Урок: Ветер
ЦЕЛИ УРОКА
- понятие «Ветер».
- характеристика ветра.
- типы ветров.
- измерение силы и направления ветра.
- построение розы ветров
- значение ветров.
Фырчит, рычит, ветки ломает,
Пыль поднимает,
Тебя с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его
Кто не ведает границ?
Кто летит быстрее птиц?
Он то грозен, то мятежен,
То как пух весенний нежен.
Кто свободней всех на свете?
Догадались? Это..
Шутки и проделки ветра
Кровавый дождь
Молочный дождь
Причина цветных дождей.
Частицы мела или белой глины придают белый цвет каплям «молочного дождя»
Ветер ураганной силы в далеких пустынях, иногда поднимает вверх и несет с собой много красной суриковой пыли, которая придает каплям цвет крови
Дождь из лягушек
В 1804, 1922 и1973 году на юге Франции выпал дождь… из рыб и лягушек.
В 1954 году потоп лягушек перепугал жителей английского города Бирмингема.
Дождь из селедки
В 1861 году в Сингапуре с неба выпала рыба. Удивительно, что рыба оказалась жареной. Очевидцы, быстро отойдя от шока, стали собирать ее целыми корзинами.
В 1859 году в Уэльсе прошел дождь из пескарей. А в 1918 году в Сандерленде – дождь из селедки.
- В 1578 году у Бергена прошел «дождь» из мышей
- В 1877 году в штате Теннесси вместе с дождем выпало несколько тысяч змей.
Фантастический дождь
Отнюдь не фантастикой являются случаи, когда с неба сыплются существа, кои летать не могут.
Ученые полагают, что причиной образования дождей из лягушек, селедки, пауков и змей являются смерчи смерчи. Они засасывают в свою воронку различные предметы, переносят их на большие расстояния, а затем все возвращается обратно на землю.
Что такое ветер?
ВЕТЕР – это перемещение воздуха в горизонтальном направлении.
- Ученые полагают, что причиной образования дождей из лягушек, селедки, пауков и змей являются смерчи.
Они засасывают в свою воронку различные предметы, переносят их на большие расстояния, а затем все возвращается обратно на землю.
Опыт.
- вырезали бумажную спираль.
- поместили её на острие спицы.
- под спиралью поставили лампу и включили её.
- через некоторое время лампу потушили.
Мы наблюдали:
После того как лампу включили, бумажная спираль стала вращаться. Произошло это по тому, что нагретый лампой воздух поднимается вверх. Как только лампа потухла, и воздух остыл, спираль перестала вращаться.
. Это можно объяснить тем что
Теплый воздух
поднимается вверх
Холодный воздух
занимает место теплого
Образуется поток
воздуха - ветер
Главная причина образования ветра – это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности.
Ветер всегда дует из областей Земли с высоким атмосферным давлением к областям, где атмосферное давление ниже.
Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее ветер.
- Бриз- ветер меняющий свое направление два раза в сутки, днем он дует с моря на сушу, а ночью - с суши на море.
Причинно-следственные связи
образования ветра.
2.Выполни задание
А)Покажите стрелками направление ветра:
А) 760 мм 750 мм
Б) 756 мм 765 мм
В) 780 мм 740 мм
Г) 768 мм 759 мм
Б). В каком случае ветер будет сильнее, если атмосферное давление распределено так: А) 758 мм 759 мм
Б) 759 мм 757 мм
В). Покажите стрелками направление ветра между пунктами А и Б, длинной стрелки отразите разницу в атмосферном давлении (силу ветра), масштаб в 1 см – 1 мм
Давление в точке А
760 мм.
757 мм
763 мм
741 мм
Давление в точке Б
765 мм
755 мм
759 мм
744 мм
2. Проверь себя
А)Покажите стрелками направление ветра:
А) 760 мм 750 мм
Б) 756 мм 765 мм
В) 780 мм 740 мм
Г) 768 мм 759 мм
Б). В каком случае ветер будет сильнее, если атмосферное давление распределено так: А) 758 мм 759 мм (разница 1 б)
Б) 759 мм 757 мм (разница 2 б)
Ответ: Б
В). Покажите стрелками направление ветра между пунктами А и Б, длинной стрелки отразите разницу в атмосферном давлении (силу ветра), масштаб в 1 см – 1 мм
Давление в точке А
760 мм.
757 мм
763 мм
741 мм
Давление в точке Б
765 мм
755 мм
759 мм
744 мм
- ветры меняющие свое направление дав раза в год, летом муссон дует с моря на сушу, а зимой с суши на море.
Образование муссона
Задание1
Т (+ 15°) Т (+ 12°) Т (+ 10°) Т (+ 16°)
Задание 2
Задание 3
ие 4
Определение направления ветра.
с
с
- северный ветер дует с севера
сз
св
ю
- южный ветер дует с юга
з
в
з
- западный ветер дует с запада
юз
юв
- юго-западный ветер дует с юго-запада
юз
ю
сз
- северо-западный ветер дует с северо-запада
в
- восточный ветер дует с востока
Направление ветра определяют с помощью флюгера .
Флюгер – прибор для определения направления ветра
Задание учащимся
Направление.
Название.
А)
1.Северный
Соответствие
Б)
2. Южный
В)
А-
Г)
3. Восточный.
Б-
4. Западный
Д)
В-
Г-
5. Северо- восточный.
Е)
6. Северо – западный.
Ж)
Д-
З)
7. Юго – западный
Е-
8. Юго - восточный
Ж-
З-
Прибор для измерения скорости ветра
Анемометр Санторио
Балл
Скорость, м/с
0
Название ветра
0-0,2
1
0,3-1,5
Штиль
2
3
1,6 – 3,3
Тихий ветер
3,4 – 5,4
Легкий ветер
4
Слабый ветер
5,5 – 7,9
5
8,0 – 10,0
Умеренный ветер
6
7
Свежий ветер
10,1 – 13,8
13,9 – 17,1
Сильный ветер
8
Крепкий ветер
17,2 – 20,7
9
20,8 – 24,4
Очень крепкий ветер
10
11
Шторм
24,5 – 28,4
28,5 – 32,6
Сильный шторм
12
Жестокий шторм
32
Ураган
СИЛА ВЕТРА
Сила ветра определяется по 12-балльной шкале.
Штиль
Девятый вал. Художник И.К. Айвазовский, 1850 г.
Смерч, торнадо
Способ построения розы ветров
РОЗА ВЕТРОВ
с
сз
св
в
з
С
2
Ю
В
4
З
3
СВ
5
СЗ
1
ЮЗ
7
ЮВ
4
3
юв
юз
ю
В течение рассмотренного периода преобладал
северо-западный ветер.
Задание учащимся
Погода на январь2008 года
Погода на январь 2008 года
1
Облачность
2
Облач
но
Осадки
Атмосфе дав
снег
Облач
но
3
безоблачно
снег
Tемпература воздуха, °C
4
755 753
752 750
-
-11 -13
Облач
но
Влажность воздуха, %
5
94 89
-11 -13
760 758
-
Ветер, метр/сек
6
Облач
но
-28 -30
763 761
95 90
Ю-З 5-9
7
Облач
но
снег
-22 -24
95 90
Ю-З 3-6
759 757
Облач
но
снег
8
С 3-6
95 90
-15 -17
756 754
9
Облач
но
снег
Ю-З 3-6
-12 -14
95 90
незначительная
756 754
10
-
С просвет
-11 -13
11
Ю-З 7-12
-
95 90
759 757
Ю-З 3-6
Облач
но
95 90
-
12
759
-14 -16
96 91
-19
748
З 3-6
снег
13
Облач
но
-19
744
96
Ю-В 1-3
-
Облач
но
14
Ю
3-6
94
снег
С просветами
-12
753
95
В
3-5
-16
753
-
95
З
4-6
-14
760 758
Ю-З
2-4
-21 -23
95
Ю-З
3-6
89 84
Ю 2-5
Облачность
15
Осадки
Облач
но
16
Облач
но
17
Атм давлени, мм
-
Tемп воздух, °C
Облач
но
18
-
760 758
безоблачно
Влажность воздуха, %
-24 -26
760 758
-
19
Ветер, метр/сек
767 765
-
20
-18 -20
С просвет
94 89
770 768
-22 -24
95 90
Облач
но
21
-
В 3-6
22
Облач
но
-21 -23
92 87
769 767
С-В 3-6
-
незначительная
93 88
З 1-3
760 758
-21 -23
23
-
759 757
24
90 85
Ю-З 2-5
-15 -17
незнач
-
25
94 89
-14 -16
765
незнач
Ю-З 2-5
-
-21
26
безоблачно
95 90
Ю-З 3-6
-
762
С просвет
95
27
Ю-З 3-6
-21
763
-
28
-
94
-22
незнач
В
2
761
29
-21
94
безоблачно
74
-
C-В
2
94
безоблачно
30
-16
762 760
-
C-В
1
93
безоблачно
757 755
-
31
-17 -19
Ю
3
Ю-В
6
-18 -20
-
92 87
757 755
безоблачно
758 756
89 84
-14 -16
-
Ю-В 2-5
86 81
-14 -16
Ю-В 1-3
754 752
91 86
-15 -17
В 1-3
92 87
Ю 2-5
Ю 3-6
Построение розы ветров за январь 2008 года.
- Вывод: больше всего в январе месяце ветер дул с юго-запада 11 дней, 6 дней - с юга, 4 дня - с юго-востока и 4 дня - с востока, 2 дня – были ветры северо– восточные, и 2 дня, западные, 1 день в январе месяце ветер дул с севера и вообще не было ветров с северо – запада. Это состояние ветров отразилось на температуре месяца, они были не сильно морозные, умеренные для этого месяца нашей Новосибирской области.
Задание учащимся
- Используя текст учебника (параграф 39 «Ветер», пункт 4. «Значение ветра», стр 119) выпишите в тетрадь какое значение играет ветер в природе и в жизни человека.
Ветер – великий работник в природе (перегоняет тучи, облака)
Вырабатывает электроэнергию
Ветер «съедает» горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа
Переносит семена растений и споры грибов
- Ветер – великий работник в природе (перегоняет тучи, облака)
- Очищает воздух (загрязненный воздух уносит из населенных пунктов)
- Вырабатывает электроэнергию
- Ветер «съедает» горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа
- Помогает мореплавателям
- Переносит семена растений и споры грибов
1.Что такое ветер?
2.Дописать схему.
3.Какой ветер показан на рисунке? В какую часть дня? Рис1 Рис 2
4.Какая основная причина образованияветра?
5.Как называется ветер меняющий свое направление два раза в год?
6.Определите направление ветра
7.Как называется прибор для определения скорости ветра?
8.Как называется прибор для определения направления ветра?
9.Как называется диаграмма характеризующая режим ветра?
10. Как называется ветер имеющий силу в 12 баллов?
Домашнее задание .
§ 42, задание на стр 140, воп.4письменно.