золочения и травного письма в росписи утвари, переселенцы Заволжья, гонимые за старую веру раскольники.

Название Хохломского промысла связано со старинным торговым селом Хохлома, Нижегородской области. Туда из окрестных деревень, свозили расписную

посуду. Особенно широкую

известность, не только в

России, но и за рубежом,

Хохлома получила в 19

веке, когда изготовление

приобрело характер

заводского производства.

 Разнообразие хохломской росписи делится на «верховое» письмо, когда золочёная поверхность не закрашивается, а по ней , сочными мазками наносится рисунок и «фоновое» - когда пространство наружной стороны рисунка закрашивается чёрной или красной краской.

Разнообразие хохломской росписи делится на «верховое» письмо, когда золочёная поверхность не закрашивается, а по ней , сочными мазками наносится рисунок

и «фоновое» - когда пространство наружной стороны рисунка закрашивается чёрной или красной краской.

 В свою очередь фоновое письмо разделяется на роспись «под фон» напоминающую родные луга, с ромашками, травкой , красными ягодками, и «кудрина» - более фантазийна, затейлива. Из птичьих хвостов тут вырастают диковинные растения, листья напоминают перья, а из крупного сказочного цветка высыпают каскадом ягоды

В свою очередь фоновое письмо разделяется на роспись «под фон» напоминающую родные луга, с ромашками, травкой , красными ягодками,

и «кудрина» - более фантазийна, затейлива. Из птичьих хвостов тут вырастают диковинные растения, листья напоминают перья, а из крупного сказочного цветка высыпают каскадом ягоды

Пожалуй , своим названием «Золотая» , Хохлома обязана «кудрине» т. к. именно в ней особенно торжественно открывается и сверкает хохломское «золото». А вот «Царицей» промысла является травка: эти беспредельно разбросанные и полные изящества чёрные, красные и зелёные «кустики» на золотой или бархатисто - чёрной поверхности.  Начиная изучать хохломскую роспись прежде всего стоит обратить внимание именно на травку, ведь это самый сложный элемент промысла.

Пожалуй , своим названием «Золотая» , Хохлома обязана «кудрине» т. к. именно в ней особенно торжественно открывается и сверкает хохломское «золото». А вот «Царицей» промысла является травка: эти беспредельно разбросанные и полные изящества чёрные, красные и зелёные «кустики» на золотой или бархатисто - чёрной поверхности.

Начиная изучать хохломскую роспись прежде всего стоит обратить внимание именно на травку, ведь это самый сложный элемент промысла.

 Сегодня мы будем учиться выполнять традиционные хохломские «кустики», а в последствии наши навыки будут совершенствоваться.  Обратите внимание на последовательность выполнения травки: Самые маленькие и тонкие травинки называют – «осочки». «Травинки» рисуем сверху вниз без нажима . Нажим только в середине. Примкните кисть к бумаге, чтобы оставить след, это «капельки». «Завитки»-это то же, что и «усики» только уже с нажимом на кисть. Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

Сегодня мы будем учиться выполнять традиционные хохломские «кустики», а в последствии наши навыки будут совершенствоваться. Обратите внимание на последовательность выполнения травки:

Самые маленькие и тонкие травинки называют – «осочки». «Травинки» рисуем сверху вниз без нажима . Нажим только в середине. Примкните кисть к бумаге, чтобы оставить след, это «капельки». «Завитки»-это то же, что и «усики» только уже с нажимом на кисть.

Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

 Начнём с травки «растущей» от стебля. Как бы оттягиваем капельки от «ведущей» линии. Чем перпендикулярнее капельки, тем изящнее, разнообразнее и лучше получается рисунок.
  • Начнём с травки «растущей» от стебля. Как бы оттягиваем капельки от «ведущей» линии. Чем перпендикулярнее капельки, тем изящнее, разнообразнее и лучше получается рисунок.

«травка» заполняет прежде всего неиспользованное пространство , куда органично вписывается травный кустик. Начинать его можно с усика, вокруг которого приписываются капельки. А можно с жирного листочка - вокруг приписываем маленькие листочки, капельки и «реснички»
  • «травка» заполняет прежде всего неиспользованное пространство , куда органично вписывается травный кустик. Начинать его можно с усика, вокруг которого приписываются капельки. А можно с жирного листочка - вокруг приписываем маленькие листочки, капельки и «реснички»

Педагог: Прежде, чем мы приступим к самостоятельной работе, давайте взбодримся .  Физкультминутка: Раз - присели,  Два - присели  Вперёд наклонились,  Носочки задели.  Выпрямились, вы не устали?  Тогда, на месте бегом  побежали  По сигналу свои места заняли.  И создали тишину,  Тихо-тихо как в лесу.   Педагог: Теперь переходим к  практической работе.

Педагог: Прежде, чем мы приступим к самостоятельной работе, давайте взбодримся .

Физкультминутка: Раз - присели,

Два - присели

Вперёд наклонились,

Носочки задели.

Выпрямились, вы не устали?

Тогда, на месте бегом

побежали

По сигналу свои места заняли.

И создали тишину,

Тихо-тихо как в лесу.

Педагог: Теперь переходим к

практической работе.

Педагог: Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в настоящей мастерской, что каждый из вас – художник. Представьте узор, который вы хотели бы нарисовать. Теперь разомните ладоши, пальцы. Приготовьте руки для работы. Самостоятельная работа учащихся. Во время самостоятельной работы учащихся тихо звучит музыка.

Педагог: Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в настоящей мастерской, что каждый из вас – художник. Представьте узор, который вы хотели бы нарисовать. Теперь разомните ладоши, пальцы. Приготовьте руки для работы.

  • Самостоятельная работа учащихся.
  • Во время самостоятельной работы учащихся тихо звучит музыка.

Итог урока. Небольшой просмотр выполненных работ. Композиционное размещение на листе бумаги Правильность выполнения Умение согласовывать между собой элементы для объединения их в целостный ансамбль Аккуратность исполнения Выбираем наиболее удачно выполненные работы.   Небольшой опрос . Педагог: Что нового вы сегодня узнали? Почему она так называется? С какими видами росписи мы познакомились? Как они различаются? Какой элемент в росписи считается главным? У всех ли получилось выполнить хохломскую «травку»? Почему?

Итог урока.

Небольшой просмотр выполненных работ.

  • Композиционное размещение на листе бумаги
  • Правильность выполнения
  • Умение согласовывать между собой элементы для объединения их в целостный ансамбль
  • Аккуратность исполнения

Выбираем наиболее удачно выполненные работы.

Небольшой опрос .

Педагог: Что нового вы сегодня узнали? Почему она так называется? С какими видами росписи мы познакомились? Как они различаются? Какой элемент в росписи считается главным? У всех ли получилось выполнить хохломскую «травку»? Почему?