Просмотр содержимого документа
«Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС.»
Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС.
Этапы современного урока нам знакомы. Психологи особо подчеркивают , что становление и развитие духовной жизни связано прежде всего с рефлексией. Что же такое рефлексия?
Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio– обращение назад.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
Рефле́кс (от лат. reflexus — отражённый) — стереотипная реакция живого организма на раздражитель
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что - то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно. Рефлексия на уроке помогает развитию УУД. Регулятивные. Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат Познавательные. Умение добывать, преобразовывать и представлять информациюЛичностные. Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности Коммуникативные. Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.