Отражение трудностей военного времени в повести «Уроки французского»
Валентин Григорьевич Распутин (1937 - 2015)
- Является продолжателем традиций русской классической прозы с точки зрения нравственных проблем. Безумию и суетному существованию противопоставляет мудрость, бережное отношение к миру, к человеку, к природе.
- Главные слова в его творчестве - совесть и память.
Влияние места
Писатель говорил, что его детство и его творчество немыслимы без влияния Сибири, тайги и, особенно, Ангары: «Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль; когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел - и от вошедшей в меня красоты, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины».
Рассказ «Уроки французского»
Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.
История создания
«Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице - Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора. Рассказ был впервые опубликован в 1973 г. в нашей иркутской комсомольской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна - его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестареющей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой».
История создания
Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения. После окончания начапьной школы в родной деревне Распутин хотел продолжать учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это - пятьдесят километров от дома. Надо перебираться туда жить одному, без родителей, без семьи. Это была очень серьёзная перемена в жизни. К тому же, как напишет потом В.Г. Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым».
Лидия Михайловна Молокова - прототип героини Распутина
- " Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение...
- Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества.
- Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".
История создания
- Автобиография - это последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.
- «Там мне ничего не пришлось выдумывать, - говорил Распутин. Всё это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».
Словарная работа
- Полуторка - (разг.) Грузовая машина грузоподъёмностью в 1,5 тонны.
- Райцентр. Город или село – центр административного района внутри области.
- Облигации. Билет государственного займа. (Государственный выигрышный заём).
Вопросы
- О чем говорит название рассказа?
- От чьего лица ведется повествование? Почему?
- О каком времени пишет автор?
- Как жилось в деревне?
- Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?
- Какие испытания ожидали его?
Вопросы
- Почему герой рассказа начал играть в «чику»?
- Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?
- Почему Вадик и Птаха избили его?
- Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.
Вопросы
- Как ведёт себя герой на следующий день после драки?
- Как учительница выясняет, что случилось с героем?
- Какие чувства испытывает герой?
- Какие качества героя проявляются в этом эпизоде?
Вопросы
- Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна?
- Какой приём применяет автор в описании учительницы?
- Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков?
- Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно?
- Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы?
- Какие черты характера проявляет герой?
Лидия Михайловна
Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё….; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.
«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде…»
- О чём мы можем судить по портрету героини?
- Для чего Распутин поместил этот портрет?
- Что было бы, если бы портретная характеристика не существовала?
Поразмышляем…
- Какими чертами обладала Лидия Михайловна? Приведите цитаты из текста.
- Что бы вы выбрали: иметь деньги, но не иметь друзей или иметь друзей, но при этом мало денег? Почему?
- Хотели бы вы помочь герою, как помогла ему Лидия Михайловна?
Главный герой
Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки.
Вопросы
- Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?
- Чем закончилась игра? Как ведёт себя Лидия Михайловна в разговоре с директором? Почему не объяснила свой поступок директору?
Характеристика главных героев
Мальчик
Лидия Михайловна
- нравственная стойкость;
- жажда знаний;
- чувство собственного достоинства.
- «учительница загадочного французского языка»;
- умная и красивая;
- «особенное какое-то сказочное существо…»;
- «человек необыкновенный, не похожий на всех остальных».
- чувство собственного достоинства;
- доброта;
- смелость;
- милосердие;
- чуткость;
- щедрость;
- отзывчивость.
Выводы
- Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнила, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами….Но, поразмыслив, я понял, что удивительного тут в сущности нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает…
- Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.
Выводы
Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.
- Какую роль играет послесловие?
Понятие «УРОК»
- Работа, заданная на определенный срок. Она задала себе урок.
- Учебная работа, задания, которые даются ученику для приготовления к следующему занятию. Готовить урок. Учить уроки.
- Учебное занятие по какому-либо предмету, а также отведенное для него время. Урок литературы.
- То, из чего можно сделать выводы, извлечь что-либо поучительное на будущее. Жизненный урок.
- Перен. Устар. Поучения, наставления. Онегин, помните ль тот час, Когда в саду, в аллее нас Судьба свела, и так смиренно Урок ваш выслушала я.
Тема и идея рассказа
- Тема произведения - жизнь в послевоенные годы.
- Идея рассказа «Уроки французского»: самоотверженная и бескорыстная доброта - вечная человеческая ценность.
- Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка… в ней лежали макароны и три красных яблока…Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».
Смысл названия
- Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Литературовед Семенова называет поступок Лидии Михайловны «высшей педагогикой», «той, что пронзает сердце навсегда и светит чистым, простодушным светом естественного примера, … перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя».
- Нравственное значение рассказа - в воспевании вечных ценностей - доброты и человеколюбия.
Итоги
В рассказе «Уроки французского» В.Г. Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему намного труднее жить, намного труднее устоять, чем учительнице. Герой один в чужой стороне, он постоянно голоден, но все равно ни за что не склонится ни перед Вадиком, ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра. В мальчике сочетаются светлая веселая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей и недетские серьезные размышления о бедах, принесенных войной.
Создаем синквейн
- Доброта
- Душевная, искренняя
- Направляет, наставляет, учит.
- Доброе отношение к людям - смысл жизни.