СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Всезнающие существительные" для в/д в 4 классе.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "Всезнающие существительные" может быть использована на занятиях во внеурочной деятельности по русскому языку "Учимся создавать проекты" в 4 классе. Создана на основе авторской методики "Проектная деятельность" Олейник О. В., Кабанюк Л. П. Состоит из разработки проекта, интеллектуального тренинга, творческого продукта.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Всезнающие существительные" для в/д в 4 классе.»

Всезнающие существительные. Занятие во внеурочной деятельности в 4 «Б» классе. МБОУ Бутурлиновская СОШ. Учитель Прядунова Л. В.

Всезнающие существительные.

Занятие во внеурочной деятельности

в 4 «Б» классе.

МБОУ Бутурлиновская СОШ.

Учитель Прядунова Л. В.

Разработка проекта. Цель: обобщить знания о правописании безударных окончаний имён существительных. Задачи: собрать информацию о морфологических признаках имён существительных; освоить правописание безударных окончаний этой части речи; создать информационный продукт.

Разработка проекта.

  • Цель: обобщить знания о правописании безударных окончаний имён существительных.
  • Задачи:
  • собрать информацию о морфологических признаках имён существительных;
  • освоить правописание безударных окончаний этой части речи;
  • создать информационный продукт.
Сбор информации. Имя существительное – ведущая и наиболее самостоятельная часть речи. - Какими грамматическими признаками она обладает? (Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, род, число, падеж, склонение.)

Сбор информации.

  • Имя существительное – ведущая и наиболее самостоятельная часть речи.
  • - Какими грамматическими признаками она обладает?
  • (Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, род, число, падеж, склонение.)
Сегодня мы подробно исследуем две категории: род и число. Проведём эксперимент и пройдём путь учёных: как определяют число и род имён существительных.  Известно, что имена существительные изменяются по числам.

Сегодня мы подробно исследуем две категории: род и число. Проведём эксперимент и пройдём путь учёных: как определяют число и род имён существительных. Известно, что имена существительные изменяются по числам.

- Как можно объяснить термины «единственное число» и «множественное число»?  - Назовите окончания имен существительных в единственном числе.  - Сделайте вывод.  - Определите род этих существительных.  - Поставьте эти существительные в форму множественного числа.

- Как можно объяснить термины «единственное число» и «множественное число»? - Назовите окончания имен существительных в единственном числе. - Сделайте вывод. - Определите род этих существительных. - Поставьте эти существительные в форму множественного числа.

-Обнаруживается замечательная особенность нашего языка: во множественном числе большая часть существительных независимо от рода имеет одинаковые окончания: -ы, -и, -а, -я. Эта особенность подчеркивает разумное устройство языка, его экономичность, поскольку главная задача числа – указать на количество предмета, а не на род.

-Обнаруживается замечательная особенность нашего языка: во множественном числе большая часть существительных независимо от рода имеет одинаковые окончания: -ы, -и, -а, -я. Эта особенность подчеркивает разумное устройство языка, его экономичность, поскольку главная задача числа – указать на количество предмета, а не на род.

Гипотеза Все ли существительные могут изменяться по числам? Есть существительные, которые употребляются только во множественном числе. Чаще всего они оканчиваются на -ы, -и. Хотя такие слова могут обозначать и один предмет, и много предметов.

Гипотеза

Все ли существительные могут изменяться по числам?

  • Есть существительные, которые употребляются только во множественном числе. Чаще всего они оканчиваются на -ы, -и. Хотя такие слова могут обозначать и один предмет, и много предметов.
часы  ножницы  брюки  деньги  обои  весы  каникулы

часы ножницы брюки деньги обои весы каникулы

Проблемный вопрос Попробу-ем опреде-лить род этих существительных.

Проблемный вопрос

Попробу-ем опреде-лить род этих существительных.

Вывод У данных существительных нельзя определить род!

Вывод

  • У данных существительных нельзя определить род!

Как определить род имени существительного?

Как определить род имени существительного?

Продолжи…   Если существительное оканчивается на твердый согласный , то перед нами существительное… рода. Если существительное оканчивается на – а (-я), то перед нами существительное… рода. Если существительное оканчивается на – о (е) , то перед нами существительное… рода.

Продолжи…

  • Если существительное оканчивается на твердый согласный , то перед нами существительное… рода.
  • Если существительное оканчивается на – а (-я), то перед нами существительное… рода.
  • Если существительное оканчивается на – о (е) , то перед нами существительное… рода.
Подумай! Ко всем ли существительным можно подставить местоимения «мой», «моя», «моё»?

Подумай!

  • Ко всем ли существительным можно подставить местоимения «мой», «моя», «моё»?
тюль  шампунь  мозоль  кофе  рояль  вуаль  пальто

тюль шампунь мозоль кофе рояль вуаль пальто

Как определить род у таких существительных?

Как определить род у таких существительных?

Посмотреть в словаре!

Посмотреть в словаре!

Для русского языка характерен ещё и общий род, то есть существительные могут обозначать как лиц женского пола, так и лиц мужского пола. Это существительные на –а (-я), которые обозначают одушевленные лица:

Для русского языка характерен ещё и общий род, то есть существительные могут обозначать как лиц женского пола, так и лиц мужского пола. Это существительные на –а (-я), которые обозначают одушевленные лица:

судья  ябеда  грязнуля  забияка  плакса  умница  задира  чистюля

судья ябеда грязнуля забияка плакса умница задира чистюля

Ещё нужно обратить внимание на наименование профессий. Большинство этих слов – только мужского рода. Таких слов в русском языке более 200!

Ещё нужно обратить внимание на наименование профессий. Большинство этих слов – только мужского рода. Таких слов в русском языке более 200!

Агроном  библиотекарь  врач  геолог  доктор  диктор  мастер  режиссёр

Агроном библиотекарь врач геолог доктор диктор мастер режиссёр

Точно определить, о ком идёт речь (о мужчине или о женщине), можно по контексту, то есть по ходу текста, речи.

Точно определить, о ком идёт речь (о мужчине или о женщине), можно по контексту, то есть по ходу текста, речи.

Практикум.   Применим полученные знания на практике. Интеллектуальный тренинг. 1. Поставьте ударение в словах: арбуз, столяр, верба, гусеница, ремень, портфель, договор, алфавит, хворост, понял, поняла, звонит, позвонишь. 2. Определите род существительных: тюль, рояль, такси, туннель, шампунь, мозоль, какао, фасоль, повидло.

Практикум.

  • Применим полученные знания на практике.
  • Интеллектуальный тренинг.
  • 1. Поставьте ударение в словах: арбуз, столяр, верба, гусеница, ремень, портфель, договор, алфавит, хворост, понял, поняла, звонит, позвонишь.
  • 2. Определите род существительных: тюль, рояль, такси, туннель, шампунь, мозоль, какао, фасоль, повидло.
Практикум 3. Образуйте форму множественного числа от данных существительных: профессор, пастбище, доктор, сторож, инженер, слесарь, стакан, полотенце, катер, аэропорт. 4. Есть ли среди существительных среднего рода одушевленные имена существительные? Если есть, приведите примеры.

Практикум

  • 3. Образуйте форму множественного числа от данных существительных: профессор, пастбище, доктор, сторож, инженер, слесарь, стакан, полотенце, катер, аэропорт.
  • 4. Есть ли среди существительных среднего рода одушевленные имена существительные? Если есть, приведите примеры.
Итоги занятия. - Какой проект начали разрабатывать? -Какая проблема этого проекта? -Как учёные делают открытия и выводы?

Итоги занятия.

  • - Какой проект начали разрабатывать?
  • -Какая проблема этого проекта?
  • -Как учёные делают открытия и выводы?