ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ НА ТЕМУ: «Внедрение ФГОС в начальной школе». Из опыта работы.
Автор: учитель начальных классов Яценко Инна Викторовна МБОУ «Новоивановская средняя школа»
ПЛАН:
- Отличие ФГОС второго поколения.
- Системно-деятельностный подход. Что и как?
- Формирование УУД, контроль.
Чем отличается новый стандарт от предыдущих?
1. Опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования. 2. Ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. 3. Отличие в структуре. ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства. Особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь заключается трехсторонний договор между родителями , образовательным учреждением и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны.
Главная задача школы предоставить обучающимся качественное образование
ЗАПРОС ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА….
Росси нужны личности, способные к самостоятельным решениям в своей жизни, умеющим найти выход из затруднительных ситуаций, построить свою жизнь так, чтобы достичь определенного результата и осуществления своей мечты. Не ждать от государства, а вносить свой вклад в развитие. С этим согласны и родители. Им тоже хочется вырастить самостоятельного ребенка – целеустремленного и знающего, что делать в жизни.
Что может сделать школа для решения этой задачи? Новый ФГОС основывается на системно-деятельностном подходе, который и призван научить детей учиться .
Системно-деятельностный подход – это:
- решение, предложенное самим учеником;
- выводы, к которым пришел сам ученик;
- самостоятельно выполненная работа.
Другими словами: нужно дать ученику не рыбу, а удочку, чтобы он смог прокормить себя. Задача учителя – удочка должна быть качественной. Это база знаний.
Я считаю, что важными направлениями для учителя могут стать: групповая работа, проектная деятельность, работа с одаренными.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.
Трудность работы в 1 классе – это недостаток эмпирического опыта, т.е. жизненного. Но может быть это и прелесть работы. Незаангажированность жизнью, детская непосредственность может дать интересные гипотезы, решения, даже утверждения.
ВАЖНЫЙ ЭТАП УРОКА – ЭТО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
- что должны сделать с буквой
- переход через 10
- показ образца
- на основе результатов проверочной работы.
Очень приятный и полезный момент урока – это рефлексия, когда спрашиваю у детей: эту задачу мы выполнили? Как оцените – было легко; было трудно, но мы все поняли; было сложно(тогда нужно вернуться к этому вопросу на следующем уроке).
И в конце урока итог – что нового узнали?
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – математика
- числовая прямая
- Монеты – присчитывание по частям, перестановка слагаемых(групповая работа). Из жизни
- (внеур) Модели – прямой угол. Практика вокруг
- (внеур) черчение треугольника
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – русский язык и чтение.
- Воспитывание орфографической зоркости – пропуск буквы, которую не знаешь.(сообщение)
- «живые буквы» правило запоминается(праздник)
- Работа с иллюстрациями(папка)
- (внеуроч) кроссворды, ребусы, шарады.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – окружающий мир
- Очистка воды – с помощью картинки поиск информации
- (внеуроч)Групповая проектная работа «Растения пришкольной территории. Гербарий»
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – технология
- Урок – изготовление елочки (фото)
Групповая работа. Освоение задач в 2 действия. Поставить вопрос и решить. Когда известны оба числа, какой вопрос можно поставить? (схемы в помощь) Решить.
Моделирование задач. Определение части и целого.
1 класс-Работа в группах
Специально даю неточное задание: составить робота из геометрических фигур. Посмотрели друг у друга, поспорили. У всех получаются разные роботы. Рефлексия – почему? Дети ответили, что непонятно какая должна быть голова, руки, ноги. Уточняю задание. Получаются одинаковые фигуры. Использование знаковой системы исключает страх перед неправильно сделанным заданием.
1 класс – работа в парах. Составь с соседом сказку по картинке и проинсценируйте ее. Цель: учиться чувствовать друг друга, подбирать нужные метапредметные знания. Самооценка – как им самим понравилось выступление и оценка слушателей.
1 класс. Интерактивная игра «Соберись, предложение!»(«Броуновское движение»).
Цель: ускорение техники чтения – чтение целыми словами. У каждого слово. Нужно собрать их в предложения по образцу текста в «Азбуке». Назначаю ответственных за предложение – быстрочитающих детей. Итог: самое главное – справились, презентовали предложение. Самооценка: быстрее стали читать, причем несколько раз некоторые слова.
Как закрепление навыков чтения целыми словами, установления связей между словами, игра «Собери предложение» в группах, которые сложились в процессе первой игры. Цель: ускорение техники чтения. Самооценка: презентация предложений, незаметно научились читать слова с неизученной буквой, сложные задания, но интересные. В продолжение темы – остаются дети с теми словами, в которых новая буква. Далее интерактивная игра «Составление сказки» из оставшихся слов «цепочкой». Ситуация успеха была на уроке не раз.
Моя роль: коррекция ошибок, обращение внимания детей на правописание, определились новые лидеры.
1 класс-Работа в группах
Усложненное задание : составить мальчика и девочку по элементам одежды, а неверные детали обменять у той группы, у которой они есть. Рефлексия – дети понимают, каких деталей не хватает, они должны обойти все группы, пообщаться друг с другом и вежливо! попросить свою.
А этой группе пришлось помогать всем вместе!
«ходоки» пошли на поиски
4 класс – проектно-групповая работа : «Путешествие по карте Украины. Рекорды Украины». Цель: в процессе познания материала учиться чувствовать значимость каждого члена группы, распределению ролей в группе. Этап урока – дидактическая игра «Составляем книгу рекордов Украины». Группы: «Водолазы», «Зеленые», «Земля». Я даю им только текст по каждому разделу. Дети знакомятся, должны выбрать соответствующую карточку с рекордом(следовательно, в текст обращаются много раз и запоминают главное). Карточки наклеивают на свой лист. Далее презентация этих карт с рекордами, самооценка – насколько больше и что они узнали о рекордах Украины.
4 класс – деловая игра «Дом мира». Цель: взаимодействие в группах, обсуждение мнения друг друга . Каждой группе раздаются карточки с понятиями «дружба», «уважение мнения других», «доброта», «уважение ценности жизни» и т.д. дети по группам создают свой «дом мира», презентуют его. Рефлексия- далее обсуждение – те ли «кирпичики» легли на свое место в доме у каждой группы.
4 класс - Дискуссионный клуб «Встать, суд идет». Суд над войной. Цель: учить рассуждать, доказывать, слушать друг друга, учиться уважать мнение другого. Две группы: одна доказывает, что война – это хорошо, другая – это плохо. Ребята не только высказывали свои версии, но и корректировали высказывания друг друга, доказывали на конкретных примерах свои аргументы. Рефлексия по «линейке рефлексии 0 – 10» до и после дискуссии.
3 – 4 классы. «Суды» по группам – адвокаты и обвинители , я – прокурор ( приговор за мной, т. к. нужно правильно корректировать личностные взаимоотношения. «Судили» золотую рыбку, Незнайку, Крокодила Гену (в определенных ситуациях). Рефлексия от моего имени как итог. Цель: нестандартное отношение к событиям, но в итоге я вывожу детей на выводы, соответствующие нормам жизни в обществе. Потом дети сами уже формулируют свой вердикт сообразно общественным нормам.
Структура урока по Выготскому (развивающее обучение)
- Создание ситуации успеха (стартовая рефлексия). у – У.
2. Создание ситуации интеллектуального разрыва ( нате вам то, что не учили). У.
3. Потребность – мотивация . у.
4. Постановка учебной задачи. у.
5. Решение учебной задачи. у.
6. Этап решения частных задач. У – у.
7. Контроль. у – У.
8. Этап оценки. у – У .
Структура урока по Пиаже
- Актуализация опорных знаний. У .
- Мотивация. У.
- Сообщение новой темы. У.
- Ознакомление с новым материалом. У.
- Систематизация и обобщение. У – у.
- Контроль. У.
- Повторение и закрепление. У – у.
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ
Всероосийские дистанционные олимпиады
апрель
Математика – 10 чел.( 1чел-1 место,2чел.-2 место, 4чел.-3 место )
Русский язык – 6 чел(3чел.-1 место, 1чел-2 место,1 чел-3 место )
Окружающий мир – 3 чел.( 2чел.-2 место., 1 чел.- 3 место )
Чтение – 3 чел.( 1 чел.-2 место, 2чел.-3место )
январь
Математика – 7 чел.
( 2чел-1 место, 3чел-2место,1чел-3место )
Русский язык – 4 чел.
( 3чел- 2 место )
Окружающий мир – 5 чел.
( 4чел-1 место )
Вопросы по ОБЖ – 3 чел.
( 2чел-1 место, 1чел-3 место )
ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЕСТЬ СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕКУЩИЕ ДИАГНОСТИКИ.
Мои первоклассники не устают цитировать пословицу:
«Не стыдно не знать, стыдно не учиться»
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УУД – 2 ЧЕТВЕРТЬ 1 класс 2014/2015уч.г.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ