СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к докладу "Рефлексия, как этап современного урока"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит  основные тезисы, раскрывающие сущность  понятия рефлексия, особенности использования различных видов рефлексии на уроках для обучающихся с ОВЗ, примеры приемов рефлексии.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к докладу "Рефлексия, как этап современного урока"»

МБОУ Бейская школа – интернат»   «Рефлексия, как этап современного урока»   Устяхина Татьяна Анатольевна -учитель СБО

МБОУ Бейская школа – интернат»

«Рефлексия, как этап современного урока»

Устяхина Татьяна Анатольевна -учитель СБО

Особенности психики умственно отсталых детей:  недостаточный уровень познавательной активности;  незрелость мотивации к учебной деятельности;  сниженный уровень работоспособности, самостоятельности, самооценки.

Особенности психики умственно

отсталых детей:

  • недостаточный уровень познавательной активности;
  • незрелость мотивации к учебной деятельности;
  • сниженный уровень работоспособности, самостоятельности, самооценки.
Что такое рефлексия?  Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад, отражение. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия на уроке – это этап в ходе, которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Что такое рефлексия?

  • Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад, отражение.
  • Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
  • В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
  • Рефлексия на уроке – это этап в ходе, которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Для чего нужна рефлексия? Если ребёнок понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, … то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребёнок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Способы обучения рефлексии: Устное обсуждение. Рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока. Письменное: анкетирование, заполнение листов самооценки.

Способы обучения рефлексии:

  • Устное обсуждение.
  • Рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока.
  • Письменное: анкетирование, заполнение листов самооценки.
Виды рефлексии:  1) Рефлексия настроения и эмоционального состояния (оценивается настроение, эмоциональное восприятие учебного материала);  2) Рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);  3) Рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные). 

Виды рефлексии:

1) Рефлексия настроения и эмоционального состояния (оценивается настроение, эмоциональное восприятие учебного материала);

2) Рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);

3) Рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные). 

Приемы рефлексии эмоционального состояния и настроения:    это разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций; карточки с изображением лиц; цветовое изображение настроения.

Приемы рефлексии эмоционального состояния и настроения:

  • это разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций;
  • карточки с изображением лиц;
  • цветовое изображение настроения.
На уроке было комфортно и все понятно. На уроке немного затруднялся, не все понял На уроке было трудно, ничего не  понял

На уроке было комфортно и все понятно.

На уроке немного затруднялся, не все понял

На уроке было трудно, ничего не

понял

«Светофор» – не понимаю – не все понимаю – все понятно

«Светофор»

не понимаю

не все понимаю

все понятно

«Сигнал рукой»  Я понимаю  Я почти понимаю Я ничего не понимаю.

«Сигнал рукой»

Я понимаю

Я почти понимаю

Я ничего не понимаю.

«Солнышко» мне очень понравился урок, получил много интересной информации урок не интересный, не было ни какой полезной информации. 11

«Солнышко»

мне очень понравился урок, получил много интересной информации

урок не интересный,

не было ни какой полезной информации.

11

«Радуга» Агрессия Радость, веселье Хорошее настроение Спокойствие Тревога, грусть

«Радуга»

Агрессия

Радость, веселье

Хорошее настроение

Спокойствие

Тревога, грусть

«Букет настроения» Вам понравилось на уроке, и вы узнали что - то новое  Вам не понравилось на уроке

«Букет настроения»

Вам понравилось на уроке, и вы узнали что - то новое

Вам не понравилось на уроке

«Дерево самооценки» МНЕ ВСЁ ПОНРАВИЛОСЬ,  Я ВСЁ ПОНЯЛ И СО ВСЕМ СПРАВИЛСЯ МНЕ ВСЁ ПОНРАВИЛОСЬ, НО  Я НЕ СПРАВИЛСЯ С НЕКОТОРЫМИ ЗАДАНИЯМИ  МНЕ БЫЛО СКУЧНО И Я НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ

«Дерево самооценки»

МНЕ ВСЁ ПОНРАВИЛОСЬ,

Я ВСЁ ПОНЯЛ И СО ВСЕМ СПРАВИЛСЯ

МНЕ ВСЁ ПОНРАВИЛОСЬ, НО

Я НЕ СПРАВИЛСЯ С НЕКОТОРЫМИ ЗАДАНИЯМИ 

МНЕ БЫЛО СКУЧНО И Я НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ

Приемы рефлексии деятельности :    Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого обучающегося на разных этапах урока.

Приемы рефлексии

деятельности :

Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого обучающегося на разных этапах урока.

«Лестница успеха»   «+» / «-» Оценка Практическая работа Работа в группе Самостоятельная работа Повторение

«Лестница успеха»

«+» / «-»

Оценка

Практическая работа

Работа в группе

Самостоятельная работа

Повторение

«Выбор» Поставить знак + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке. Я считаю, что занятие было интересным ____________________скучным. Я научился многому _________________малому. 3. Я думаю, что слушал других внимательно __________________ невнимательно. 4. Я принимал участие в обсуждении темы урока часто _____________________ редко. 5. Результатами своей работы на уроке я доволен___________________ недоволен.

«Выбор»

Поставить знак + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень

участия в уроке.

  • Я считаю, что занятие было

интересным ____________________скучным.

  • Я научился

многому _________________малому.

3. Я думаю, что слушал других

внимательно __________________ невнимательно.

4. Я принимал участие в обсуждении темы урока

часто _____________________ редко.

5. Результатами своей работы на уроке я

доволен___________________ недоволен.

«Пирамида успеха»  АКТИВНО РАБОТАЛ НА УРОКЕ ВСЁ ПОНЯЛ И СО ВСЕМ СПРАВИЛСЯ НА УРОКЕ РАБОТАЛ НЕ ПЛОХО, НО НЕ ВСЕ БЫЛО ПОНЯТНО РАБОТАЛ НА УРОКЕ ПЛОХО, НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ

«Пирамида успеха»

АКТИВНО РАБОТАЛ НА УРОКЕ ВСЁ ПОНЯЛ И СО ВСЕМ СПРАВИЛСЯ

НА УРОКЕ РАБОТАЛ НЕ ПЛОХО, НО НЕ ВСЕ БЫЛО ПОНЯТНО

РАБОТАЛ НА УРОКЕ ПЛОХО, НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ

«Рефлексивная мишень»

«Рефлексивная мишень»

«Лист самоконтроля» Лист самоконтроля ведется на протяжении всего урока.  Фамилия, имя обучающегося _________________________ Вид задания Оценка

«Лист самоконтроля»

Лист самоконтроля ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя обучающегося _________________________

Вид задания

Оценка

«Цветограмма» Ответ на вопросы (повторение) Определение темы урока Выполнение тестового задания Кроссворд У меня все получилось. Урок понравился. У меня были ошибки, но я все понял и исправил. У меня не получается, мне нужна помощь.

«Цветограмма»

Ответ на вопросы (повторение)

Определение темы урока

Выполнение тестового задания

Кроссворд

У меня все получилось. Урок понравился.

У меня были ошибки, но я все понял и исправил.

У меня не получается, мне нужна помощь.

Приемы рефлексии содержания учебного материала :    Применение этого вида рефлексии в конце урока помогает выявить осознание обучающимися содержания материала.

Приемы рефлексии

содержания учебного материала :

Применение этого вида рефлексии в конце урока помогает выявить осознание обучающимися содержания материала.

«Прием незаконченного предложения» В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.    На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался ……  Я похвалил бы себя ……  Особенно мне понравилось ……  После урока мне захотелось ……  Я мечтаю о ……  Сегодня мне удалось ……  Я сумел ......

«Прием незаконченного предложения»

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался …… Я похвалил бы себя …… Особенно мне понравилось …… После урока мне захотелось …… Я мечтаю о …… Сегодня мне удалось …… Я сумел ......

«Прием незаконченного предложения» Продолжи предложение:  - Сегодня на уроке я повторил…………... - Сегодня на уроке я закрепил………….. - Сегодня на уроке я научился……….…. - Сегодня на уроке мне понравилось..….

«Прием незаконченного предложения»

Продолжи предложение:

- Сегодня на уроке я повторил…………...

- Сегодня на уроке я закрепил…………..

- Сегодня на уроке я научился……….….

- Сегодня на уроке мне понравилось..….

«Синквейн» «Синквейн» - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.  Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:  1 строка – тема или предмет (одно существительное);  2 строка – описание предмета (два прилагательных);  3 строка – описание действия (три глагола);  4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;  5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). 

«Синквейн»

«Синквейн» - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”. Слово происходит от французского «5».

Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). 

«Синквейн» Пример синквейна со словом  «Хлеб»  Хлеб   - Теплый, свежий   - Печётся, радует, согревает   - Важен в жизни человека   - Каравай Пример синквейна со словом «Пирожное»  - Пирожное - Сладкое, вкусное - Есть, готовить, покупать - Я люблю пирожное

«Синквейн»

Пример

синквейна со словом

«Хлеб»

Хлеб  - Теплый, свежий  - Печётся, радует, согревает  - Важен в жизни человека  - Каравай

Пример

синквейна со словом

«Пирожное»

- Пирожное

- Сладкое, вкусное

- Есть, готовить, покупать

- Я люблю пирожное "картошка"

- Угощение.

Пример синквейна со словом

«Здоровье»

- Здоровье

- Крепкое, богатырское

- Беречь, укреплять, любить

- Здоровое тело – здоровый дух

- Долголетие.

«Рефлексия» повышает мотивацию и вносит активный элемент в обучение детей с ОВЗ; стимулирует познавательную активность; развивает творческие способности; стимулирует самостоятельную деятельность;   помогает обучающимся более осознанно относиться к полученным знаниям; способствует формированию адекватной оценки и самооценки.

«Рефлексия»

  • повышает мотивацию и вносит активный элемент в обучение детей с ОВЗ;
  • стимулирует познавательную активность;
  • развивает творческие способности;
  • стимулирует самостоятельную деятельность;
  • помогает обучающимся более осознанно относиться к полученным знаниям;
  • способствует формированию адекватной оценки и самооценки.

«Алгоритм создания синквейна» Название темы_______________(одно существительное) Описание_____________________ (два прилагательных) Действия ______________________________(три глагола) Моё отношение________________________(фраза-4слова) Синоним, смысл темы_________________________(слово)

«Алгоритм создания синквейна»

Название темы_______________(одно существительное) Описание_____________________ (два прилагательных)

Действия ______________________________(три глагола)

Моё отношение________________________(фраза-4слова) Синоним, смысл темы_________________________(слово)

Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет.   С. Я. Маршак Желаем творческих успехов!

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

  С. Я. Маршак

Желаем

творческих успехов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!