Жостово
Учитель ИЗО и МХК Смирнова Л.В.
Букеты сказочных цветов глядят на нас с подносов звонких И шелк волшебных лепестков и трепет трав в сиянии тонком… Как удивительно тепло и хмурый день наполнен светом, когда в руках ожившим летом горит такое мастерство!
Венки цветов, букеты роз – их аромат неувядаем. Ах, это жостовский поднос благоухает русским чаем.
Жостово – старинная деревня на севере Москвы, в Мытищинском районе, на живописном берегу Клязьминского водохранилища. 28 км до столицы. Указатели на Жостово при подъезде к нему хороши до необычайности: выполнены в виде больших расписных подносов.
Название деревни – Жостово укрепилось за всем промыслом, хотя лакированием на металле и папье-маше занимались многочисленные мастера не только в этом селении, но и во всех близлежащих деревнях: в Осташково, Новосельцево, Сорокино, Хлебниково, Чиверево, Троицком. К середине 19 века работали уже 12 мастерских, которые и заложили традицию и создали школу росписи металлических подносов. Промысел старинный, но не совсем уж древний – ему «всего» 180 лет.
Зародилось оно на Урале, на Демидовских заводах Невъянска и Нижнего Тагила. Одним из первых известных мастеров стал А.С. Худояров, нижнетагильский крепостной человек Демидовых. По преданию, он изобрел масляный лак, "который на железе, меди и дереве ни мало не трескается и с которым никакие в России делаемые лаки в доброте и прочности сравниться не могут, даже самый аглицкий лак он превосходит и равняется с китайским".
Покрытие предохраняло изделие от внешних воздействий. Роспись дольше сохранялась, тем более что лак этот "когда... в жаркой печи хорошо иссохнет, то как зерцало становится". Свой секрет передал мастер сыновьям Вавиле и Федору. Они писали на подносах "ярких бабочек и птиц". Позднее подносы стали украшать сюжетной и орнаментальной росписью. На рубеже XVIII - XIX вв. уральские подносы расходились по всей России.
В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Он вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаептия. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.
Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров». Филипп Вешняков был известен за человека горячо преданного своему делу. Рассказывают, что он нередко не спал целые ночи напролет, придумывал какое-либо усовершенствование в своих товарах. Сын его, Осип, искусный мастер отделился от отца, приехал в деревню Жостово, Троицкой волости и устроил здесь свое заведение около 1825 г.
В 1830 году производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические кованые подносы, украшенные цветочной росписью. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Кованые подносы создаются ручной ковкой ковалями по старинной кустарной традиции: форма и размер подноса зависят от творческого варьирования коваля. Ручными ножницами выкраивается форма из металла, далее при помощи молота и наковальни форма выбивается, вытягивается. Край подноса закатывается с закладкой в него для прочности проволоки, после чего край
выравнивается на наковальне молотком.
Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись.
В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет по воображению, по хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой практике многих поколений местных художников. Техника жостовской росписи как и сама роспись каждого подноса своеобразна и неповторима. Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: «Букет собраный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоничном единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли. Каждый жостовский поднос расписан вручную и имеет авторскую подпись.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Пишут жостовские художники масляными красками, Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса. Художник сначала лишь намечает будущую роспись, рисует свободно быстрыми и точными мазками. И даже повторяя рисунок, мастер импровизирует, добавляет что-то новое.
Основной мотив жостовских подносов – букет. Это нарядная группа цветов, свободно положенная на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружаются россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и лёгкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождается из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими букетами на поверхности. Чуть «утопленные» в фоне цветы кажутся лёгкими полуобъёмными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывают зрительно плоскости предмета.
Жостовская роспись складывается из нескольких этапов.
Замалевок.
Это начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленной поверхности художник намечает основные «пятна» композиции – цветы и листья в соответствии со своим замыслом.
Тенежка
Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «Тенежка» созвучно слову «тень». У цветов появляется объем, обозначаются теневые места растений.
Прокладка цветом
Это один из самых ответственных этапов послойного жоставского письма. Форма букета обретает плоть – уточняются детали, плотными яркими красками «прокладываются» светлые места росписи, высветляется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.
Бликовка
Наложение бликов выявляет объем и наполняет всю композицию светом. Букет кажется освещенным множеством независимых источников. Бликовка создает настроение и колорит.
Чертежка
Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи – рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.
Привязка
Это предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тоненьких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Уборка краев подноса
Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
В сюжетных росписях подносов встречаются колоритные сценки из русской народной жизни: мчащиеся тройки, плетение лаптей в крестьянской семье, чаепития с самоваром в центре стола.
Для жостовской росписи подносов характерны и так называемые ландшафты, представлявшие собой чаще всего романтические пейзажи. Давая эффектные виды с экзотическими замками и руинами на берегах водоемов, причудливыми холмами и скалами, озаренными порой малиново-красным закатом, мастера стремились создать празднично - приподнятое декоративное изображение природы в композиции жостовского подноса.
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака –
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака…
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый…
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.
Красно-алые бутоны В изумрудах листьев тонут. Незабудки и пионы Обрамляют розы омут. Есть на жостовском подносе И букет, в ночи горящий, Птица-жар, что весть приносит. Есть поднос, плоды дарящий. ..
Творения жостовских умельцев хранятся в коллекциях Лоры Буш, Жака Ширака, английской королевы Елизаветы, испанского короля Хуана Карлоса II, в коллекциях первых лиц нашего государства.
Музей подносов в Жостово – единственный в мире. Здесь собраны образцы живописи, которая представляет собой значительное и оригинальное явление в русском декоративно-прикладном искусстве и художественной культуре.
В Жостовский поднос вложено вдохновение лучших мастеров народного промысла, которые бережно сохраняют исключительные вековые традиции и преемственность. Нарядность, подлинность и роскошь – это уникальный Жостовский букет.
Спасибо за внимание!