СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Задачи, приводящие к понятию производной

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация Задачи, приводящие к понятию производной

Просмотр содержимого документа
«Презентация Задачи, приводящие к понятию производной»

Задачи, приводящие к понятию производной. Y 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 X 0 10 9 7 6 5 4 3 2 1 8

Задачи, приводящие к понятию производной.

Y

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

X

0

10

9

7

6

5

4

3

2

1

8

В начале было слово. К понятию производной можно прийти, рассматривая, например, такое широко используемое в физике понятие, как мгновенная скорость неравномерно движущегося тела. Мы познакомились с этим понятием, изучая в курсе физики раздел кинематики, а точнее кинематики прямолинейного неравномерного движения.

В начале было слово.

  • К понятию производной можно прийти, рассматривая, например, такое широко используемое в физике понятие, как мгновенная скорость неравномерно движущегося тела.
  • Мы познакомились с этим понятием, изучая в курсе физики раздел кинематики, а точнее кинематики прямолинейного неравномерного движения.
Совершенно верно. Как же Вы представляете себе мгновенную скорость? Что это такое?    Мгновенной скоростью тела называют скорость, которую оно имеет в данный момент времени (в данной точке траектории)
  • Совершенно верно. Как же Вы представляете себе мгновенную скорость? Что это такое?
  • Мгновенной скоростью тела называют скорость, которую оно имеет в данный момент времени (в данной точке траектории)
 А как Вы представляете себе мгновенную скорость?    Так и представляю… Если тело движется равномерно, то в разные моменты времени его скорость одинакова. Если тело движется неравномерно (ускоряясь или замедляясь, то в разные моменты времени его скорость будет, вообще говоря, различной
  • А как Вы представляете себе мгновенную скорость?
  • Так и представляю… Если тело движется равномерно, то в разные моменты времени его скорость одинакова. Если тело движется неравномерно (ускоряясь или замедляясь, то в разные моменты времени его скорость будет, вообще говоря, различной
 Разве Вы не чувствуете, что фраза «скорость в данный момент времени» не более как синоним фразы «мгновенная скорость»? Как говорится, «что в лоб, что по лбу». Термин «скорость в данный момент времени нуждается в разъяснении в той же мере, в какой нуждается в нём термин «мгновенная скорость».   Физик эту проблему решает просто. У него есть приборы, например, спидометр. А математик создаст математическую модель процесса. Итак, проблема поставлена. Приступим к её решению.
  • Разве Вы не чувствуете, что фраза «скорость в данный момент времени» не более как синоним фразы «мгновенная скорость»? Как говорится, «что в лоб, что по лбу». Термин «скорость в данный момент времени нуждается в разъяснении в той же мере, в какой нуждается в нём термин «мгновенная скорость».
  • Физик эту проблему решает просто. У него есть приборы, например, спидометр. А математик создаст математическую модель процесса.

Итак, проблема поставлена. Приступим к её решению.

Остановись мгновенье –  мы тебя исследуем !  Сначала мы определили «территорию» своих исследований. В каких ещё науках математика поможет решить подобную проблему.  Оказалось, что связь между количественными характеристиками самых различных процессов, исследуемых физикой, химией, биологией, экономикой, техническими науками, аналогична связи между путём и скоростью.  Основным математическим понятием, выражающим эту связь является производная.

Остановись мгновенье –

мы тебя исследуем !

Сначала мы определили «территорию» своих исследований. В каких ещё науках математика поможет решить подобную проблему.

Оказалось, что связь между количественными характеристиками самых различных процессов, исследуемых физикой, химией, биологией, экономикой, техническими науками, аналогична связи между путём и скоростью.

Основным математическим понятием, выражающим эту связь является производная.

Производная  Центральные понятия дифференциального исчисления – производная и дифференциал возникли при рассмотрении большого числа задач естествознания и математики, приводивших к вычислению пределов одного и того же типа. Важнейшие среди них – физическая задача определения скорости неравномерного движения и геометрическая задача построения касательной к кривой. Рассмотрим подробно каждую из них.

Производная

Центральные понятия дифференциального исчисления – производная и дифференциал возникли при рассмотрении большого числа задач естествознания и математики, приводивших к вычислению пределов одного и того же типа. Важнейшие среди них – физическая задача определения скорости неравномерного движения и геометрическая задача построения касательной к кривой.

Рассмотрим подробно каждую из них.

Будем вслед за итальянским учёным Г.Галилеем изучать закон свободного падения тел. Поднимем камешек и затем из состояния покоя отпустим его. Движение свободно падающего тела явно неравномерное. Скорость v  постепенно возрастает. Но как именно выглядит зависимость v(t) ?

Будем вслед за итальянским учёным Г.Галилеем изучать закон свободного падения тел. Поднимем камешек и затем из состояния покоя отпустим его. Движение свободно падающего тела явно неравномерное. Скорость v постепенно возрастает. Но как именно выглядит зависимость v(t) ?

Фиксируем момент t , в который мы хотим знать значение скорости v(t) . Пусть h – небольшой промежуток времени, прошедший от момента t . За это время падающее тело пройдёт путь, равный s(t+h)-s(t) . Если промежуток времени h очень мал, то приближённо  s(t+h)-s(t) ≈v(t)∙h , или , причём  последнее приближённое равенство тем точнее, чем меньше h . Значит величину v(t)  скорости в момент t можно рассматривать как предел , к которому стремится отношение, выражающее среднюю скорость на интервале времени от момента t до момента t+h . Сказанное записывают в виде

Фиксируем момент t , в который мы хотим знать значение скорости v(t) . Пусть h – небольшой промежуток времени, прошедший от момента t . За это время падающее тело пройдёт путь, равный s(t+h)-s(t) .

Если промежуток времени h очень мал, то приближённо

s(t+h)-s(t) ≈v(t)∙h , или , причём

последнее приближённое равенство тем точнее, чем меньше h . Значит величину v(t) скорости в момент t можно рассматривать как предел , к которому стремится отношение, выражающее среднюю скорость на интервале времени от момента t до момента t+h .

Сказанное записывают в виде

Задача о мгновенной скорости Предел средней скорости за промежуток времени от t 0  до t при t → t 0 , называется мгновенной скоростью v(t 0 ) в момент времени t 0  v(t 0 ) =

Задача о мгновенной скорости

  • Предел средней скорости за промежуток времени от t 0 до t при t t 0 , называется мгновенной скоростью v(t 0 ) в момент времени t 0

v(t 0 ) =

А л г о р и т м  ∆ t = t – t 0   ∆x = x – x 0 ∆ v = v(t+t 0 ) - v(t 0 ) ∆f = f(x+x 0 ) – f(x 0 ) . .

А л г о р и т м

  • t = t – t 0 ∆x = x – x 0
  • v = v(t+t 0 ) - v(t 0 ) ∆f = f(x+x 0 ) – f(x 0 )
  • .
  • .

Рассмотрим теперь другой классический пример, который решается в терминах производной, - построение касательной к кривой. Требуется построить прямую Т, касательную в т. А к кривой – графику функции y = f(x) .

Рассмотрим теперь другой классический пример, который решается в терминах производной, - построение касательной к кривой. Требуется построить прямую Т, касательную в т. А к кривой – графику функции y = f(x) .

Задача о касательной к графику функции y А В y = f(x) М(х ,у) ∆ f(x) = f(x) - f(x 0 ) М 0 (х 0 ,у 0 ) С ∆ х =х-х 0 tg β =   β x 0 x x При х →х 0

Задача о касательной к графику функции

y

А

В

y = f(x)

М(х ,у)

f(x) = f(x) - f(x 0 )

М 0 0 0 )

С

х =х-х 0

tg β =

β

x 0

x

x

При х →х 0

А л г о р и т м 1)  ∆x = x – x 0 2) ∆f = f(x+x 0 ) – f(x 0 ) 3)  4)

А л г о р и т м

1) ∆x = x – x 0

2) ∆f = f(x+x 0 ) – f(x 0 )

3)

4)

Задача о скорости химической реакции Средняя скорость растворения соли в воде за промежуток времени [t 0 ; t 1 ] ( масса соли, растворившейся в воде изменяется по закону х = f(t)) определяется по формуле . Скорость растворения в данный момент времени

Задача о скорости химической реакции

Средняя скорость растворения соли в воде за промежуток времени [t 0 ; t 1 ] ( масса соли, растворившейся в воде изменяется по закону х = f(t)) определяется по формуле .

Скорость растворения в данный момент времени

А л г о р и т м  ∆ t = t – t 0   ∆x = x – x 0 ∆ f = f(t 1 ) - f(t 0 ) ∆f = f(x) – f(x 0 ) . .

А л г о р и т м

  • t = t – t 0 ∆x = x – x 0
  • f = f(t 1 ) - f(t 0 ) ∆f = f(x) – f(x 0 )
  • .
  • .

1 y y = f(x) A D M 0 C x O B Какая из прямых - АВ или С D - касается кривой в точке М 0 ?

1

y

y = f(x)

A

D

M 0

C

x

O

B

Какая из прямых - АВ или С D - касается кривой в точке М 0 ?

2 Следует ли считать понятия «прямая касается кривой» и «прямая пересекает кривую» взаимоисключающими ?

2

Следует ли считать понятия «прямая касается кривой» и «прямая пересекает кривую» взаимоисключающими ?

3 y x  А 0 В  С D E F Определите точки, в которых касательная существует, и точки, в которых касательная не существует

3

y

x

А 0 В С D E F

Определите точки, в которых касательная существует, и точки, в которых касательная не существует

 y 4 M  y=f(x) ∆ y T  M 0  ∆ x  x 0 x 0 + ∆x  x  0 Убедитесь, что угловой коэффициент касательной к графику функции y = f(x) можно определить по формуле

y

4

M

y=f(x)

∆ y

T

M 0

∆ x

x 0 x 0 + ∆x

x

0

Убедитесь, что угловой коэффициент касательной к графику функции y = f(x) можно определить по формуле

5 Найдите угловой коэффициент касательной к параболе у = х 2 : а) в точке (1;1); б) в точке ( х 0  ; ). Используя полученный результат, найдите способ построения касательной в любой точке параболы.

5

  • Найдите угловой коэффициент касательной к параболе у = х 2 :
  • а) в точке (1;1);
  • б) в точке ( х 0 ; ).
  • Используя полученный результат, найдите способ построения касательной в любой точке параболы.
6 Найдите угловой коэффициент касательной к кривой у = х 3 в точках ( х 0 ; ); (1 ; 1); (0 ; 0). Как построить касательную к кривой у = х 3 в любой её точке ? Какая прямая является касательной в токе (0 ; 0) ?

6

  • Найдите угловой коэффициент касательной к кривой у = х 3 в точках ( х 0 ; ); (1 ; 1); (0 ; 0).
  • Как построить касательную к кривой у = х 3 в любой её точке ? Какая прямая является касательной в токе (0 ; 0) ?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!