СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "В гостях у Сережи Аксакова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание слайдов.

Слайд 2  : Перед вами вход в Сад им.С.Т.Аксакова. В 18 веке здесь располагалась Голубиная слобода (ныне ул. Пушкина, Новомостовая, Валиди и Цюрупы).

Слайд 3-4: Мемориальный аксаковский знак в Саду указывает место, где когда-то стоял дом Аксаковых. После свадьбы в мае 1788 года на деньги, выделенные ее отцом, Мария Николаевна, мать писателя,купила усадьбу Веселовских с надворными постройками и плодовым садом. Здесь в 1791 году родился их первенец Сережа. Этот дом не сохранился, он сгорел в пожаре в 1821 году. Вокруг него был огромный липовый сад и несколько прудов. Слайд 5 - 8: В дом своего деда Сережа Аксаков в возрасте 4-х лет переезжает вместе с родителями и маленькой сестренкой Наденькой через несколько лет после смерти Н.С. Зубова.Этот образец деревянной архитектуры расположен в живописном месте старого города на берегу р. Белой. Дом построен из уральской лиственницы, до настоящего времени сохранилось анфиладное построение комнат. Здесь с 1795 по 1797 проживала семья писателя. Как «родовое гнездо» уфимский дом Аксаковых известен читателю по книге С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука».Здание было построено в середине XVIII в. и принадлежало дедушке Сергея Тимофеевича Аксакова - Николаю Степановичу Зубову. Николай Степанович был коллежским советником и исполнял руководящую должность - Товарища Наместника, в руках которого была сосредоточена административно-судебная власть. Часть дома была приспособлена под канцелярию, где неотлучно присутствовали чиновники, писцы и посетители, а во второй половине  находились жилые комнаты. Здесь жила и воспитывалась до замужества мать будущего писателя - Мария Николаевна Зубова.Сейчас здесь расположен Мемориальный Дом-музей С.Т. Аксакова, он находится на углу улиц Салавата и Благоева.Слайд 9-10:  После переезда в доме делают ремонт и бывшую канцелярию приспосабливают под жилые комнаты. Только комнату дедушки, которая служила ему рабочим кабинетом, оставляют нетронутой. Сергей Тимофеевич пишет: « ... там были собраны все его вещи; письменный стол, кресло, шкаф с книгами и проч. Нянька сказала мне, что там видят иногда покойного моего дедушку Зубова, сидящего за столом и разбирающего бумаги. Я так боялся этой комнаты, что проходя мимо, всегда зажмуривал глаза. Один раз, идучи по длинным сеням, забывшись, я взглянул в окошко кабинета, вспомнил рассказ няньки, и мне почудилось, что какой-то старик в белом шлафроке сидит за столом. Я закричал и упал в обморок. Матери моей не было дома. Когда она воротилась и я рассказал ей обо всем случившемся и обо всем, слышанном мною от няни, она очень рассердилась: приказала отпереть дедушкин кабинет, ввела меня туда, дрожащего от страха, насильно и показала, что там никого нет и что креслах висело какое-то белье... Няньку мою она прогнала и несколько дней не позволяла ей входить в нашу детскую...»Слайд 11:Парадное крыльцо имело двадцать пять ступенек, и с него была видна река Белая во всю свою ширину. Первые детские впечатления об этом доме можно найти в известной книге Сергея Тимофеевича Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Например, вот фрагмент из этой семейной хроники:

«Мы жили тогда в губернском городе Уфе и занимали огромный зубинский деревянный дом... Дом был обит тесом, но не выкрашен; он потемнел от дождей, и вся эта громада имела очень печальный вид. Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низки от земли, а окна из столовой на улицу, на противоположной стороне дома, возвышались аршина три над землей; парадное крыльцо имело более двадцати пяти ступенек, и с него была видна река Белая почти во всю свою ширину...»Справа от входа дверь вела в людскую, где готовилась еда, которая подавалась через специальное окошечко. А во время приготовления пищи оно было всегда закрыто, чтобы запахи не проникали в дворянские покои. Далее находится парадная прихожая. Это небольшая комната с высокими дверями и узкими окнами. Парадной прихожей пользовалась семья и гости.Слайд 12-13:В экспозиции парадной прихожей представлена схема родословного дерева и герб семьи Аксаковых. Установлено, что пошли Аксаковы от Ивана Аксака (прозванного так за хромоту, так как «аксак» в переводе с тюркских языков означает «хромой»), сына Вельямина, вышедшего из Золотой Орды при хане Узбеке. Дед Сережи, Степан Аксаков, очень гордился своим 700-летним дворянством. В молодости он любил одну очень красивую девушку, но не взял ее в жены лишь потому, что она не была дворянкой. Степан Аксаков женился на Арине Васильевне Неклюдовой, «девице небогатой, но из старинного дворянского рода». У них было четыре дочери и один сын Тимофей, с которым он связывал надежды на продолжение своего старинного рода.                                                                                               Слайд 14-15:Следующая светлая угловая комната, открывающая собой парадную анфиладу, называется столовой. В ней семья Аксаковых, собравшись вместе, завтракала, обедала и ужинала. Столовая также служила рабочим кабинетом Тимофею Степановичу, служившему прокурором нижнего земского суда. Он страстно любил природу и тяготился своей службой и суетной жизнью в городе, мечтал о том счастливом времени, когда он на правах наследника вернется в отцовское имение и заживет спокойной жизнью помещика. К сожалению, портрет Тимофея Степановича Аксакова не сохранился. На стене висит портрет Марии Николаевны Аксаковой. Это была очень красивая, умная, образованная женщина, деятельная и энергичная. По своему интеллектуальному развитию она возвышалась над обычным уровнем провинциального дворянского общества. Она любила принимать гостей, которых «ездило очень много, бывали у нас почти ежедневно и очень любили моего отца и мать, и нас с сестрицей». «Иногда гости приезжали обедать, и боже мой! как хлопотала моя мать с поваром Макеем, весьма плохо разумевшим свое дело. Миндальное пироженое всегда приготовляла она сама, и смотреть на это приготовление было одним из любимых моих удовольствий».        В углу столовой стоят большие напольные часы, которым почти двести лет.Слайд 16-17:Следующая просторная комната называется "большая гостиная". Здесь устраивались званые вечера: жарко топили печи, зажигали свечи в люстрах и канделябрах и приглашали музыкантов. Они играли на небольшом духовом музыкальном инструменте, похожем на пианино, называвшемся фисгармония. Дамы и кавалеры танцевали менуэт или полонез. Они выглядели так же, как пары на рисунках в экспозиции. В этой комнате висит необычная люстра: в нее вставлено стекло, чтобы воск со свечей не капал на наряды дам и кавалеров. Стекло легко снимается, очищается и снова вставляется на место. Маленький Сережа очень любил бывать среди гостей. Он вслушивался в разговоры о литературе, искусстве и политике. Лев Николаевич Энгельгардт рассказывал Сереже военные истории. Сережа и сам любил развлекать гостей. Он вставал на стул и рассказывал им стихотворения.Слайд 18:Стоит обратить внимание на окраску стен в комнатах. В XVIII веке было модно белить каждую комнату в определенный «свой» цвет. Например, большую гостиную белили в цвет фасада дома, малую - в малиновый, жилые комнаты - в зеленый и голубой цвета. В экспозиции большой гостиной представлен мебельный гарнитур, восстановленный по образцу того времени. В углу стоят колонки под подсвечники. Сюда же еще ставили красивые вазы для украшения комнаты.                                                                                                      Следующая маленькая «малиновая» комната называется "малая гостиная" или «дамская». Здесь Мария Николаевна и ее подруги пили чай или кофе, занимались рукоделием и вели беседы, а по вечерам собиралась вся семья: читали вслух романы, играли в лото, раскладывали пасьянс. На стене висит гравюра, где изображена часть парка XVIII в. с подстриженными деревьями в виде прямоугольников, что было характерно для того времени. В этой комнате находится уникальный экспонат - мебельный гарнитур, изготовленный в Австро-Венгрии в середине XVIII в.Слайд 19: Комната родителей, или, как ее еще называли, "маменькина", завершает парадную анфиладу и начинает анфиладу жилых помещений. Анфиладный принцип построения жилища был характерен для конца XVIII в. В комнате стоит старый комод для белья, женский туалетный столик, за которым Марья Николаевна приводила себя в порядок перед выездом в свет или выходом к гостям. Также здесь находится рабочий столик, за которым маменька писала письма и деловые бумаги. Она следила за новинками отечественной и иноземной художественной литературы, вела переписку со многими видными современниками, среди которых можно назвать выдающегося просветителя Николая Ивановича Новикова и его друга и помощника - Адриана Федоровича Аничкова. На стене можно увидеть образец вышивки гладью. На рабочем столике можно увидеть уникальную книгу- лечебник Бухана. Его подарил Марии Николаевне друг и путешественник Мантейфель.Когда Сереже было три года, он очень сильно заболел и едва не умер. Лучшие лекари всеми средствами пытались его вылечить, но все усилия были напрасны. Все думали, что мальчик умрет. Но Мария Николаевна принялась лечить Сережу по лечебнику Бухана, и он начал медленно поправляться.«Выздоровление мое считалось чудом, по признанию самих докторов. Мать приписывала его, во-первых, бесконечному милосердию Божию, а во-вторых, лечебнику Бухана.Бухан получил титло моего спасителя, и мать приучила меня в детстве молиться богу за упокой его души при утренней и вечерней молитве».

Мария Николаевна любила своего Сереженьку больше всех остальных детей. Все свободное от посещения гостей и хозяйственных работ время она проводила с сыном. Следила за его чтением, направляла интересы, развивала ум, чувство и мышление. А отец брал иногда с собой на охоту и рыбалку.Слайд 20-21: Рядом с комнатой родителей находится первая детская или пеленочная комната. В ней жила Сережина сестренка Наденька.

«Сестрицу я любил сначала больше всех игрушек, больше матери, и любовь эта выражалась беспрестанным желаньем видеть ее и чувством жалости: мне казалось, что ей холодно, что она голодна и что ей хочется кушать; я беспрестанно хотел одеть ее своим платьицем и кормить своим кушаньем; разумеется, мне этого не позволяли, и я плакал».Образ Надежды Тимофеевны С.Т. Аксаков запечатлел в повести «Наташа». Экспозицию этой комнаты составляют сундук, комод и детские стульчики. На сундуке располагаются незамысловатые детские игрушки: деревянные чурочки, трещотка. Любимой игрой Сережи и Наденьки было составление из чурочек башни. Сережа составлял, а сестренка, махнув рукой, разбивала башню, громко при этом хохотала и веселилась. На комоде стоит шкатулка с лоскутками для шитья и детская одежда - это платьице и чепчик. Такое платье носили девочки и даже мальчики до четырех лет. На картине изображены дворянские дети именно в таком наряде.Слайд 22-Следующая небольшая, но уютная комната, выбеленная в голубой цвет - комната Сережи. Сережа рос хилым и болезненным мальчиком. Маменька не разрешала ему много гулять, поэтому он рано научился читать и читал очень много. У него была одна единственная книга под названием «Зеркало добродетели». Сережа перечитал ее несколько раз и некоторые места выучил наизусть. Когда богатый сосед Аксаковых,  граф Аничков, узнал об увлечении Сереженьки чтением, он пригласил его к себе домой и подарил сборник журналов «Детское чтение для сердец и разума», где было написано о явлениях природы, о живописи и художественных произведениях. Сережа прибежал домой, спрятался на кроватке за рединым пологом и принялся читать. Мария Николаевна даже не сразу его обнаружила. А когда увидела, отобрала все книги и выдавала Сереже на несколько часов в день, чтобы не загружать мальчика. Но он умудрился всего за месяц перечитать все несколько раз.В комнате можно увидеть нехитрую мебель: стол для занятий, большой деревянный сундук, обитый железом, кроватка, шкафчик для книг. На столе маленький ларчик, где хранились Сережины сокровища, то есть камушки, которые они с сестренкой собирали по берегам рек во время путешествий. Вокруг дома Аксаковых был сад. Летом в растворенное окно Сережиной комнаты заглядывали веточки малины и яблони, и было слышно, как поют птицы. Однажды Сережа услышал за окном писк и сказал об этом маменьке. Она послала дворовую девушку посмотреть. Девушка вернулась в дом с маленьким щеночком. Его накормили, оставили при доме и назвали Суркой. Щеночек стал любимой забавой мальчика и сопровождал его во время прогулок. Сурка сделался потом небольшой дворняжкой и жил у них семнадцать лет, всегда сохраняя привязанность к Сереже и маменьке. Вместе с Сережей в этой же комнате жил неизменный спутник детства писателя - слуга Евсеич. Он очень любил своего «соколика»: разделял с ним детские игры, готовил удочки для рыбалки, рассказывал о повадках птиц и рыб.Слайд 23: Завершает анфиладу жилых комнат «девичья», или комната для прислуги. Здесь находились две-три дворовые девушки, которые выполняли приказания Марии Николаевны. В свободное время они занимались рукоделием: пряли пряжу, шили, вязали, вышивали. За работой девушки пели песни, а Сереже очень нравилось их подслушивать через приоткрытую дверь. За трудом девушек следила ключница Пелагея. Она была великая мастерица рассказывать сказки, и каждый день Сережа слушал новую сказку. Однажды ключница поведала Сереже сказку об аленьком цветочке, которая надолго запала в душу мальчика.

В комнате собраны предметы крестьянского быта: старинные вышивки, плетеные ивовые лари, домотканые скатерти, веретена, прялка, глиняные кувшины и деревянная посуда, сундуки, в которых хранили зимнюю одежду, лапти и ухват. Маменька запрещала сыну общаться с крепостными, стараясь предохранить его от вредных впечатлений и разговоров. Но Сережа тайком от матери частенько заглядывал в девичью, потому что там было весело.Слайд 24: Парк на Случевской горе. Ныне это парк им. Салавата Юлаева. Он находится напротив музея. Отсюда, с высокого берега Белой, любовалась широко простирающимися далями мать писателя Мария Николаевна Аксакова (урожденная Зубова). Отсюда же маленький Сережа наблюдал ледоход на Белой и широкий разлив реки по весне.

Слайд 25: Так выглядел дом в 19в.

Слайд 26:В казанскую гимназию Аксаков поступил в 1800 году, когда ему было 9 лет. Это учебное заведение было выше обычного уровня, даже по замыслу основателей гимназия должна была представлять собой нечто более законченное - нечто вроде лицея. Там юный Аксаков, как он сам вспоминает, «начал потихоньку пописывать», горячо поддерживаемый учителем словесности.

Слайд 27: Еще одно место, где часто бывал Аксаков не только в детские годы, но и позже – это село Аксаково в Бугурусланском уезде Уфимского наместничества, оно было основано в 60-е годыXVIIIв. дедом писателя Степаном Михайловичем Аксаковым. Одновременно с закладкой села происходит его обустройство: уже в 60-е годы XVIIIв. приступают к строительству плотины на реке Бугуруслан, возведению мельницы, кузницы, амбаров, барских погребов и других усадебных построек. Справа от сельской площади был построен усадебный дом, перед которым находился господский двор с полукруглым партером из акаций.

Слайд 28: В 90-е годы XVIIIв. закладывается каменная церковь Знамения Божией Матери, фамильный склеп Аксаковых. В 1822 г. церковь была освящена, и село получило название Знаменское.“Знаменская церковь с.Аксакова. Церковь каменная имеет вид корабля с колокольней, тремя наружными дверями, восемнадцать окон, одной нишей, крытая железом. Кресты на церкви и колокольне железные. Пол в алтаре и главном пределе чугунный, в боковых пределах асфальтовый, ограда каменная,  шесть колоколов.” Опись составлена в сентябре 1928 года.*

Слайд 29-31: В 1917 г. барский дом был передан в крестьянскую казну. В годы Гражданской войны библиотека писателя была полностью утрачена. До 1960 г. в доме располагались различные организации.В 60-е годы ХХ в. дом Аксаковых был разрушен и восстановлен на старом фундаменте только в 90-е годы прошлого века. Сейчас здесь Музей-усадьба С.Т. Аксакова.

Слайд 32-33: Здесь в комнатах мы тоже видим интерьер конца 18 в., стены окрашены в разные цвета, мебель, музыкальные инструменты и прочее.

Слайд 34: Природный ландшафт – 310 га, восстановлен парк на живописном берегу Бугуруслана, высажены липовые, акациевые, черемуховые аллеи,  сосновая роща, а в центре села воссоздана липовая аллея. Найдены и восстановлены захоронения родителей С.Т.Аксакова.

Слайд 35: Особо хочется отметить человека, без которого мы, вполне вероятно, ничего бы не узнали о детстве С.Аксакова. Ольга Григорьевна Аксакова . 9 (21). I. 1848 – 7. IV. 1921 гг.

Внучка писателя, которой посвящены «Детские годы Багрова-внука».

Она основала в 1889 году кумысолечебницу, ныне кумысолечебный санаторий им. С.Т.Аксакова.