ГПОУ ТО «Тульский государственный коммунально-строительный техникум»
Здоровые родители –
здоровые дети
Объект работы – физическое воспитание детей.
Предмет работы – воспитание детей в семье.
Задачи:
- раскрыть важнейшие педагогические принципы и методические рекомендации для физических занятий с детьми;
- изучить роль семьи в физическом воспитании детей.
Кто, как не родители, призваны принять активное участие в решении проблемы физического воспитания детей?
"Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд родителей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.
В.А. Сухомлинский.
Начало обучения здоровому образу жизни у детей начинается с того, что они берут пример с собственных родителей. Физиологические особенности организма ребёнка заложены уже на генетическом уровне. Но как сделать первые шаги в обучении ребёнка занятиям спортом? Здесь есть множество советов и рекомендаций, однако неизменным остается одна прописная истина – только у здоровых родителей может быть здоровый ребёнок.
Начальный этап ознакомления детей со спортом
Во время занятий ценятся главным образом те упражнения, которые ребенок выполняет с радостью, без нажима со стороны взрослых, не подозревая о том, что подчиняется их желаниям.
Краткая характеристика
первых шагов к спорту
Грудной возраст (до 1 года)
На первом месяце жизни ребенок
должен самостоятельно двигаться.
В 2 – 3 месяца кладите ребенка на
животик, берите его на руки и, показывая игрушку, стимулируйте движения мышц шеи.
С 4 – 6 месяцев к уже освоенным движениям добавляйте переворот ребенка на бок и на животик.
В 7 – 9 месяцев побуждайте ребенка ползать, сидеть и стоять, а некоторых детей уже можно учить ходить, держась за какую-либо опору.
В 10 – 12 месяцев продолжайте развивать у ребенка умение ползать, стоять и ходить, опираясь на что-нибудь, а затем побуждайте его к первым самостоятельным шагам.
Младший возраст (от 1 года до 3 лет)
На 2-ом году жизни главная задача родителей – поддерживать врожденное стремление ребенка к разнообразным движениям, учить его менять позы и положения.
На 3-ем году жизни интенсивно развивается подвиж-ность рук и ног, ребенок набирает силы. Задача родителей – способствовать всестороннему развитию у ребёнка умения ходить, бегать, прыгать и т.д.
Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)
На 4-ом году жизни задача родителей вырабатывать у ребенка правильную осанку и легкую, красивую походку.
На 5-ом году жизни ребенок быстро ориентируется в новых ситуациях, в состоянии выполнять ритмические движения.
На 6-ом году ребенок должен показать, что им освоены все основные виды движений. Его умственно и физически нужно приготовить к школьной работе.
Школьный возраст (от 6 до 17 лет)
Ребенок приобщается к более серьезным подвижным командным играм – футбол, баскетбол, волейбол и др. Родители записывают своих детей
на различные спортивные кружки и занятия: плавание, танцы, футбол, теннис, восточные единоборства.
Этот возраст наибольшей активности у детей, поэтому необходимо грамотно распределить нагрузки своего ребенка, сочетая школьные занятия и его досуг.
Советы родителям при выборе спортивной специализации
Систематические занятия любым видом спорта развивают силу мышц, выносливость, быстроту и ловкость. Однако «вес» этих качеств в разных видах спорта различен. Вот почему для занятий тем или иным видом спорта необходим предвари-тельный совет со спортивным педагогом и врачом.
При этом учитывают состояние здоровья и характер физического развития школьника, а также возможное влияние на развитие его организма тренировочных занятий. Занятия спортом должны проводиться под руководством тренера.
Невозможно представить себе занятий физкультурой и спортом без соревнований. Но спортивные соревнования для подростков – это не только физическая, но и большая эмоциональная нагрузка. А слишком высокая нагрузка на нервную и эндокринную системы может привести к нежелательным, даже к тяжелым срывам. Вот почему специальными указаниями строго регламентируется возраст, с которого подростки могут участвовать в соревнованиях различного масштаба.
Точно предугадать возможности будущего спортсмена – дело трудное. И поэтому предпочтение самого ребенка надо учитывать, прежде всего. Страстное желание иной раз в состоянии пробудить способности. Надо всегда помнить, что эмоции в спорте играют большую стимулирующую роль. Учитывая физическое развитие ребенка, можно предсказать, в каком виде спорта он может преуспеть.
Возможности приобщения детей к спорту велики.
Долг родителей – использовать эти возможности
на благо воспитания всесторонне развитого человека.
Совместные занятия физкультурой детей и родителей
Культура семейных отношений и физическая культура – нерасторжимое единство, звенья одной цепи. Совместные занятия физкультурой и спортом укрепляют силы «внутреннего притяжения», увеличивают «потенциал доверия» семьи. Физкультура и спорт – это та сфера, которая раскрепощает родителей и детей, уменьшает дефицит их общения, прививает иммунитет против вредных привычек.
В физическом воспитании главным является формирование физкультурно-гигиенических навыков. Навыки четкого режима учебы и сна, рационального проведения свободного времени, утренняя гимнастика, водные процедуры – все это превращается со временем в само собой разумеющиеся принципы организации каждого дня.
Родители должны научить ребёнка наиболее важным двигательным умениям и навыкам, чтобы он в любое время года мог найти, чем заняться. Обеспечить его необходимым физкультурным инвентарем. Не забывать поинтересоваться, как прошло его свободное время.
Совместные занятия предполагают следующие положительные результаты:
- пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
- углубляют взаимосвязь родителей и детей;
- предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
- позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.
Совместный физкультурный досуг в значительной мере «снимает» проблему распределения семейных дел
Бодрящая прогулка или пробежка, загородный поход или «лыжный десант» - наилучшие возможности «всесемейного досуга». Эмоциональный заряд, получаемый от совместных занятий физкультурой и спортом, расходуется всегда позитивно.
Чувство товарищества и взаимной симпатии хорошо знакомо спортсменам – членам общей команды или секции. Нечто подобное, только на более высоком уровне, возникает и в спортивных семьях. В такой семье придерживаются принципа «вместе работать – вместе отдыхать».
Участие в спортивно-массовых мероприятиях
Прекрасно, если родители учат ребенка, помогают ему и вдобавок сами участвуют в школьных соревнованиях. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными. В каком выигрыше будет школа, если возьмется за проведение таких совместных спортивных мероприятий!
Пусть даже это будет просто физкультурный праздник. Вспомним дух народных забав, развлечений, главное в них – не стремление к первенству, а возможность принять участие, попробовать свои силы, получить удовольствие от движения, от игры.
Хочется надеяться, что у родителей проснется интерес к гармоничному развитию личности ребенка, с тем чтобы они сами активно занимались с ними физкультурой и таким образом способствовали укреплению взаимоотношений в семье, воспитанию любви и уважения детей к родителям. Наукой доказано, что совместные занятия физическими упражнениями родителей с ребенком являются источником радости, обогащают и оздоравливают семейную жизнь.
Не каждый из малышей станет чемпионом, но каждый обязательно должен вырасти крепким и здоровым. Когда люди говорят о счастье, они, прежде всего, желают друг другу здоровья.
Так пусть дети будут здоровыми и счастливыми.
А это значит, что здоровыми и счастливыми будем мы все.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
- Резервы здоровья наших детей; Б.П.Никитин, Л.А.Никитина; Москва, «Физкультура и спорт»; 1990
- Активный отдых; Н.В.Гуреев; Москва, «Советский спорт»; 1991
- Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет; В.И.Теленчи; Москва, «Просвещение»; 1987
- lib.sportedu.ru
- fiz-kult.ru
- ru.wikipedia.org
- http://www.openclass.ru/node/250604
- http://www.refsru.com/referat-1140-3.html
Желаем ЗДОРОВЬЯ КРЕПКОГО, ЧТО В ЖИЗНИ ВСЕГО ЦЕННЕЙ,
Лелеять мечту заветную, всем сердцем стремиться к ней.
Пусть сбудутся все желания, жизнь будет всегда щедра,
Желаем во всём понимания, ЗДОРОВЬЯ, тепла и добра!