СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Виды рефлексии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Использование рефлексии на уроках биологии".

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

В связи с этим одной из задач образования  является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Виды рефлексии"»

  Виды рефлексии  на уроках биологии Составитель учитель биологии МКОУ «Журавлихинская СОШ» Заболотникова Н.В.  2014

Виды рефлексии на уроках биологии

Составитель учитель биологии

МКОУ «Журавлихинская СОШ»

Заболотникова Н.В.

2014

РЕФЛЕКСИЯ  От латинского reflexio – обращение назад; размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (Словарь иностранных слов); самоанализ (Толковый словарь русского языка);  В социальной психологии осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению

РЕФЛЕКСИЯ

  • От латинского reflexio – обращение назад; размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (Словарь иностранных слов);
  • самоанализ (Толковый словарь русского языка);
  • В социальной психологии осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению
В педагогике РЕФЛЕКСИЯ  это способность осознавать собственную деятельность и в первую очередь ее результат и способ, который привел к такому результату, как способность к анализу собственных средств познания;  процесс и результат осознания совокупности происходящих во время урока деятельностей (как собственной деятельности субъекта рефлексии, так и любой другой деятельности на уроке).

В педагогике РЕФЛЕКСИЯ

  • это способность осознавать собственную деятельность и в первую очередь ее результат и способ, который привел к такому результату, как способность к анализу собственных средств познания;
  • процесс и результат осознания совокупности происходящих во время урока деятельностей (как собственной деятельности субъекта рефлексии, так и любой другой деятельности на уроке).
ЦЕЛЬ рефлексии для УЧЕНИКА не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими

ЦЕЛЬ рефлексии для УЧЕНИКА

  • не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими
  Классификация рефлексии

Классификация рефлексии

   Классификация рефлексии      РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;  РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА;  РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Классификация рефлексии

  • РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;
  • РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА;
  • РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ   проводится в начале урока (для установления эмоционального контакта с группой) и в конце деятельности. разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций; карточки с изображением лиц; цветовое изображение настроеня

РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

проводится в начале урока (для установления эмоционального контакта с группой) и в конце деятельности.

  • разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций;
  • карточки с изображением лиц;
  • цветовое изображение настроеня

 «Солнышко»   На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:  желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;  голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

«Солнышко»

  • На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:
  • желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;
  • голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

«Дерево успеха» 3-4 ошибки 1 ошибка Нет ошибок

«Дерево успеха»

3-4 ошибки

1 ошибка

Нет ошибок

Цветное изображение настроения  Уучащихся две КАРТОЧКИ: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока;  прием «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ» (бумажные цветы: красные и голубые раздаются в начале урока) ; -  прием «ДЕРЕВО ЧУВСТВ» Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет – другого. Настроение - цвет:  красный – восторженное;  оранжевый – радостное, теплое;  желтый – светлое, приятное;  зеленый – спокойное;  синий – неудовлетворенное, грустное;  фиолетовый – тревожное, напряжённое; чёрный – упадок, уныние.

Цветное изображение настроения

  • Уучащихся две КАРТОЧКИ: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока;
  • прием «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ» (бумажные цветы: красные и голубые раздаются в начале урока) ; -
  • прием «ДЕРЕВО ЧУВСТВ» Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет – другого.

Настроение - цвет:

  • красный – восторженное;
  • оранжевый – радостное, теплое;
  • желтый – светлое, приятное;
  • зеленый – спокойное;
  • синий – неудовлетворенное, грустное;
  • фиолетовый – тревожное, напряжённое;
  • чёрный – упадок, уныние.
Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений . Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни. Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному. Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым. Темно-синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых. Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста. Коричневый – не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт.

Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений .

Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни.

Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному.

Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым.

Темно-синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых.

Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста.

Коричневый – не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт.

Гномик веселый и грустный

Гномик веселый и грустный

Эмоционально художественная рефлексия (в конце урока) - картины с изображением пейзажа (одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым); - эмоционально-музыкальная концовка (учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений; желательно указать композитора произведения)

Эмоционально художественная рефлексия

  • (в конце урока) - картины с изображением пейзажа (одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым); - эмоционально-музыкальная концовка (учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений; желательно указать композитора произведения)

Рефлексия настроения + эмоционального состояния  вопросы : «Что ты чувствуешь сейчас?  Какие эмоции ты испытываешь?» ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ:  положительные / отрицательные,  удовлетворение /неудовлетворение,  счастье / скуку,  радость / печаль,  успех / колебания,  спокойствие / страх.  Я чувствую... потому, что... мне скучно (не скучно) был активным, эмоциональным полностью выполнил задание получил хорошую отметку

Рефлексия настроения + эмоционального состояния

вопросы : «Что ты чувствуешь сейчас?

Какие эмоции ты испытываешь?»

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ:

  • положительные / отрицательные,
  • удовлетворение /неудовлетворение,
  • счастье / скуку,
  • радость / печаль,
  • успех / колебания,
  • спокойствие / страх.
  • Я чувствую... потому, что... мне скучно (не скучно) был активным, эмоциональным полностью выполнил задание получил хорошую отметку
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Цель: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально – в парах – в группах. Приемы характерные для этой технологии в биологии: Заполнение, таблиц, установление причинно-следственной связи между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям . Ответы на поставленные вопросы . Организация круглых столов Написание творческих работ.  Исследования по отдельным вопросам темы.

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Цель: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.

Работа ведётся индивидуально – в парах – в группах.

Приемы характерные для этой технологии в биологии:

  • Заполнение, таблиц, установление причинно-следственной связи между блоками информации.
  • Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям .
  • Ответы на поставленные вопросы .
  • Организация круглых столов
  • Написание творческих работ.
  • Исследования по отдельным вопросам темы.

 Прием «Синквэйн»    Правила написания синквэйна: В первой строчке тема называется одним словом (существительным).  Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).  Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами . Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Пятая - синоним из одного слова, который повторят суть темы.

Прием «Синквэйн»

  • Правила написания синквэйна:
  • В первой строчке тема называется одним словом (существительным).
  • Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).
  • Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами .
  • Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
  • Пятая - синоним из одного слова, который повторят суть темы.
  «Синквэйн»      ДНК Гигантская , двуспиральная Реплицируется, денатурирует, хранит информацию Состоит из нуклеотидов Хранение наследственн ой информации     Белки Большие, органические Синтезируются , денатурируют, собираются Строительный материал в клетке Биополимеры из аминокислот  Тема урока : Белки и нуклеиновые  кислоты (9 класс) Цель : самовоспроизведение информации данной на уроке

«Синквэйн»

  • ДНК
  • Гигантская , двуспиральная
  • Реплицируется, денатурирует, хранит информацию
  • Состоит из нуклеотидов
  • Хранение наследственн ой информации

  • Белки
  • Большие, органические
  • Синтезируются , денатурируют, собираются
  • Строительный материал в клетке
  • Биополимеры из аминокислот

Тема урока : Белки и нуклеиновые

кислоты (9 класс)

Цель : самовоспроизведение информации данной на уроке

Прием   «Кластер»  Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски. Далее записывают слова или предложения которые приходят на ум в связи с данной темой.  По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.  ? ? Фотосинтез

Прием «Кластер»

  • Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски.
  • Далее записывают слова или предложения которые приходят на ум в связи с данной темой.
  • По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.

? ?

Фотосинтез

лист Углекислый газ Фотосинтез глюкоза вода свет хлорофилл Цель : развивать мыслительную деятельность

лист

Углекислый газ

Фотосинтез

глюкоза

вода

свет

хлорофилл

Цель : развивать мыслительную деятельность

 «Слепое письмо»   Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ.  Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие в новые формы, называют……….Они представлены в основном видами, относящимися к ……миру. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений, называют…..Они представлены видами, относящимися к ……..и…….  цель : способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно воспроизводить характеристику объекта по памяти. Тема: «Экосистемы». 9 класс.

«Слепое письмо»

Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ.

Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие в новые формы, называют……….Они представлены в основном видами, относящимися к ……миру. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений, называют…..Они представлены видами, относящимися к ……..и…….

цель : способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно воспроизводить характеристику объекта по памяти.

  • Тема: «Экосистемы». 9 класс.
  «Перепутанная мозаика»   Половая система Воспроизведение себе подобных Выделительная система Удаляет вредные  вещества  Связь С окружающей средой Кожно-мускульный мешок Пищеваритель ная  система Защита внутренних органов Переваривает  пищу Переносит кислород Нервная система Цель: способствовать формированию у учащихся умения анализировать, устанавливая взаимосвязь части и целого при изучении данного объекта. Тема: «Внутреннее строение кольчатых червей».  7 класс.

«Перепутанная мозаика»

Половая

система

Воспроизведение себе подобных

Выделительная

система

Удаляет вредные

вещества

Связь

С окружающей средой

Кожно-мускульный мешок

Пищеваритель

ная

система

Защита внутренних органов

Переваривает пищу

Переносит кислород

Нервная система

Цель: способствовать формированию у учащихся умения анализировать, устанавливая взаимосвязь части и целого при изучении данного объекта.

Тема: «Внутреннее строение кольчатых червей». 7 класс.

Анатомические особенности сердца человека Организуется работа с терминами: эндокард, венечные сосуды, полулунные клапаны, створчатые клапаны - после чего отвечают на вопросы из рубрики «Верите ли вы, что?»)

Анатомические особенности сердца человека

  • Организуется работа с терминами: эндокард, венечные сосуды, полулунные клапаны, створчатые клапаны - после чего отвечают на вопросы из рубрики «Верите ли вы, что?»)
   Верите ли вы, что…( верные и неверные утверждения) … сердце располагается в грудной полости: в середине между лёгкими и лишь немного смещено влево? … в стенке сердца выделяют те же слои, что и в стенке артерий? … эндокард – самый мощный слой, входящий в состав стенки сердца? … питание сердечной мышцы осуществляется благодаря наличию венечных ( коронарных ) сосудов? … сердце человека имеет такое же строение, как сердце пресмыкающихся: состоит из двух предсердий и желудочка с неполной перегородкой? … на границе между предсердиями и желудочками расположены полулунные клапаны ? … створчатые клапаны препятствуют обратному движению крови из желудочков в предсердия?

Верите ли вы, что…( верные и неверные утверждения)

  • сердце располагается в грудной полости: в середине между лёгкими и лишь немного смещено влево?
  • в стенке сердца выделяют те же слои, что и в стенке артерий?
  • эндокард – самый мощный слой, входящий в состав стенки сердца?
  • питание сердечной мышцы осуществляется благодаря наличию венечных ( коронарных ) сосудов?
  • сердце человека имеет такое же строение, как сердце пресмыкающихся: состоит из двух предсердий и желудочка с неполной перегородкой?
  • на границе между предсердиями и желудочками расположены полулунные клапаны ?
  • створчатые клапаны препятствуют обратному движению крови из желудочков в предсердия?

«Сопоставление альтернативных  точек зрения» . Существует две точки зрения биогенеза и абиогенеза Обсуждение темы: Почему точка зрения креационистов по поводу происхождения жизни существует в наше время? Английский ученый Дж.Бернал был прав , когда в 1947 году отмечал как особый этап эволюции формирование мембран у предорганизмов, Ваша позиция к этому утверждению « Происхождение живого вещества « в разделе биосфера 10 класс. Цель : умение высказывать свою точку зрения , умение рассуждать .

«Сопоставление альтернативных точек зрения»

  • .

Существует две точки зрения биогенеза и абиогенеза

Обсуждение темы:

  • Почему точка зрения креационистов по поводу происхождения жизни существует в наше время?
  • Английский ученый Дж.Бернал был прав , когда в 1947 году отмечал как особый этап эволюции формирование мембран у предорганизмов, Ваша позиция к этому утверждению

« Происхождение живого вещества « в разделе биосфера 10 класс.

Цель : умение высказывать свою точку зрения , умение рассуждать .

Прием “Самоанализ” Дан текст : После образования многоклеточной бластулы начинается процесс гаструляции : перемещение части клеток с поверхности бластулы вовнутрь, на место будущих органов. В результате образуется чашевидный зародыш- гаструла . Она состоит из двух слоев клеток-зародышевых листков: наружного- эктодермы внутреннего- энтодермы. У большинства многоклеточных животных в процессе гаструляции образуется третий зародышевый листок – мезодерма. Знаю Не знаю Надо повторить цель: способствовать контролю своих знаний  Урок 11 класс :Онтогенез

Прием “Самоанализ”

  • Дан текст :
  • После образования многоклеточной бластулы начинается процесс гаструляции : перемещение части клеток с поверхности бластулы вовнутрь, на место будущих органов. В результате образуется чашевидный зародыш- гаструла . Она состоит из двух слоев клеток-зародышевых листков: наружного- эктодермы внутреннего- энтодермы. У большинства многоклеточных животных в процессе гаструляции образуется третий зародышевый листок – мезодерма.

Знаю

Не знаю

Надо повторить

цель: способствовать контролю своих знаний Урок 11 класс

:Онтогенез

Таблица вопросов      1 Вопросы Процессы в интерфазе Митоз 2 Мейоз Название фаз деления 3 Структуры изменяющиеся в клетке 4 Сколько делений 5 Сколько клеток образуется , с каким набором хромосом 6 Когда происходит конъюгация и кроссинговер 7 Сколько клеток и какие образуются в результате деления Сравнение процессов митоза и мейоза (9 класс) Цель: научить сравнивать процессы , самостоятельно делать выводы

Таблица вопросов

1

Вопросы

Процессы в интерфазе

Митоз

2

Мейоз

Название фаз деления

3

Структуры изменяющиеся в клетке

4

Сколько делений

5

Сколько клеток образуется , с каким набором хромосом

6

Когда происходит конъюгация и кроссинговер

7

Сколько клеток и какие образуются в результате деления

Сравнение процессов митоза и мейоза (9 класс)

Цель: научить сравнивать процессы , самостоятельно делать выводы

 Дискуссии  и коллективное обсуждение Темы обсуждений : Живое вещество как ведущий фактор преобразования поверхности планеты  Эволюция биосферы до и после появления человека.  Ритмы жизни в биосфере  Цунами и их влияние на биосферу  Адаптация организмов к вредным воздействиям факторов окружающей среды. Происхождение млекопитающих  Биология видов, обнаруженных в 20 веке.  Процессы биологического самоочищения природных вод.  Урок обобщения и подведения итогов по теме «Биосферный уровень жизни» 10 класс Цель : научиться самостоятельно делать выводы , уметь высказывать свои суждения и мысли

Дискуссии и коллективное обсуждение

Темы обсуждений :

  • Живое вещество как ведущий фактор преобразования поверхности планеты
  • Эволюция биосферы до и после появления человека.
  • Ритмы жизни в биосфере Цунами и их влияние на биосферу
  • Адаптация организмов к вредным воздействиям факторов окружающей среды.
  • Происхождение млекопитающих
  • Биология видов, обнаруженных в 20 веке.
  • Процессы биологического самоочищения природных вод.

Урок обобщения и подведения итогов по теме «Биосферный уровень жизни» 10 класс

Цель : научиться самостоятельно делать выводы , уметь высказывать свои суждения и мысли

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕОБХОДИМА для осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные  ВОПРОСЫ, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией: Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше?

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • НЕОБХОДИМА для осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные
  • ВОПРОСЫ, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией: Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше?
ПРИЕМ «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА» Самооценка активности на каждом этапе урока: (выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху);

ПРИЕМ «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА»

  • Самооценка активности на каждом этапе урока: (выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху);
Приём «Использование алгоритма» Использованием алгоритма (например, на заключительных этапах урока учащиеся получают памятки с конкретным описанием действий);

Приём «Использование алгоритма»

Использованием алгоритма (например, на заключительных этапах урока учащиеся получают памятки с конкретным описанием действий);

Прием «Технологическая распаковка урока» раскрытие всех этапов урока, что делали и как.

Прием «Технологическая распаковка урока»

  • раскрытие всех этапов урока, что делали и как.
ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ А) ИНДИВИУАЛЬНАЯ  Б) КОЛЛЕКТИВНАЯ ИЛИ ГРУППОВАЯ

ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ

  • А) ИНДИВИУАЛЬНАЯ
  • Б) КОЛЛЕКТИВНАЯ ИЛИ ГРУППОВАЯ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  Анкета 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется  активно / пассивно  доволен / не доволен  коротким / длинным  не устал / устал  стало лучше / стало хуже  понятен / не понятен  полезен / бесполезен  интересен / скучен  легким / трудным  интересно / не интерес но

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

Анкета

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интерес но

Рефлексивный экран сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился…

Рефлексивный экран

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…

Упражнение «Плюс-минус-интересно» (Эдвард де Боно)  Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на  

Упражнение «Плюс-минус-интересно» (Эдвард де Боно)

Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на  "+”, "–”, "?” или индивидуально письменно.

 

 

 

 

 

В графу "+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу "–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу "интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

"+”

"–”

"?”

Герб достижений Об этом я уже знал На уроке я понял Это было полезно Это мне пригодится

Герб достижений

Об этом я уже знал

На уроке я понял

Это было полезно

Это мне пригодится

 «Рефлексивная мишень».  На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.  

«Рефлексивная мишень».

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

 

КОЛЛЕКТИВНАЯ ИЛИ ГРУППОВАЯ Используются опорные слова и фразы для высказываний (пишутся на доске);  Прием «Мозговой штурм» (+ схема «Паутина»); Прием «Пошаговые действия»:  Шаг I. Подумайте над вопросом индивидуально.  Шаг II.Поделитесь мнением с партнером. Шаг III.Поделитесь мнением в группе и примите решение.  Шаг IV.Выберите ученика, который представит остальным ваше решение

КОЛЛЕКТИВНАЯ ИЛИ ГРУППОВАЯ

  • Используются опорные слова и фразы для высказываний (пишутся на доске);
  • Прием «Мозговой штурм» (+ схема «Паутина»);
  • Прием «Пошаговые действия»:
  • Шаг I. Подумайте над вопросом индивидуально.
  • Шаг II.Поделитесь мнением с партнером.
  • Шаг III.Поделитесь мнением в группе и примите решение.
  • Шаг IV.Выберите ученика, который представит остальным ваше решение
ГРУППОВАЯ учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:  я почувствовал, что…  я научился…  у меня получилось …  я смог…  я попробую…  меня удивило…  урок дал мне для жизни…  я приобрел…  сегодня я узнал…  было интересно…  было трудно…  я выполнял задания…  я понял, что…  теперь я могу…

ГРУППОВАЯ

учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • я почувствовал, что…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • я приобрел…
  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  Прием рефлексии  «Цепочка пожеланий»   Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.

Прием рефлексии «Цепочка пожеланий»

  • Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.
РЕФЛЕКСИЯ УЧИТЕЛЯ что я делаю?  с какой целью?  каковы результаты моей деятельности?  как я этого достиг?  можно ли сделать лучше?  что я буду делать дальше?  Пока педагог задает себе эти вопросы – он развивается. Рефлексия залог развития!

РЕФЛЕКСИЯ УЧИТЕЛЯ

  • что я делаю?
  • с какой целью?
  • каковы результаты моей деятельности?
  • как я этого достиг?
  • можно ли сделать лучше?
  • что я буду делать дальше?

Пока педагог задает себе эти вопросы – он развивается. Рефлексия залог развития!

 С Днём знаний!

С Днём знаний!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя