СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентациия по обществознанию по теме "Особенности российской цивилизации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Особенности российской цивилизации" предназначена для элективного курса "Актуальные вопросы обществознания". Расширяет знания учащихся об особенностях формирования российской цивилизации, менталитета русского народа.

Просмотр содержимого документа
«Презентациия по обществознанию по теме "Особенности российской цивилизации»

Обществознание Элективный курс Учитель Кононова Л.В. МБОУ СОШ № 4 г.Новошахтинска

Обществознание

Элективный курс

Учитель Кононова Л.В.

МБОУ СОШ № 4 г.Новошахтинска

На формирование российской цивилизации оказали влияние такие факторы, как суровый климат и необходимость взаимопомощи, от которой зависело выживание Л.Н. Гумилев Выживание становится причиной, коллективизм – следствием. Внутри общины коллективизм может скрывать неорганизованность, безответственность. Общинное сознание и общинной поведение сливают труд и отдых
  • На формирование российской цивилизации оказали влияние такие факторы, как суровый климат и необходимость взаимопомощи, от которой зависело выживание

Л.Н. Гумилев

  • Выживание становится причиной, коллективизм – следствием.
  • Внутри общины коллективизм может скрывать неорганизованность, безответственность.
  • Общинное сознание и общинной поведение сливают труд и отдых
Насилие стало традиционным фоном бытия русских, частью цивилизационной характеристики. П.Я.Чаадаев указывал: «Россия – целый особый мир, покорный воле… одного человека- именуется он Петром или Иваном , не в этом дело: во всех случаях одинаково, это – олицетворение произвола…Юридические формы и личные усилия для нас кажутся бессильными и даже смешными, мы ждём всего, мы хотим все сделать силою прихоти, бесконтрольного решения. Каждый из нас – маленький Наполеон или, лучше сказать, Батый»
  • Насилие стало традиционным фоном бытия русских, частью цивилизационной характеристики. П.Я.Чаадаев указывал: «Россия – целый особый мир, покорный воле… одного человека- именуется он Петром или Иваном , не в этом дело: во всех случаях одинаково, это – олицетворение произвола…Юридические формы и личные усилия для нас кажутся бессильными и даже смешными, мы ждём всего, мы хотим все сделать силою прихоти, бесконтрольного решения. Каждый из нас – маленький Наполеон или, лучше сказать, Батый»
Русское общество не выработало механизмов разрешения конфликтов вне насилия. Насилие и несвобода взаимосвязаны.  В свободе – грешные, в рабстве – святые.  Святые рабы. Святая Русь – земля святых рабов.
  • Русское общество не выработало механизмов разрешения конфликтов вне насилия. Насилие и несвобода взаимосвязаны.
  • В свободе – грешные, в рабстве – святые. Святые рабы. Святая Русь – земля святых рабов.
Для традиционного русского человека богатство – от дьявола, единственное оправдание богатства – высокий социальный статус. Аскетическое презрение духа к плоти. В понимании русского, общество складывается из бедных (таких, как я) и богатых (они). А они все жулики. Богатым и честным одновременно быть нельзя. Общинность формирует уравнительный идеал. Вот как сформулировал его Ф.М.Достоевский: “ …Самая высшая свобода – не копить и не обеспечивать себя деньгами”, а “разделить всем, что имеешь, и пойти всем служить”.
  • Для традиционного русского человека богатство – от дьявола, единственное оправдание богатства – высокий социальный статус. Аскетическое презрение духа к плоти. В понимании русского, общество складывается из бедных (таких, как я) и богатых (они). А они все жулики. Богатым и честным одновременно быть нельзя. Общинность формирует уравнительный идеал. Вот как сформулировал его Ф.М.Достоевский: “ …Самая высшая свобода – не копить и не обеспечивать себя деньгами”, а “разделить всем, что имеешь, и пойти всем служить”.
Обдумайте смысл пословицы:  “ От трудов праведных не наживешь палат каменных”. “ Хлеб да живот и без денег живет”. “ Умом туп, да кошельком туг”. “ Пусти душу в ад – будешь богат”. “ Голый что святой: беды не боится”.
  • Обдумайте смысл пословицы:
  • От трудов праведных не наживешь палат каменных”.
  • Хлеб да живот и без денег живет”.
  • Умом туп, да кошельком туг”.
  • Пусти душу в ад – будешь богат”.
  • Голый что святой: беды не боится”.
Чувство собственности у русских не развито. “ В России вся собственность, - отмечал русский философ В.В.Розанов, - выросла из “выпросил”, или кого-нибудь “обобрал”. Тогда собственности очень мало.  И от этого она не крепка и не уважается”. Богатые люди в фольклоре – глупцы, которых обманывает хитрый и умный бедняк. Положительный герой сказок – обездоленный младший сын, сиротинушка, падчерица, преуспевающие с помощью волшебных сил.
  • Чувство собственности у русских не развито. В России вся собственность, - отмечал русский философ В.В.Розанов, - выросла из “выпросил”, или кого-нибудь “обобрал”. Тогда собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается”. Богатые люди в фольклоре – глупцы, которых обманывает хитрый и умный бедняк. Положительный герой сказок – обездоленный младший сын, сиротинушка, падчерица, преуспевающие с помощью волшебных сил.
Специфическая черта русских в стремлении следовать за Христом в его унижении, страдании. Христос, страдающий за людей, - идеал русских. Евангельский образ Христа – страдальца, бедняка вызвал в XIV–XV вв. “юродство”. Тип юродивого – русского “святого”, его качества: бедность, простота, унижение, страдание, жертвенность. Русский человек готов к жертве во благо страны, родины, государства. “Подвиг”= “подвижник”. Труд на земле для русского всегда был подвигом.
  • Специфическая черта русских в стремлении следовать за Христом в его унижении, страдании. Христос, страдающий за людей, - идеал русских.
  • Евангельский образ Христа – страдальца, бедняка вызвал в XIV–XV вв. “юродство”. Тип юродивого – русского “святого”, его качества: бедность, простота, унижение, страдание, жертвенность. Русский человек готов к жертве во благо страны, родины, государства. “Подвиг”= “подвижник”. Труд на земле для русского всегда был подвигом.
Философ В.Розанов писал: “Дойти до книги и раскрыть её и справиться для меня труднее, чем написать статью. “Писать” - наслаждение, но “справиться” - отвращение. Там “крылья несут”, а тут – должен работать: но я вечный Обломов”. Каковы же причины нашей бедности? Виновато правительство? Наша бедность – результат внешних обстоятельств? Или внутренних, нашего согласия с ней, нашей настроенности на нее? А может быть, виноваты природно-климатические условия существования российской цивилизации? Обречены ли мы на бедность?
  • Философ В.Розанов писал: “Дойти до книги и раскрыть её и справиться для меня труднее, чем написать статью. “Писать” - наслаждение, но “справиться” - отвращение. Там “крылья несут”, а тут – должен работать: но я вечный Обломов”.
  • Каковы же причины нашей бедности? Виновато правительство? Наша бедность – результат внешних обстоятельств? Или внутренних, нашего согласия с ней, нашей настроенности на нее? А может быть, виноваты природно-климатические условия существования российской цивилизации? Обречены ли мы на бедность?
Какую особенность русской культуры иллюстрирует рассуждения философа И.Ильина:  “ Ищет легкости и не любит напряжения; развлечется и забудет; выпашет землю и бросит; чтобы срубить одно дерево, погубит пять. И земля у него “Божия”, и лес у него “Божий”; а “Божий” - значит “ничье”; и потому чужое ему не запретно”.
  • Какую особенность русской культуры иллюстрирует рассуждения философа И.Ильина:
  • Ищет легкости и не любит напряжения; развлечется и забудет; выпашет землю и бросит; чтобы срубить одно дерево, погубит пять. И земля у него “Божия”, и лес у него “Божий”; а “Божий” - значит “ничье”; и потому чужое ему не запретно”.
Да знаете ли вы, что такое Россия?  Ледяная пустыня, а по ней ходит лихой человек.  К.П.Победоносцев Гордились мы одним: могуществом России.  П.Лавров. Русскому народу.
  • Да знаете ли вы, что такое Россия? Ледяная пустыня, а по ней ходит лихой человек.

К.П.Победоносцев

  • Гордились мы одним: могуществом России.

П.Лавров. Русскому народу.

Природно-климатические, культурно-исторические и прочие особенности России требовали привлечения больших ресурсов (территориальных, человеческих) для достижения результата. Вечное движение русских отмечал В.О.Ключевский, определявший Россию как страну, “ которая колонизуется” . На всех этапах развития государства люди часто снимались с насиженных мест.
  • Природно-климатические, культурно-исторические и прочие особенности России требовали привлечения больших ресурсов (территориальных, человеческих) для достижения результата. Вечное движение русских отмечал В.О.Ключевский, определявший Россию как страну, “ которая колонизуется” . На всех этапах развития государства люди часто снимались с насиженных мест.
Ощущение безграничности пространства, своей вечной неприкаянности характеризовало русского человека. “Странник, вечный странник и везде только странник”. “Собственно я родился странником; странником – проповедником” (В.Розанов).
  • Ощущение безграничности пространства, своей вечной неприкаянности характеризовало русского человека. “Странник, вечный странник и везде только странник”. “Собственно я родился странником; странником – проповедником” (В.Розанов).
Философ Н.Бердяев так определил последствия, к которым приводила территориальная экспансия России: “Огромные пространства легко давались русскому народу, но не легко давалось ему организация этого пространства”,  а историк В.О.Ключевский делал вывод: “Государство жирело, а народ хирел”.
  • Философ Н.Бердяев так определил последствия, к которым приводила территориальная экспансия России: “Огромные пространства легко давались русскому народу, но не легко давалось ему организация этого пространства”, а историк В.О.Ключевский делал вывод: “Государство жирело, а народ хирел”.
Империя “создала” имперское сознание. Человек “имперский” воспринимает “свою” империю как самодостаточную, как целый “космос”, целый мир, как сакральный центр для своих поданных несмотря на её размеры, несмотря на её процветание или упадок. Имперское сознание не приемлет видения мира как целого, в котором “наша” держава есть только её часть, равная другим.
  • Империя “создала” имперское сознание. Человек “имперский” воспринимает “свою” империю как самодостаточную, как целый “космос”, целый мир, как сакральный центр для своих поданных несмотря на её размеры, несмотря на её процветание или упадок. Имперское сознание не приемлет видения мира как целого, в котором “наша” держава есть только её часть, равная другим.
Эсхатолизм – от греческого “последний, конечный” - религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Что ждёт человека и человечество? “Конец света”? “Загробная жизнь”? “Светлое будущее”? Эсхатолический тип сознания ждёт конца света. Жизнь ради будущего, вера в “спасение”, в “счастливое избавление”, ожидание “мессии”, который спасет народ, стали характерной чертой российской ментальности и цивилизации.
  • Эсхатолизм – от греческого “последний, конечный” - религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Что ждёт человека и человечество? “Конец света”? “Загробная жизнь”? “Светлое будущее”? Эсхатолический тип сознания ждёт конца света. Жизнь ради будущего, вера в “спасение”, в “счастливое избавление”, ожидание “мессии”, который спасет народ, стали характерной чертой российской ментальности и цивилизации.
В поэме “Россия” М.Волошин выразил эту черту российской ментальности так: На все нужна России только вера:  Мы верили в двуперстие, в царя,  И в сон, и в чох, в распластанных лягушек,  В матерьялизм и в Интернационал
  • В поэме “Россия” М.Волошин выразил эту черту российской ментальности так:
  • На все нужна России только вера: Мы верили в двуперстие, в царя, И в сон, и в чох, в распластанных лягушек, В матерьялизм и в Интернационал
Для российской цивилизации характерно восприятие существующего мира как несовершенного. Все помыслы – о будущем. “ Товарищ, верь! Взойдет она, звезда пленительного счастья!”, “Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет”, “Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть .
  • Для российской цивилизации характерно восприятие существующего мира как несовершенного. Все помыслы – о будущем. “ Товарищ, верь! Взойдет она, звезда пленительного счастья!”, “Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет”, “Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть .
…”  Об этом писал Н.Бердяев: “Лучшие, наиболее культурные и мыслящие русские люди XIX века не жили в настоящем, которое было для них отвратительно, они жили в будущем и прошлом”. Отсюда “настоящее”, т.е. жизнь конкретного человека, ценности не имеет, она “удобрение для будущего царства справедливости”.  Сущее – проходящее, мимолетно, случайно, потому неистинно
  • …” Об этом писал Н.Бердяев: “Лучшие, наиболее культурные и мыслящие русские люди XIX века не жили в настоящем, которое было для них отвратительно, они жили в будущем и прошлом”. Отсюда “настоящее”, т.е. жизнь конкретного человека, ценности не имеет, она “удобрение для будущего царства справедливости”.
  • Сущее – проходящее, мимолетно, случайно, потому неистинно
Отношение к Востоку спокойное. Иногда равнодушное, иногда покровительственное, иногда любующееся. Отношение к Западу активное. Активная нелюбовь, доходящая до ненависти, или активная “любовь”, стремящаяся к наиболее полному подражанию. В целом: противостояние Западу, неприятие его. Даже в периоды “нелюбви” - стремление перенять технологии, но не идеологию.
  • Отношение к Востоку спокойное. Иногда равнодушное, иногда покровительственное, иногда любующееся.
  • Отношение к Западу активное. Активная нелюбовь, доходящая до ненависти, или активная “любовь”, стремящаяся к наиболее полному подражанию. В целом: противостояние Западу, неприятие его. Даже в периоды “нелюбви” - стремление перенять технологии, но не идеологию.
М.Волошин в поэме “Россия” пишет:  На дне души мы презираем Запад,  Но мы оттуда в поисках богов  Выкрадываем Гегелей и Марксов,  Чтоб, взгромоздив на варварский Олимп,  Курить в их честь стираксою и серой  И головы рубить родным богам.
  • М.Волошин в поэме “Россия” пишет:

На дне души мы презираем Запад, Но мы оттуда в поисках богов Выкрадываем Гегелей и Марксов, Чтоб, взгромоздив на варварский Олимп, Курить в их честь стираксою и серой И головы рубить родным богам.

Что же предлагали “католический и протестантский мир” русским? Они ориентированы на мирские ценности. Важнее процесс, а не результат. Важнее спор как процесс, а не его суть. Важнее “поиск смысла жизни”, а не конкретная работа по эффективному улучшению жизни людей
  • Что же предлагали “католический и протестантский мир” русским? Они ориентированы на мирские ценности. Важнее процесс, а не результат. Важнее спор как процесс, а не его суть. Важнее “поиск смысла жизни”, а не конкретная работа по эффективному улучшению жизни людей

Противостояние западу оказалось существенной чертой российской цивилизации. Эта идея укоренилась в массовом сознании.
  • Противостояние западу оказалось существенной чертой российской цивилизации. Эта идея укоренилась в массовом сознании.
И ты, огневая стихия,  Безумствуй, сжигая меня,  Россия, Россия, Россия –  Мессия грядущего дня.  Андрей Белый
  • И ты, огневая стихия, Безумствуй, сжигая меня, Россия, Россия, Россия – Мессия грядущего дня.

Андрей Белый

О недостойная избранья,  Ты – избрана. Так писал русский мыслитель Хомяков о России. Это “избрание”, богоизбранность, которую Русь ощутила, приняв за основу идеологическую формулу “Москва – Третий Рим…”, она пронесла через все этапы своего существования.
  • О недостойная избранья, Ты – избрана.
  • Так писал русский мыслитель Хомяков о России. Это “избрание”, богоизбранность, которую Русь ощутила, приняв за основу идеологическую формулу “Москва – Третий Рим…”, она пронесла через все этапы своего существования.
В начале XVI в. Монах Филофей создал идеологическую конструкцию “Москва – Третий Рим”. Три – число сакральное. Москва завершает собой круг истории до второго пришествия Христа. Рюриковичи происходят от императора Августа. Эта идея создавала новый статус Москва. После падения Византии в 1453 г. России оставалась единственной независимой православной державой в течение приблизительно 300 лет и выполняла миссию лидера и освободителя (XIX в.) славянских православных народов.
  • В начале XVI в. Монах Филофей создал идеологическую конструкцию “Москва – Третий Рим”. Три – число сакральное. Москва завершает собой круг истории до второго пришествия Христа. Рюриковичи происходят от императора Августа. Эта идея создавала новый статус Москва. После падения Византии в 1453 г. России оставалась единственной независимой православной державой в течение приблизительно 300 лет и выполняла миссию лидера и освободителя (XIX в.) славянских православных народов.
Россия “ получала в удел задачу дать в свое время разгадку человеческой загадки”. “Мы принадлежим к числу наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существует лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок”.
  • Россия “ получала в удел задачу дать в свое время разгадку человеческой загадки”. “Мы принадлежим к числу наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существует лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок”.
Ф.М.Достоевский указывал: “…Назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским – стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите” (из “пушкинской”речи). А Вл.Соловьев в статье “Три силы” пишет, что две силы – Восток (“мусульманский Восток”) и Запад – исчерпали себя. Третья сила – славянский мир, с Россией во главе – даст жизнь и обновление двум первым. Какова же миссия России? “… Возложить на нее великую обязанность нравственно послужить и Востоку, и Западу, примиряя в себе обоих”.
  • Ф.М.Достоевский указывал: “…Назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским – стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите” (из “пушкинской”речи). А Вл.Соловьев в статье “Три силы” пишет, что две силы – Восток (“мусульманский Восток”) и Запад – исчерпали себя. Третья сила – славянский мир, с Россией во главе – даст жизнь и обновление двум первым. Какова же миссия России? “… Возложить на нее великую обязанность нравственно послужить и Востоку, и Западу, примиряя в себе обоих”.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!