У р о к по окружающему миру
Зачем нужна гигиена
Цели: воспитывать в детях потребность соблюдать правила гигиены, способствовать формированию потребности вести здоровый образ жизни.
Оборудование: таблицы по гигиене, толковый словарь С. И. Ожегова, карточки с пословицами.
Ход урока
I. Анализ проверочной работы.
II. Изучение нового материала.
1. С о о б щ е н и е т е м ы у р о к а.
– Прочтите тему урока. Что сегодня будет главным на уроке?
2. П р а к т и к а п о д р у к о в о д с т в о м у ч и т е л я.
1) Выяснение понятия.
– А что такое гигиена? (Выслушиваются ответы детей.)
– А теперь послушайте, какое определение этого понятия даёт
С. И. Ожегов в толковом словаре. (Зачитывает ученик.)
Гигиена – раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья.
– Слово гигиена пришло к нам из греческого языка и означает здоровый. И это неслучайно. Ведь именно в Древней Греции существовал культ здорового тела.
Запишите это понятие в «Мой словарь и справочник» (рабочая тетрадь).
2) Работа в микрогруппах.
Народы всего мира уделяют большое внимание вопросам гигиены. Об этом говорят пословицы разных народов мира.
Каждая группа получает карточки с пословицами, обсуждает их смысл и сообщают свои объяснения.
1-я г р у п п а – Болезнь с грязью в дружбе. (Дагестанская.)
2-я г р у п п а – В трёх водах лучше мыть, чем в одной. (Сербская.)
3-я г р у п п а – Вода и мыло – большая сила. (Русская.)
4-я г р у п п а – Чисто жить – здоровым быть. (Удмуртская.)
5-я г р у п п а – Руки моют не после обеда. (Армянская.)
6-я г р у п п а – Чистота – лучшая красота. (Китайская.)
В ы с л у ш и в а ю т с я с о о б щ е н и я г р у п п.
– Что общего у этих пословиц? (Все о том, как важно соблюдать правила гигиены.)
– О чём это говорит? (Гигиена важна для всех народов мира.)
– Расскажите, как вы следите за чистотой своего тела.
– Какое это имеет значение для вас?
3) Самостоятельная работа в парах.
Чтение текста, с. 74–76. Прочитать текст, подготовиться ответить на вопросы.
4) Рефлексия.
– Почему именно Греция стала родиной Олимпийских игр?
– Откуда к нам пришло слово гимназия?
– Почему чистая кожа считается залогом безопасности нашего здоровья? Обоснуйте свой ответ.
– Почему баня всегда считалась лучшим средством для очищения, обеззараживания и лечения некоторых болезней?
– Кто такие «моржи»? Что вы о них знаете?
5) Чтение и обсуждение стихотворения.
– Закаливание очень важно для организма. Послушайте стихотворение И. Семёнова «Всем, кто хочет быть здоров». (Читают заранее подготовленные дети.)
1-й ученик. Говорил я им зимой:
Закалялись бы со мной.
Утром бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий!
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать.
Ноги мыть водой холодной.
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет.
Не послушались – болеют!
2-й ученик. Поздно поняли мы, братцы,
Как полезно закаляться.
Кончим кашлять и чихать –
Станем душ мы принимать
Из водицы ледяной.
3-й ученик. Погодите! Ой-ой-ой!
Крепким стать нельзя мгновенно.
Закаляйтесь постепенно.
– Что можете сказать о стихотворении?
– В чём смысл этого стихотворения?
– А вот послушайте, как о своём секрете долголетия рассказывает известный учёный-медик Г. Н. Сперанский: «Часто меня спрашивают: вот вы прожили долгую жизнь и ни разу серьезно не болели. В чем заключается ваш секрет? И я отвечаю на это: есть у меня «тайное оружие», и оружие это – физическое воспитание. Спорт вошел в мою жизнь достаточно рано. Мне нравилось кататься на коньках. Лишнего времени не имел, так что иной раз выходил на лед ночью и катался в одиночестве. А лыжи! Вообще я считаю их идеальным видом спорта. Лыжня, вьющаяся между елями, – это дорога здоровья. Я занимался фактически всеми видами спорта. Например, ездой на велосипеде… Сегодня мне 95 лет, и у меня достаточно сил, чтобы работать без оглядки на себя, с полной отдачей. Кто-нибудь, видимо, скажет: это исключительная работоспособность. Нет, не исключительная. Каждый человек обязан бороться за долголетие, обязан думать о том, чтобы в преклонном возрасте сохранить бодрость, хорошее настроение, спортивную форму.
Если кто-то из вас еще не дружит со спортом, измените скорее свою позицию: начинайте заниматься спортом уже сегодня, не откладывайте даже на понедельник! Помните только об одном: любая система тренировок заключается в постепенном увеличении нагрузок, поэтому осторожно повышайте нагрузки и не спешите переходить к более сложным физическим упражнениям».
– О каком секрете сохранения работоспособности рассказывает академик Г. Н. Сперанский?
– Какими правилами тренировки пользовался ученый?
III. Итог урока.
Р е ф л е к с и я д е я т е л ь н о с т и.
– При подведении итогов урока поработаем с таблицами. Какие правила личной гигиены в них отражены? (Высказывания детей.)
Домашнее задание.
С. 74–76, нарисовать свои плакаты по гигиене в виде знаков.