Здравствй, домра !
Подготовила
Краснопивцева Т.В.
преподаватель
МКОУ ДО « Обоянская детская школа искусств»
Курской области
Цели проекта
- популяризация народных музыкальных инструментов и образцов народной музыки, приобщение ребёнка к различным видам музыкального творчества, воспитание духовных ценностей и нравственных идеалов, знакомство ребёнка с образцами национальной и мировой культуры, формирование толерантности в детско-подростковой среде
- популяризация народных музыкальных инструментов и образцов народной музыки,
- приобщение ребёнка к различным видам музыкального творчества,
- воспитание духовных ценностей и нравственных идеалов,
- знакомство ребёнка с образцами национальной и мировой культуры,
- формирование толерантности в детско-подростковой среде
2
Задачи проекта
познакомить учащихся с русским народным инструментом - домрой
развивать эмоциональную сферу ребёнка
воспитывать любовь к семье, дому, природе родного края, к Родине, уважения к людям
3
Ожидаемые результаты
проявление интереса к народной музыке и современным исполнителям на русских народных инструментах,
развитие эмоциональной сферы ребёнка,
повышение интеллектуальных способностей ребёнка
4
Русский народный инструмент - домра
Народные инструменты являются неотъемлемой частью истории русской культуры. Любой человек должен изучать свою историю, свои корни.
В настоящее время люди, узнав, что я играю на домре, исконно русском инструменте, нередко задают вопрос – «А что это?». Другие, услышав «домра», спешат продемонстрировать свою просвещенность и уточняют: «Знаем, это такая балалайка, круглая только». И лишь немногие представляют домру действительно как музыкальный инструмент, обладающий собственным звучанием и неповторимым тембром.
Как же так получается? Ведь домра является русским народным инструментом! Вот, например, балалайка известна всем. Скрипку знают даже дети, а домру еще и не каждый русский человек назовет. Чтобы прояснить причину такого парадокса, надо обратиться к истории .
в х веке Основными носителями музыки были скоморохи
Скоморохи играли на различных инструментах - гудок, гусли, волынка, бубны, домра .
Согласно указу царя Алексея Михайловича в 1648 г. скоморошество было запрещено. Народные инструменты отнимали, ломали, отвозили за Москву-реку и там сжигали или бросали в воду.
А скоморохов ссылали в Сибирь.
Но здесь кончается древняя история русской домры и начинается история уже совсем другого инструмента. О домре забыли на два с лишним столетия.
Но разве можно сжечь память, вырвать любовь из сердца народа? Всяческими правдами и неправдами смекалистые русские люди пытались сохранить близкое и родное им. В этой связи интересно предположение исследователей о том, что балалайка, ныне один из символов России, появилась не как самостоятельный инструмент, а как любительский, упрощенный вариант домры. Действительно, первые балалайки были с полукруглым, а не треугольным, корпусом, весьма похожие на домры.
Василий Васильевич Андреев -
«отец» русской балалайки
Возродил домру после 400 лет забвения
Помощники В.В.Андреева в возрождении домры и других русских народных инструментов
композитор
Николай Петрович Фомин
музыкальный мастер
Семён Иванович Налимов,
реконструировал в 1896 году домру
Сегодня домра используется как оркестровый и сольный музыкальный инструмент
Национальный академический оркестр народных инструментов России
им. Н.П.Осипова
Государственный академический русский оркестр им. В.В. Андреева
Давайте разберём устройство домры на примере домры малой.
Головка грифа
Гриф
Корпус
Малая домра состоит из трех частей: корпуса, грифа (шейки) и головки.
Трехструнные и четырехструнные домры бывают нескольких видов: пикколо, малая, меццо-сопрановая, альтовая, теноровая, басовая и контрабасовая. В оркестре русских народных инструментов получили распространение пикколо, малые, альтовые и басовые домры.
Басовая
Альтовая
Малая
Пикколо
Контрабасовая
В мировой истории искусства бывают периоды «распутья». Возможно, сейчас именно такой период. Хочется верить, что в XXI веке пути искусства определятся. И я верю, что в нашей стране немаловажную роль в этом процессе сыграют народные инструменты. Только у них есть возможность объединить современность с истоками, новое со старым, будущее с прошлым.
Любое искусство произрастает из народных корней, опирается на них, но не зацикливается только на этом. Избавившись от заблуждения, что для домры нужно писать только используя народный материал, композиторы услышат новое, современное звучание инструмента. Они услышат, что домра может проявить себя практически в любом жанре, стиле или направлении современной музыки, будь то авангард, пуантилизм или додекафония, или эстрадные направления.
Хватит держать домру «на привязи». Она уже выросла из пеленок «народности».
Будущее домры – в XXI веке, вместе с новой музыкой, новыми идеями в искусстве. И кто знает, возможно, скоро она завоюет мировое признание. Ведь на ней уже играют в Америке (там есть Ассоциация любителей игры на русских народных инструментах), в Японии (Токийский оркестр русских народных инструментов, отдельные музыканты-любители).
И мне очень хочется, чтобы в XXI веке на вопрос «Знаете ли вы, что такое домра?» ответил даже ребенок, и никто не путал бы домру с казахской домброй.
Это наша цель – цель всех домристов.