УРОКИ ОПС В ШКОЛЕ
1
Цель: Оказать учащимся 9-х классов помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями, профессиональными способностями и возможностями с учетом потребности рынка труда.
2Известно, что юность (14-18 лет) – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие вопросы встают перед старшими школьниками.
Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.
- В подростковом возрасте прослеживается возрастная динамика в осознанном выборе круга профессий;
- наиболее значимыми субъектами, влияющими на профессиональное самоопределение современного подростка являются сам ученик и родители;
- для большинства подростков мотивом выбора профессии выступает мотив реализации своего "Я";
Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
Каждый человек в своей жизни делает два cамых главных выбора, от которых в дальнейшем зависит его жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни.
Э. Асадов.
Счастливый человек...
Кто и какой счастливый человек?
Я лично так бы на вопрос ответил:
Счастливец тот, кто получил на век
Две песни - две любви на белом свете.
Не надо шуток и «уймите страсти»!
Не двоеженство! Не об этом речь!
Да, две любви. И каждую сберечь
Как раз и будет настоящим счастьем!
Нет, далеко не все и не всегда
Могли б сказать: «Люблю свою работу,
Готов трудиться до седьмого пота
И счастлив от любимого труда!»
"Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне".
Конфуций сказал: « Найдите работу, в которую влюбитесь и Вам не придется работать ни одного дня в своей жизни»
3Задачи курса:
1. Вооружить учащихся знаниями основ жизненного и профессионального самоопределения.
2. Сформировать у школьников представление о мире труда и профессий.
3. Оказать учащимся помощь в выявлении своих профессиональных способностей и возможностей.
4. Ознакомить выпускников основной школы с путями и средствами активной подготовки к адекватному профессиональному самоопределению.
5. Создать условия для выполнения и защиты учащимися творческого проекта «Мой выбор».
Занятия по курсу проводятся на протяжении всего учебного года по 1 часу в неделю. Таким образом, всего на курс отводится 34 часа.
Значительная часть занятий (29%) отводится на развивающую профдиагностику, где используются психологические методики, диагностирующие профессионально важные качества учащихся, и их развитие.
Программа развивающей профдиагносгики охватывает такие сферы личности как:
- мотивационную (интересы, склонности, мотивы выбора профессии);
- психологическую (особенности психических процессов);
- типологическую (темперамент, характер, тип личности);
- когнитивную (знание мира профессий, своих профессиональных способностей и возможностей, основ жизненного и профессионального самоопределения);
- эмоционально-волевую (чувства, эмоции, воля) сферу.
Учащиеся ведут дневник профессионального самоопределения, где записываются результаты анкетирования и тестирования.
4Ребята готовят презентацию в печатном виде об учебных заведениях как нашего города, так и учебных заведениях городов России,
5а так же информацию о предприятиях и учреждениях нашего города.
6В рамках урока учащиеся 9Б класса посетили ярмарку вакансий.
7Экскурсия- 28.02.14 учащиеся 9Б класса посетили Городскую ветстанцию под руководством Гл врача Сидорова Андрея Александровича.
Современная ветстанция- это учреждение, где осуществляется диагностика, лечение и проводятся уникальные операции. На консультацию и лечение приезжают люди с питомцами со всего региона. Действует так же поликлиника, где осуществляется стационарное лечение животных.
8-9 9 класс вВ технологическом техникуме молочной промышленности
10,11,12На протяжении учебного года на уроки ОПС были приглашены представители всех учебных заведений нашего города. Об изменении структуры профессионуч заведений
13Во всех классах был проведен урок Занятости с тестированием, понятия: безработится, рынок труда, потребности рынка труда нашего города и области
14 Основным методом изучения курса ОПС является метод проектов, основными конструктами которого являются понятия «проект» и «проектная деятельность».
Выполненные проекты обсуждаются и защищаются.
Выполнение учащимися в процессе занятий по курсу творческого проекта «Мой выбор» позволяет:
- осуществлять в единстве теоретическую и практическую подготовку школьников к обоснованному профессиональному самоопределению;
- реализовать все компоненты профессиональной ориентации (профпросвещение, профдиагностику, профконсультацию, профотбор (подбор), профадаптацию, профвоспитание);
- активировать деятельность учащихся по подготовке к адекватному профессиональному самоопределению. Во время защиты проекта учащиеся представляют его печатную или электронную презентацию.
15 Учащиеся 9 и ученица 10 класса приняли участие в городском конкурсе «Профессионального самоопределения», где Трифонова Е. заняла 3 место.
16На завершающие уроки была приглашена специалист Центра Занятости
ВЫВОД
Урок ОПС позволяет сформировать:
• убежденность в необходимости своевременного и правильного выбора будущей профессии, потребность в адекватном профессиональном самоопределении;
• профессиональную направленность: профессиональные интересы и склонности, мотивы выбора профессии, профессиональный идеал;
• профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности;
• профессиональное намерение: знание пути дальнейшего продолжения образования, условий поступления в выбранное профессиональное учебное заведение и перспектив профессионального роста.