СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический семинар «Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС»

«Развитие и образование ни одному человеку

                                         не могут быть даны или сообщены. Всякий,

                                  кто желает к ним приобщиться, должен

                                             достигнуть этого собственной деятельностью,

собственными силами, собственным напряжением».

А. Дистервег

Просмотр содержимого документа
««Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС»»

«Методический семинар»

Мальханова Елена Владимировна,

учитель начальных классов,

МБОУ «СШ № 41»


Тема «Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС»


«Развитие и образование ни одному человеку

не могут быть даны или сообщены. Всякий,

кто желает к ним приобщиться, должен

достигнуть этого собственной деятельностью,

собственными силами, собственным напряжением».

А. Дистервег

Цель: повысить результативность образования учеников через рефлексию деятельности.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика начальных классов набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, развивать способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. (2)

Задача учителя сегодня - включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. (3)

Как построить современный урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал обучающихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но, чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, увлеченность, формировало их творческое сознание, вело за собой развитие ученика? (4)

Эти вопросы стали актуальны для меня, потому что результаты проведенного мониторинга по предметам на начало учебного года меня не обрадовали. Показатели регулятивных УУД были в основном среднего и ниже среднего уровня. Я поняла, что мне необходимо, чтобы дети достигли хороших результатов в обучении. Я стала размышлять, благодаря чему достичь наивысших результатов, ведь на уроке времени не хватает, а так хочется понять, в чём дети испытывают затруднения, как им помочь их преодолеть.

Изучая этот вопрос, я сделала вывод, что ответ на него скрывается в самом уроке.

Я предположила, что у детей моего класса недостаточно развита способность к рефлексии своей деятельности. (5)

В конце первой четверти я провела мониторинг уровня сформированности рефлексии, чтобы понять, смогут ли дети отрефлексировать свою деятельность и оценить свои способности. Исходя из результата данного мониторинга рефлексии, я сделала вывод, что действительно уровень самоанализа деятельности и результатов у учеников низкий.

Поэтому у меня появилась необходимость изучить вопрос рефлексии учебной деятельности.

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка). (5)

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Она помогает ученикам определить получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. (5)

Рефлексия тесно связана с целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей. (5)

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п. (5)

При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.

К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:

  • диагностическая функция – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;

  • проектировочная – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;

  • организаторская – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;

  • коммуникативная - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и ученика;

  • смыслотворческая – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;

  • мотивационная – определение направленности и целевых установок деятельности. (6)

Исходя из функций рефлексии, мне бы хотелось выделить, на мой взгляд, один из важных видов организации рефлексии на уроке:

Рефлексия деятельности. Данная рефлексия даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить результативность каждого ученика на разных этапах урока.

Благодаря рефлексии деятельности ученик ставит перед собой не только цель на урок, но он может оценить свой результат, сам понять, что за урок у него не получилось, над чем ему нужно поработать. (7)

Для того чтобы повысить результативность учеников, применяя на уроке вид рефлексивной деятельности, я использую следующие приёмы:

1. «Для меня сегодняшний урок»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Приём рефлексии «Для меня сегодняшний урок» помогает учащимся не только оценить весь урок в целом: интересно, скучно, безразлично. Данный приём помогает как учителю, так и ученику понять, активно ли ребёнок работал на уроке, помогал ли он другим ученикам преодолеть трудности. А самое главное понял ли материал ученик или нет.

2. «Пантомима»

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. (8)

3. «Незаконченное предложение"

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

    • "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался в …";

    • "Я похвалил бы себя за …";

    • "Особенно мне понравилось…"

    • "Я мечтаю о …";

    • "Было интересно…";

    • "Было трудно…";

    • "Я понял, что…";

    • "Я научился…";

    • "Меня удивило…" и т.п.

Используя данный приём рефлексии, я смогла понять, что детям понравилось на уроке, в чём ученики испытывали трудности.

4. «Благодарю»

Учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Данный этап рефлексии помогает детям, которые не так успешны в обучении, повысить свою самооценку, тем самым у детей появляется желание более активно проявлять себя на уроках. (9)

5. «Мишень»

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. Обучающийся ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем результат выше, затем проводят её краткий анализ.

Данный приём рефлексии помогает мне как учителю и ученикам сделать выводы о результативности работы на уроке. Проводя краткий анализ, дети понимают, достигли ли они результата поставленной цели на уроке. Что им ещё нужно повторить, чтобы знать тему урока на отлично.

6. «10 баллов»

Детям выдаётся карточка и предлагается

оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

„Я“ 0________10

„Мы“ 0________10

„Дело“ 0________10

Благодаря такому приёму рефлексии, дети не только оценивают свои способности, но и могут оценить работу в паре, группе. Что немало важно, чтобы цель была достигнута и дети пришли к нужному результату. (10)

7. "Плюс – минус – интересно"

Для письменного выполнения обучающихся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. Или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали, на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Данный этап рефлексии позволяет мне, учителю, найти интересные факты для детей, что повышает интерес к учёбе. Построить урок другим способом, чтобы дети хорошо усвоили данный материал.

8. «Оценочная лесенка» использую в электронном и печатном варианте.

Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить человечка на той ступеньке, на которую поставили бы себя.

На слайде дана расшифровка ступеней:

3 ступень - Урок полезен, все понятно.

2 ступень - Еще придется потрудиться.

1 ступень - Да, трудно все-таки учиться!

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока. В печатном варианте дети приклеивают человечка на ту ступень, которая соответствует уровню усвоения материала. Используя данный приём рефлексии, я могу понять, смог ли ученик, поставив перед собой цель урока, достичь результата на основе данного приёма рефлексии. (11)

В конце полугодия я проверила, как повлияли приёмы рефлексии деятельности на результативность детей по предметам. Мониторинг метапредметных результатов показал, что при использовании рефлексивной деятельности на уроках, у детей улучшились предметные результаты, повысился уровень по показателям регулятивных УУД.

Выводы: Я пришла к выводу, что использование приёмов рефлексивной деятельности на современных уроках в условиях ФГОС повышают результативность в обучении учеников. Обучающиеся могут сами определить, к какому результату они пришли на уроке, поставить цели дальнейшей работы. У детей повысился интерес к учёбе. Дети стали не только активно работать на уроке, но и самостоятельно отслеживать свои пробелы в знаниях. Если мы хотим научить ученика думать, а не просто воспроизводить заученную информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания. (12)




Список литературы:


1.Сайт «Инфоурок» https://infourok.ru

2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru