Виды рефлексии на уроках биологии
Составитель учитель биологии
МКОУ «Журавлихинская СОШ»
Заболотникова Н.В.
2014
РЕФЛЕКСИЯ
- От латинского reflexio – обращение назад; размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (Словарь иностранных слов);
- самоанализ (Толковый словарь русского языка);
- В социальной психологии осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению
В педагогике РЕФЛЕКСИЯ
- это способность осознавать собственную деятельность и в первую очередь ее результат и способ, который привел к такому результату, как способность к анализу собственных средств познания;
- процесс и результат осознания совокупности происходящих во время урока деятельностей (как собственной деятельности субъекта рефлексии, так и любой другой деятельности на уроке).
ЦЕЛЬ рефлексии для УЧЕНИКА
- не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими
Классификация рефлексии
Классификация рефлексии
- РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;
- РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА;
- РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
проводится в начале урока (для установления эмоционального контакта с группой) и в конце деятельности.
- разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций;
- карточки с изображением лиц;
- цветовое изображение настроеня
«Солнышко»
- На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:
- желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;
- голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
«Дерево успеха»
3-4 ошибки
1 ошибка
Нет ошибок
Цветное изображение настроения
- Уучащихся две КАРТОЧКИ: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока;
- прием «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ» (бумажные цветы: красные и голубые раздаются в начале урока) ; -
- прием «ДЕРЕВО ЧУВСТВ» Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет – другого.
Настроение - цвет:
- оранжевый – радостное, теплое;
- желтый – светлое, приятное;
- зеленый – спокойное;
- синий – неудовлетворенное, грустное;
- фиолетовый – тревожное, напряжённое;
- чёрный – упадок, уныние.
Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений .
Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни.
Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному.
Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым.
Темно-синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых.
Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста.
Коричневый – не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт.
Гномик веселый и грустный
Эмоционально художественная рефлексия
- (в конце урока) - картины с изображением пейзажа (одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым); - эмоционально-музыкальная концовка (учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений; желательно указать композитора произведения)
Рефлексия настроения + эмоционального состояния
вопросы : «Что ты чувствуешь сейчас?
Какие эмоции ты испытываешь?»
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ:
- положительные / отрицательные,
- удовлетворение /неудовлетворение,
- счастье / скуку,
- радость / печаль,
- успех / колебания,
- спокойствие / страх.
- Я чувствую... потому, что... мне скучно (не скучно) был активным, эмоциональным полностью выполнил задание получил хорошую отметку
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Цель: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.
Работа ведётся индивидуально – в парах – в группах.
Приемы характерные для этой технологии в биологии:
- Заполнение, таблиц, установление причинно-следственной связи между блоками информации.
- Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям .
- Ответы на поставленные вопросы .
- Организация круглых столов
- Написание творческих работ.
- Исследования по отдельным вопросам темы.
Прием «Синквэйн»
- Правила написания синквэйна:
- В первой строчке тема называется одним словом (существительным).
- Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).
- Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами .
- Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
- Пятая - синоним из одного слова, который повторят суть темы.
«Синквэйн»
- ДНК
- Гигантская , двуспиральная
- Реплицируется, денатурирует, хранит информацию
- Состоит из нуклеотидов
- Хранение наследственн ой информации
- Белки
- Большие, органические
- Синтезируются , денатурируют, собираются
- Строительный материал в клетке
- Биополимеры из аминокислот
Тема урока : Белки и нуклеиновые
кислоты (9 класс)
Цель : самовоспроизведение информации данной на уроке
Прием «Кластер»
- Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски.
- Далее записывают слова или предложения которые приходят на ум в связи с данной темой.
- По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.
? ?
Фотосинтез
лист
Углекислый газ
Фотосинтез
глюкоза
вода
свет
хлорофилл
Цель : развивать мыслительную деятельность
«Слепое письмо»
Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ.
Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие в новые формы, называют……….Они представлены в основном видами, относящимися к ……миру. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений, называют…..Они представлены видами, относящимися к ……..и…….
цель : способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно воспроизводить характеристику объекта по памяти.
- Тема: «Экосистемы». 9 класс.
«Перепутанная мозаика»
Половая
система
Воспроизведение себе подобных
Выделительная
система
Удаляет вредные
вещества
Связь
С окружающей средой
Кожно-мускульный мешок
Пищеваритель
ная
система
Защита внутренних органов
Переваривает пищу
Переносит кислород
Нервная система
Цель: способствовать формированию у учащихся умения анализировать, устанавливая взаимосвязь части и целого при изучении данного объекта.
Тема: «Внутреннее строение кольчатых червей». 7 класс.
Анатомические особенности сердца человека
- Организуется работа с терминами: эндокард, венечные сосуды, полулунные клапаны, створчатые клапаны - после чего отвечают на вопросы из рубрики «Верите ли вы, что?»)
Верите ли вы, что…( верные и неверные утверждения)
- … сердце располагается в грудной полости: в середине между лёгкими и лишь немного смещено влево?
- … в стенке сердца выделяют те же слои, что и в стенке артерий?
- … эндокард – самый мощный слой, входящий в состав стенки сердца?
- … питание сердечной мышцы осуществляется благодаря наличию венечных ( коронарных ) сосудов?
- … сердце человека имеет такое же строение, как сердце пресмыкающихся: состоит из двух предсердий и желудочка с неполной перегородкой?
- … на границе между предсердиями и желудочками расположены полулунные клапаны ?
- … створчатые клапаны препятствуют обратному движению крови из желудочков в предсердия?
«Сопоставление альтернативных точек зрения»
Существует две точки зрения биогенеза и абиогенеза
Обсуждение темы:
- Почему точка зрения креационистов по поводу происхождения жизни существует в наше время?
- Английский ученый Дж.Бернал был прав , когда в 1947 году отмечал как особый этап эволюции формирование мембран у предорганизмов, Ваша позиция к этому утверждению
« Происхождение живого вещества « в разделе биосфера 10 класс.
Цель : умение высказывать свою точку зрения , умение рассуждать .
Прием “Самоанализ”
- Дан текст :
- После образования многоклеточной бластулы начинается процесс гаструляции : перемещение части клеток с поверхности бластулы вовнутрь, на место будущих органов. В результате образуется чашевидный зародыш- гаструла . Она состоит из двух слоев клеток-зародышевых листков: наружного- эктодермы внутреннего- энтодермы. У большинства многоклеточных животных в процессе гаструляции образуется третий зародышевый листок – мезодерма.
Знаю
Не знаю
Надо повторить
цель: способствовать контролю своих знаний Урок 11 класс
:Онтогенез
Таблица вопросов
1
Вопросы
Процессы в интерфазе
Митоз
2
Мейоз
Название фаз деления
3
Структуры изменяющиеся в клетке
4
Сколько делений
5
Сколько клеток образуется , с каким набором хромосом
6
Когда происходит конъюгация и кроссинговер
7
Сколько клеток и какие образуются в результате деления
Сравнение процессов митоза и мейоза (9 класс)
Цель: научить сравнивать процессы , самостоятельно делать выводы
Дискуссии и коллективное обсуждение
Темы обсуждений :
- Живое вещество как ведущий фактор преобразования поверхности планеты
- Эволюция биосферы до и после появления человека.
- Ритмы жизни в биосфере Цунами и их влияние на биосферу
- Адаптация организмов к вредным воздействиям факторов окружающей среды.
- Происхождение млекопитающих
- Биология видов, обнаруженных в 20 веке.
- Процессы биологического самоочищения природных вод.
Урок обобщения и подведения итогов по теме «Биосферный уровень жизни» 10 класс
Цель : научиться самостоятельно делать выводы , уметь высказывать свои суждения и мысли
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- НЕОБХОДИМА для осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные
- ВОПРОСЫ, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией: Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше?
ПРИЕМ «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»
- Самооценка активности на каждом этапе урока: (выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху);
Приём «Использование алгоритма»
Использованием алгоритма (например, на заключительных этапах урока учащиеся получают памятки с конкретным описанием действий);
Прием «Технологическая распаковка урока»
- раскрытие всех этапов урока, что делали и как.
ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ
- А) ИНДИВИУАЛЬНАЯ
- Б) КОЛЛЕКТИВНАЯ ИЛИ ГРУППОВАЯ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
Анкета
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интерес но
Рефлексивный экран
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
Упражнение «Плюс-минус-интересно» (Эдвард де Боно)
Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на "+”, "–”, "?” или индивидуально письменно.
В графу "+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу "–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу "интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
"+”
"–”
"?”
Герб достижений
Об этом я уже знал
На уроке я понял
Это было полезно
Это мне пригодится
«Рефлексивная мишень».
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
КОЛЛЕКТИВНАЯ ИЛИ ГРУППОВАЯ
- Используются опорные слова и фразы для высказываний (пишутся на доске);
- Прием «Мозговой штурм» (+ схема «Паутина»);
- Прием «Пошаговые действия»:
- Шаг I. Подумайте над вопросом индивидуально.
- Шаг II.Поделитесь мнением с партнером.
- Шаг III.Поделитесь мнением в группе и примите решение.
- Шаг IV.Выберите ученика, который представит остальным ваше решение
ГРУППОВАЯ
учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- я почувствовал, что…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- я приобрел…
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
Прием рефлексии «Цепочка пожеланий»
- Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.
РЕФЛЕКСИЯ УЧИТЕЛЯ
- что я делаю?
- с какой целью?
- каковы результаты моей деятельности?
- как я этого достиг?
- можно ли сделать лучше?
- что я буду делать дальше?
Пока педагог задает себе эти вопросы – он развивается. Рефлексия залог развития!
С Днём знаний!