Бертольт
Брехт
1898 - 1956
Был поэтом, прозаиком, драматургом.
Создал свой театр, объединив в одном лице драматурга, режиссёра, руководителя.
Совершил переворот в театральном искусстве.
1898 - Аугсбург, семья коммер-ческого директора фабрики.
1904 – 1908 – народная школа.
1908 – 1917 – королевская гимназия.
«За время моего девятилетнего пребывания в гимназии мне не удалось способствовать умственному развитию моих учителей. Они же неустанно укрепляли во мне волю к свободе и независимости».
1913 (15 лет) - первые стихи.
1917 – Мюнхен, медицинский факультет университета.
С января по октябрь 1918 – призывали в армию.
Октябрь 1918 – санитар военного госпиталя, Аугсбург.
1918 – 1919 – пишет первые пьесы.
1918 – стихотворение «Легенда о мёртвом солдате», за которое в 1933 г. был лишён фашистами немецкого гражданства.
1920 – демобилизован. Увлёкся театром, обучаясь на философском факультете.
1923 – его имя занесено в «чёрный список» лиц, подлежа-щих уничтожению.
«Легенда о мёртвом солдате»
Безымянный герой, устав воевать, пал смертью героя, но расстроил своей гибелью расчёты кайзера.
Был извлечён медицинской комиссией из могилы, признан годным к военной службе и возвращён в строй.
1924 – 1933 – Берлин , изучает философию в университете, принят в круг литераторов. Становится известным за пределами Германии. В общих чертах складывается его театральная теория.
1933 – 1948 – эмиграция . Австрия, Дания (здесь написана пьеса «Жизнь Галилея» в то время, когда газеты опубликовали сообщение о расщеплении атома урана, произведенном немецкими физиками, — тем самым намекнув на связь замысла пьесы с проблемами атомной физики), Швеция, Финляндия, США.
1948 – вместе с женой переезжает в Берлин и основывает свой театр «Берлинер Ансамбль». На его сцене ставилась немецкая и зарубежная классика. Велась активная борьба за мир.
1954 – театр получает статус государственного.
1956 – писатель умер от инфаркта.
- 1951 г. - лауреат Национальной премии по литературе.
- 1954 г. – лауреат Международной Ленинской премии мира.
Взгляды Брехта на театр
Зритель должен думать , анализировать, принимать решения .
Новаторство Брехта – создателя «эпического театра»
-главную роль играет рассказ автора;
-введение комментариев, песен;
-пьеса направлена на интеллект, а не на чувства;
-отсутствие положительных и отрицательных героев;
-зритель – активный участник действия.
«Эффект отчуждения»
Цель – показать явления с необычной стороны, по-иному посмотреть на них;
заставить критически оценить происходящее на сцене.
“ Жизнь Галилея”
Две редакции пьесы:
первая – в 1938 - 1939,
окончательная – в 1945-1946г .
Что вам известно об итальянском
учёном Галилео Галилее?
1564 - 1642
Галилей считал, что в центре Вселенной покоится Солнце, а Земля вращается вокруг него.
Суд инквизиции признаёт Галилея
еретиком и отправляет в ссылку.
31 октября 1992 года Иоанн Павел ІІ официально признал, что инквизиция в 1633 году совершила ошибку.
Действие пьесы происходит в Италии XVII века на протяжении 28 лет. Брехт «очуждает» представление о капитализме как эпохе небывалого развития науки.
Замысел восходит к тем дням, когда в прессе появились первые сообщения об экспериментах немецких ученых в области ядерной физики .
Брехт мечтал о единстве
науки и прогресса.
Человеческий разум достиг невиданных высот, но не смог предотвратить использования научных открытий во зло.
“ Жизнь Галилея”
Жанр - философская драма.
Идея – моральная ответственность человека за всё, что происходит в мире.
Основные проблемы пьесы
- гражданский долг ученого;
- наука и мораль,
- соотношение понятий «учёный» и «подвиг»;
- моральная ответственность учёного перед обществом за открытия и за их использование миром;
- наука и власть.
В лице Галилея мы видим, как давление власти разрушает и настоящего учёного, и процесс совершенствования всего человечества.