СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексия как этап современного урока в условиях фгос

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе изложен теоретический материал по теме "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС".В презентации приведены примеры проведения рефлексии на разных этапах урока.

Просмотр содержимого документа
«РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ ФГОС»

Просмотр содержимого презентации
«Рефлексия. Михайлова С. И.»

РЕФЛЕКСИЯ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Выполнила: Михайлова Светлана Ивановна  учитель начальных классов  МОБУ Лицей № 8 г. Тынды

РЕФЛЕКСИЯ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Выполнила: Михайлова Светлана Ивановна

учитель начальных классов

МОБУ Лицей № 8 г. Тынды

Чтобы быть успешным необходимо: иметь определённую сумму знаний, умений, навыков  самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность  самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их

Чтобы быть успешным необходимо:

иметь определённую сумму знаний, умений, навыков

самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность

самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их

от лат. reflexio – обращение назад  размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (Словарь иностранных слов)  самоанализ (Толковый словарь русского языка)

от лат. reflexio – обращение назад

  • размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (Словарь иностранных слов)

  • самоанализ (Толковый словарь русского языка)

  • в современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.
Рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности, знание и незнание.

Рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности, знание и незнание.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств : Самостоятельность, предприимчивость,   конкурентоспособность.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств :

Самостоятельность,

предприимчивость,

конкурентоспособность.

Классификация рефлексии  по содержанию Устная Письменная Символическая

Классификация рефлексии по содержанию

Устная

Письменная

Символическая

Классификация рефлексии  по форме коллективная групповая фронтальная индивидуальная

Классификация рефлексии по форме

коллективная

групповая

фронтальная

индивидуальная

Виды рефлексии языковая личностная интеллектуальная эмоциональная

Виды рефлексии

языковая

личностная

интеллектуальная

эмоциональная

выступать формой теоретической деятельности, способом мышления отражать внутреннее состояние быть средством самопознания  Рефлексия может

выступать формой теоретической деятельности, способом мышления

отражать внутреннее состояние

быть средством самопознания

Рефлексия может

Рефлексия отражает четыре сферы человеческой сущности   духовную интеллектуальную сенсорную физическую

Рефлексия отражает четыре сферы человеческой сущности

духовную

интеллектуальную

сенсорную

физическую

Классификация рефлексии: рефлексия содержания учебного материала рефлексия результатов учебной деятельности рефлексия настроения и эмоционального состояния

Классификация рефлексии:

рефлексия содержания учебного материала

рефлексия результатов учебной деятельности

рефлексия настроения и эмоционального состояния

Характеристика цветов Макса Люшера:   радостное, восторженное настроение нервозное, возбуждённое состояние, агрессия грустное настроение, пассивность, усталость активность    приятное, спокойное настроение  беспокойное, тревожное настроение замкнутость, огорчение  унылое настроение, отрицание, протест пассивность, беспокойство и неуверенность

Характеристика цветов Макса Люшера:

радостное, восторженное настроение

нервозное, возбуждённое состояние, агрессия

грустное настроение, пассивность, усталость

активность

приятное, спокойное настроение

беспокойное, тревожное настроение

замкнутость, огорчение

унылое настроение, отрицание, протест

пассивность, беспокойство и неуверенность

Рефлексия настроения, эмоционального состояния

Рефлексия настроения, эмоционального состояния

Рефлексия содержания учебного материала «РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭКРАН» Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Расскажу дома, что … Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрёл…

Рефлексия содержания учебного материала

«РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭКРАН»

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Анкета самоанализа 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался доволен / не доволен 4. За урок я коротким / длинным 5. Мое настроение не устал / устал 6. Материал урока мне был стало лучше / стало хуже 7. Домашнее задание мне кажется понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным

Анкета самоанализа

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

доволен / не доволен

4. За урок я

коротким / длинным

5. Мое настроение

не устал / устал

6. Материал урока мне был

стало лучше / стало хуже

7. Домашнее задание мне кажется

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

Таблица «Плюс – минус – интересно». П (+) М(-) Что понравилось на уроке, информация, формы работы, эмоции. И Что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным. Любопытные факты, что бы ещё хотелось узнать , вопросы к учителю «Комплимент», «Благодарю…».

Таблица «Плюс – минус – интересно».

П (+)

М(-)

Что понравилось на уроке, информация, формы работы, эмоции.

И

Что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным.

Любопытные факты, что бы ещё хотелось узнать , вопросы к учителю

«Комплимент», «Благодарю…».

«Поезд» , «Оценочная лестница» Тема, цель, задачи Работа в группе Работа в паре Самост. работа Усвоил новое знание и научился применять его на практике Усвоил знание, но ещё нужна помощь Испытываю  затруднение

«Поезд» , «Оценочная лестница»

Тема, цель, задачи

Работа в группе

Работа в паре

Самост. работа

Усвоил новое

знание

и научился

применять

его на практике

Усвоил знание,

но ещё нужна

помощь

Испытываю

затруднение

«Использование крылатых выражений, поговорок» сложа руки ловил мух  мотал на ус спустя рукава засучив рукава работал до седьмого пота бить баклуши держал ушки на макушке смотрел во все глаза считал ворон  не покладая рук

«Использование крылатых выражений, поговорок»

сложа руки

ловил мух

мотал на ус

спустя рукава

засучив рукава

работал до седьмого пота

бить

баклуши

держал

ушки на макушке

смотрел во все глаза

считал ворон

не покладая рук

«Рефлексивные сочинения» ·       Сначала мы рассуждали так…  ·         Потом мы столкнулись с проблемой…  ·         Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)….  ·         Мы увидели (поняли)…Значит…  ·         Теперь мы будем…

«Рефлексивные сочинения»

·       Сначала мы рассуждали так… ·         Потом мы столкнулись с проблемой… ·         Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…. ·         Мы увидели (поняли)…Значит… ·         Теперь мы будем…

Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии  Понятие Знал Узнал Хочу узнать  « Пометки на полях» – обозначение с помощью знаков на полях в тетради или возле текста учебника: ? - есть вопросы, ! - не понял, трудно, + - всё понятно.

Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

« Пометки на полях» – обозначение с помощью знаков на полях в тетради или возле текста учебника:

? - есть вопросы,

! - не понял, трудно,

+ - всё понятно.

«Волшебная палочка».

«Волшебная палочка».

  • Если я найду волшебную палочку, я попрошу ее помочь…(кому?)
Вопросы, требующие многовариантных ответов:

Вопросы, требующие многовариантных ответов:

  • Почему было трудно?
  • Что открыли, узнали на уроке?
  • Оправдались ли ваши ожидания от урока?
  • Что вы взяли с сегодняшнего урока?
  • Над чем заставил задуматься урок?
« Лист самоконтроля ».   Ведется на протяжении всего урока. Фамилия, имя ученика_____________________________ Вид задания Отметка «Попрошу оценить мою работу» Что сказала мама: ___________________________________________________ Что сказала учительница: ___________________________________________________ Как оценили друзья: ___________________________________________________ В чём с ними согласен, в чём - нет? ______________________________________________________

« Лист самоконтроля ».

Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя ученика_____________________________

Вид задания

Отметка

«Попрошу оценить мою работу»

Что сказала мама:

___________________________________________________

Что сказала учительница:

___________________________________________________

Как оценили друзья:

___________________________________________________

В чём с ними согласен, в чём - нет?

______________________________________________________

Рефлексивно-оценочная деятельность на уроке позволяет:

Рефлексивно-оценочная деятельность на уроке позволяет:

  • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  • оценить собственную деятельность на уроке;
  • установить затруднения как направления будущей учебной деятельности;
  • позволяет педагогу проводить анализ и оценку деятельности учеников, своей деятельности;
  • определять новые подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учеников в активную деятельность.
Заключение

Заключение

  • Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
Литература и интернет – ресурсы  

Литература и интернет – ресурсы

 

  • Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г. Логвина Наталья Николаевна «Рефлексия как один из важных этапов современного урока» - http://nsportal.ru Петякшева Валентина Петровна, Паршина Ирина Сергеевна «Рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС» - http://videouroki.net Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2.  http://eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm  - Центр дистанционного образования "Эйдос". Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2.  http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm .
  • Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
  • Логвина Наталья Николаевна «Рефлексия как один из важных этапов современного урока» - http://nsportal.ru
  • Петякшева Валентина Петровна, Паршина Ирина Сергеевна «Рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС» - http://videouroki.net
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.
  • Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2.  http://eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm  - Центр дистанционного образования "Эйдос".
  • Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2.  http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm .
Творческих успехов!

Творческих успехов!