- существительными.
Проверить умение учащихся определять склонение, падежи имен существительных, написание е-и в окончаниях существительных.
- Развивать умение применять знания на практике, умение слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.
Воспитывать положительное отношение к знаниям теме: «Имя существительное»
- Закрепить известные учащимся знания об имени существительном из курса начальной школы и новые понятия о части речи. Формировать умения: 1) различать одушевленные и неодушевленные, умение работать в коллективе.
Просмотр содержимого документа
«презентация урока по русскому языку в 5 классе МБОУ Кочневская СОШ»
Имя существительное
Автор: Валл Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ Кочневская СОШ
Словарный диктант:
- Фарфор, хлопок, необъятный, республика, офицеры, апельсин, небольшой, сжать, безвкусный, сгиб, шоколад, богатый, мандарин, здоровье.
- Привет, ребята! Сегодня вы повторяете тему «Имя существительное». А давайте повторим её вместе!!! Помогут нам в этом мои друзья из сказки «Золотой ключик»
Вот и первое задание!
Ответьте на вопросы:
1.Что обозначают существительные?
2. На какие вопросы отвечают?
3. Перечислите морфологические признаки существительного.
Имя существительное
- 1.Часть речи, которая обозначает предмет. Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что?
- 2. имя существительное относится к м.р, ж.р, с.р., и изменяется по падежам и числам
- 3. в предложении имя существительное чаще всего бывает подлежащим. дополнением и обстоятельств о.
- Для начала вспомните всё, что узнали об этой замечательной части речи. А мы с моими друзьями приготовим для вас несколько заданий!!!
Цель урока:
Повторить изученный материал по теме: «Имя существительное »
Задание №1 Найти существительные и обозначить над ними падеж
Опушка
- Есть какая – то сила, влекущая и человека, и зверя к лесным опушкам. Идешь полем- глаз дразнит неровная синяя линия леса.. Подходишь ближе - тянет идти вдоль опущенной кустами стены деревьев. И в траве у опушки обязательно обнаружишь торную тропинку - не ты первый заворожен границей леса и поля, многих опушка вела куда – то извилистым краем .
Задание №2 обозначить существительные одушевленные и неодушевленные
- Какие св…тлые, особенные ночи в феврале! В лесу легко зам…чаешь след санной дорог… Далеко уходит у…кая тропинка. С неба струит..ся белесоватый свет луны. Искрит..ся белая п…роша, и на ее с…неющей снежной б…лизне отражается мерцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков, лисиц и зайцев. Вся снежная р…внина и л…сные п…ляны светятся, как один огромный, бе…звучный з…ркальный зал. Очаровательны эти ночи!
Задание №3 Обозначьте имена существительные собственные и нарицательные
- Много разных народов живет на нашей земле, и у всех свой новогодний волшебник. Когда в Россию шагает из Америки в семимильных валенках Дед Мороз, в Америку из северной Лапландии спешит Санта Клаус. Торопится с гостинцами к детям узбекский дедушка Карбобо в тюбетейке, молдавский Моше Жериле в каракулевой шапке. В южноамериканской стране Колумбии новогодним волшебником работает папа Паскуале, в Бразилии – папа Ноэль. А в Италии папе Боббо Натале помогает еще фея Бефана.
- По нашей большой России Новый год шагает с востока на запад целых десять часов. И вместе с ним перемещаются елочные праздники, радость и веселье.
Задание №4
Определите род имен существительных
- Картофель (свариться)
- Фамилия (называться)
- Мышь (бегать)
- Повидло (прокиснуть)
- Госпиталь (открыться)
- Яблоко (зреть)
- Платье (висеть)
Задание №5 Выпишите сначала имена существительные, которые имеют оба числа, затем имена существительные, которые имеют форму ед.ч, форму мн.ч
- Апельсин, баскетбол, бинокль, велогонки, герой, героизм, здоровье, щи, коллекция, маршрут, почерк, республика, паркет, футбол, каникулы, отдых, хоккей, шоколад, молодежь, листва, Япония
Задание №6 Подберите к данным словам синонимы - имена существительные с основой на шипящую. Объясните написание (или отсутствие) ь на конце слова:
Доктор
Поддержка
Неправда
Родник
Сила
Друг
безветрие
Задание №7 правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных
- Бессониц…й, бич…м, Воронеж…м, смерч…м, водохранилищ..м, пятиклассниц…й, школьниц…й, горниц..й, гостиниц..й, престиж..м, добыч..й, задач..й, калач..м, ковш..м, колодц..м, куриц..й, лапш..й, лестниц..й, мираж..м, страж..й, мятеж..м, парч..й, перц..м, пословиц..й, пропаж..й, пшениц..й
Задание №8 Вставить пропущенные буквы:
- Звонить Сереж…, познакомиться в театр…, при низкой температур…, доставать с верхней полк…, зацвел на акаци…, ложиться на террас…, извиниться за опоздани.., варить в кастрюл…., висеть на спинк… кроват.., виднеется в доли н…, кричать от бол…
Задание №9 самостоятельная работа (вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки)
Берегите лес!
Полная крас..та всякой местност.. cост..ит в соед..нении воды с лесом. Леса - хранители вод: д…ревья закрывают землю от палящих луч..й летн..го со..нца, от иссушительных в..тров; пр…хлада и сыр..сть живут в их тен… и не дают иссякнуть текучей или стоячей влаг… Убыль рек, в целой Росси… не замечаемая, прои…ходит, по общему мнению, от и…требления лесов.
И этот лес, эту красу з…мли, пр…хладу в зной, ж..лище зв..рей и птиц, лес, из которого мы строим дома и которым гре..мся в долг…,жесток… зимы, - (не ) бережем мы в высочайшей степени
Подведение итогов:
- Что такое имя существительное?
- Что нового вы узнали об имени существительном ?
- Вы просто молодцы!!! Даже у меня так не получается! Теперь мне совершенно ясно, что тему «Имя существительное» вы знаете отлично!
Молодцы!!!!!!