СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентационный материал к элективному модулю "Разделение властей: теория и практика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентационный материал к элективному модулю "Разделение властей: теория и практика" представляет собой информационное сопровождение для всего курса.

Программа рассчитана на 17 часов в 10-м или 11 классе общеобразовательной школы. Формы занятий: мини-лекция, проблемная беседа, работа с текстом, анализ текста, групповая работа, выступления учащихся, дискуссия, защита проектов и творческих работ.

Элективный модуль «Разделение властей: теория и практика» создан на основе опыта работы на уроках обществознания и права, а также внеурочной деятельности. 

Основная идея программы заключается в следующем: разделение властей - одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

 Современное развитие общества, человечества в целом, невозможно без понимания ведущей роли демократических начал. В свою очередь, наряду с другими составляющими демократии, принцип разделения властей является основой истинной демократии.

Только знание развития теории и практики реализации основополагающего принципа демократического устройства общества – разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную – даёт возможность формировать гражданскую позицию соответствующего современным требованиям.

Данный курс направлен на углубленное изучение обществоведческих разделов о сущности демократии.

Актуальность данного модульного курса объясняется тем, что на каждом новом этапе развития перед обществом встают задачи, являющиеся определяющими для изменения в системе ценностей и эталонов, которые в свою очередь определяют требования к качествам личности и содержанию гражданственности. Переход от педагогики индустриального периода, нацеленной на воспитание коллективизма без учета индивидуальных запросов личности к педагогике информационного общества, нацеленной на гармонию индивидуального и общественного, привел к тому, что для современного человека стали актуальны такие качества как самостоятельность, внутренняя свобода личности, способности к самоопределению и самоутверждению, инициативности и гражданская активность. Можно выделить основные качества составляющие гражданственность: патриотизм, законопослушность, доверие к государственной власти, ответственность за поступки, добросовестность, дисциплинированность, чувство собственного достоинства, внутренняя свобода, уважение к согражданам, социальная ответственность, активная гражданская позиция, гармоническое сочетание патриотических, национальных, интернациональных чувств и др.

Просмотр содержимого презентации
«RazdelenieVlastei»

учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области» Кондрахов В. В.

учитель истории и обществознания

МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области»

Кондрахов В. В.

Разделение властей — правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на три независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: Законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем Монтескьё (фр. séparation des pouvoirs , лат.  trias politica ). Некоторые европейские страны, а также Тайвань, законодательно выделяют контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви.
  • Разделение властей — правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на три независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: Законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем Монтескьё (фр. séparation des pouvoirs , лат.  trias politica ). Некоторые европейские страны, а также Тайвань, законодательно выделяют контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви.

( Википедия. Свободная энциклопедия. ru.wikipedia.org/wiki/ )

План: I. Введение. II. Основное содержание принципа разделения властей.  III . Историко-правовые корни принципа  разделения властей. IV . Практика осуществления принципа разделения властей. V . Принцип разделения властей в истории российского государства. VI. Особенности  реализации принципа разделения  властей в современном мире. VII . Вопрос о разделении властей в современной России. VIII . Выводы . Литература.

План:

I. Введение.

II. Основное содержание принципа разделения властей.

III . Историко-правовые корни принципа разделения властей.

IV . Практика осуществления принципа разделения властей.

V . Принцип разделения властей в истории российского государства.

VI. Особенности реализации принципа разделения властей в современном мире.

VII . Вопрос о разделении властей в современной России.

VIII . Выводы .

Литература.

I. Введение.  При изучении принципа разделения властей можно выделить следующий круг вопросов:

I. Введение.

При изучении принципа разделения властей можно выделить следующий круг вопросов:

  • Каковы исторические корни принципа разделения властей?
  • Каково содержание принципа разделения властей?
  • Как осуществляется данный принцип на практике в различных государствах мира, в России?
Примерная тематика проектных и творческих работ:

Примерная тематика проектных и творческих работ:

  • Могло ли политическое развитие привести к появлению другого положения трёх ветвей власти?
  • Почему именно три ветви власти?
  • Если удалить одну из ветвей власти…
  • Проект А. Чарторыйского: мог ли он стать реальностью?
  • Проекты XIX века – историческая необходимость или маневры власти?
  • Почему основные положения теории разделения властей были сформулирован в эпоху Просвещения?
Примерная тематика проектных и творческих работ:

Примерная тематика проектных и творческих работ:

  • Как бы изменилась политическая ситуация в России после реализации проекта М.М. Сперанского7
  • Как бы изменилась политическая ситуация в России после реализации проектаНовосильцева-Вяземского?
  • Совместимы ли были "Русская Правда" П.И. Пестеля и российская реальность первой половины XIX в.?
  • Конституция США – образец демократичности?
  • Реализация принципа разделения властей в современном мире (на примере одной-двух стран).
  • Воплощение принципа разделения властей в Конституции РФ 1993 года и его реализация на современном этапе.
Примерная тематика проектных и творческих работ: Противоречия между тремя ветвями власти – антагонизм или компромисс? Теория разделения властей: история в лицах. актуален ли принцип разделения властей в современном мире? Перспективы осуществления принципа разделения властей. Принцип разделения властей - основа демократического устройства общества? Есть ли альтернативы демократическому устройству, основанному на принципе разделения властей? Демократические традиции в российской истории – миф или реальность? Понятия

Примерная тематика проектных и творческих работ:

  • Противоречия между тремя ветвями власти – антагонизм или компромисс?
  • Теория разделения властей: история в лицах.
  • актуален ли принцип разделения властей в современном мире?
  • Перспективы осуществления принципа разделения властей.
  • Принцип разделения властей - основа демократического устройства общества?
  • Есть ли альтернативы демократическому устройству, основанному на принципе разделения властей?
  • Демократические традиции в российской истории – миф или реальность?
  • Понятия "власть" и "разделение властей". В чём разница?

К плану

II . Основное содержание принципа разделения властей.

II . Основное содержание принципа разделения властей.

  • Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.
Принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности.
  • Принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности.
Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей не должна абсолютизироваться. Являясь органами государства, они должны взаимодействовать между собой, ибо в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма. Но в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга с помощью системы сдержек и противовесов. Взаимное ограничение их полномочий на основе Конституции позволяет разумно и согласованно решать реальные вопросы государственной политики.
  • Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей не должна абсолютизироваться.
  • Являясь органами государства, они должны взаимодействовать между собой, ибо в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма. Но в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга с помощью системы сдержек и противовесов. Взаимное ограничение их полномочий на основе Конституции позволяет разумно и согласованно решать реальные вопросы государственной политики.

К плану

III . Историко-правовые корни принципа разделения властей.

III . Историко-правовые корни принципа разделения властей.

  • Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов . В своей книге "Политика" Аристотель (389-328 гг. до н. э.) писал: "Там, где отсутствует власть закона, нет места и форме государственного строя". А вот слова Аристотеля относительно демократического строя: "Демократия пользуется большей в сравнении с олигархиями безопасностью; существование их более долговечно... ".
Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой. Отсюда же и характерное для политической истории общества совмещение функций на её ранних этапах: вождя и военачальника (король-воин, князь-предводитель дружины, епископ-рыцарь, глава ордена и т.п.)

Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой. Отсюда же и характерное для политической истории общества совмещение функций на её ранних этапах: вождя и военачальника (король-воин, князь-предводитель дружины, епископ-рыцарь, глава ордена и т.п.)

Децентрализованное феодальное средневековое государство допускало заметное упрочение местных парламентов, которые особенно укрепились в Западной Европе в XIII-XIV веках и, в последствии, стали структурной и социальной основой возникновения парламентов и в государственных центрах абсолютистских монархий.
  • Децентрализованное феодальное средневековое государство допускало заметное упрочение местных парламентов, которые особенно укрепились в Западной Европе в XIII-XIV веках и, в последствии, стали структурной и социальной основой возникновения парламентов и в государственных центрах абсолютистских монархий.
Решающий этап институционального и функционального разделения государственной власти наступил в начальный период Нового времени (XVII в.). В этот период феодальное децентрализованное государство уступило место централизованным абсолютистским монархиям в большинстве стран Западной Европы. Центральная власть теперь нуждалась в более развитом и эффективном аппарате управления и обороны, который неизбежно должен был быть специализирован и разделён.
  • Решающий этап институционального и функционального разделения государственной власти наступил в начальный период Нового времени (XVII в.). В этот период феодальное децентрализованное государство уступило место централизованным абсолютистским монархиям в большинстве стран Западной Европы. Центральная власть теперь нуждалась в более развитом и эффективном аппарате управления и обороны, который неизбежно должен был быть специализирован и разделён.
Принцип разделения
  • Принцип разделения

властей, как осново-

полагающий принцип

составного учения о

демократическом госу-

дарстве, был сформули-

рован Д. Локком и развит

впоследствии

Ш. Монтескье. При этом

теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории, а толчком к её оформлению послужили буржуазные революции в Англии (1640-1648гг.) и впоследствии во Франции (1789-1794гг.).

Дальнейшее развитие разделённых властей шло несколькими параллельными путями:
  • Дальнейшее развитие разделённых властей шло несколькими параллельными путями:

-происходила централизация парламентских структур, смещение парламентаризма в центр со всей идеологией и техникой формирования представительной власти (её выборностью, принципами организации и т.п.);

-укреплялась и совершенствовалась центральная правительственная исполнительная власть и особенно её аппаратов, кадров государственных служащих;

-завершилось формирование возникшей в феодальном средневековье системы надзора и отправления правосудия, передачи судебных функций от властвующей (сеньориальной) верхушки - специализированным судебным органам.

К плану

IV. Практика осуществления принципа разделения властей.

IV. Практика осуществления принципа разделения властей.

  • Конституция США, принятая в 1787 г. и Франции, принятая в1789 г.  закрепили, хотя и в разных вариантах, разделение властей.
Законодательную власть конституция США 1787 г. вверяла конгрессу, состоящему из двух палат: палаты представителей, избирающейся (как в то время, так и теперь) населением штатов и сената, членов которого избирали (вплоть до 1913 г.) парламенты штатов. Главой государства и правительства конституция называла президента США Третьей властью США конституция называет суд. Уже в конституанте (учредительном конгрессе) было высказано мнение, в общем принятое, что Верховный федеральный суд - высшая судебная инстанция США - должен получить право пересмотра законов принятых конгрессом при их несоответствии конституции.
  • Законодательную власть конституция США 1787 г. вверяла конгрессу, состоящему из двух палат: палаты представителей, избирающейся (как в то время, так и теперь) населением штатов и сената, членов которого избирали (вплоть до 1913 г.) парламенты штатов.
  • Главой государства и правительства конституция называла президента США
  • Третьей властью США конституция называет суд. Уже в конституанте (учредительном конгрессе) было высказано мнение, в общем принятое, что Верховный федеральный суд - высшая судебная инстанция США - должен получить право пересмотра законов принятых конгрессом при их несоответствии конституции.
В 1789 г.
  • В 1789 г. "Декларация прав человека и гражданина", принятая во Франции (и являющаяся частью нынешней Французской Конституции) в статье 16 также закрепила этот важнейший принцип: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».

Впервые в официальном государственном нормативном акте были записаны слова – "разделение властей".

К плану

V . Принцип разделения властей в истории российского государства.

V . Принцип разделения властей в истории российского государства.

  • Зачатки демократической организации власти были известны еще в Древней Руси. В частности, договоры, которые заключались отдельными городами с княжескими дружинами, как бы содержали в себе элементы разделения властей. Этому можно найти подтверждение в стародавних летописях, и в некоторых других источниках. К сожалению, эти начинания не получили последующего развития.
Княжеская междоусобица и вражда не способствовали каким бы то ни было устремлениям к демократическому правлению. В еще большей мере не оставляло для этого возможностей золотоордынское иго. Объединение русских земель и последующее создание централизованного Русского государства происходило в условиях, требовавших максимальной концентрации власти. Утверждение русского самодержавия, даже если оно и было необходимым историческим этапом, также исключило возможность разделения властей.
  • Княжеская междоусобица и вражда не способствовали каким бы то ни было устремлениям к демократическому правлению. В еще большей мере не оставляло для этого возможностей золотоордынское иго. Объединение русских земель и последующее создание централизованного Русского государства происходило в условиях, требовавших максимальной концентрации власти. Утверждение русского самодержавия, даже если оно и было необходимым историческим этапом, также исключило возможность разделения властей.
В период смуты и после нее Россия могла пойти по пути конституционной монархии, но народ так устал от постоянно сменяющихся государей, что ему уже было все равно, кто и на каких условиях возьмет власть в свои руки.
  • В период смуты и после нее Россия могла пойти по пути конституционной монархии, но народ так устал от постоянно сменяющихся государей, что ему уже было все равно, кто и на каких условиях возьмет власть в свои руки.
Серьёзные попытки создать конституцию, включающую в себя принцип разделения властей, были предприняты при императоре Александре I , но все проекты по тем или иным причинам остались только проектами.
  • Серьёзные попытки создать конституцию, включающую в себя принцип разделения властей, были предприняты при императоре Александре I , но все проекты по тем или иным причинам остались только проектами.
Проект реформы органов управления А. Чарторыйского.

Проект реформы органов управления А. Чарторыйского.

  • Подготовленный в феврале 1802 года Адамом Чарторыйским по указанию Александра I проект реформы органов управления был основан на основополагающем просветительском принципе – принципе разделения властей.
  • Главная цель проекта - строгая регламентация функций каждого учреждения.
Основные положения проекта  А. Чарторыйского.

Основные положения проекта А. Чарторыйского.

  • Исполнительную власть предполагалось передать министерствам, подотчётным императору и Сенату, но коллегиальные принципы на время сохранялись, причём первые пять лет после реформы при министрах должны были действовать коллегии директоров департаментов.
Основные положения проекта  А. Чарторыйского.

Основные положения проекта А. Чарторыйского.

  • Судебная власть состояла из гражданских судебных учреждений в трёх ипостасях: уездного, губернского и апелляционного судов. Уголовный суд предполагал две инстанции: губернский и апелляционный суды. Полицейский суд предназначался для решения мелких судебных дел в каждом уезде.
Основные положения проекта  А. Чарторыйского. Охранительная (контролирующая) власть  поручалась Сенату, который в свою очередь делился на две части:  - правительствующий Сенат (контроль деятельности министров и высших чиновников, разбор жалоб на министров;  - судебный Сенат (вопросы о нарушении законов судебными учреждениями, взыскания за эти нарушения (делился на департаменты так, чтобы в каждом рассматривались дела 5-6 губерний)

Основные положения проекта А. Чарторыйского.

  • Охранительная (контролирующая) власть поручалась Сенату, который в свою очередь делился на две части:

- правительствующий Сенат (контроль деятельности министров и высших чиновников, разбор жалоб на министров;

- судебный Сенат (вопросы о нарушении законов судебными учреждениями, взыскания за эти нарушения (делился на департаменты так, чтобы в каждом рассматривались дела 5-6 губерний)

В 1808-1809 г.г. М.М. Сперанский, используя проекты
  • В 1808-1809 г.г. М.М. Сперанский, используя проекты "Жалованной грамоты дворянству" и А. Чарторыйского, подготовил полноценный конституционный проект "Введение к Уложению государственных законов", превратив его в стройную логичную систему с чёткой характеристикой компетенции каждой из ветвей власти и их органов.
Основные положения проекта М.М. Сперанского:

Основные положения проекта М.М. Сперанского:

  • В основе проекта М.М. Сперанского "Введение к Уложению государственных законов" лежало взаимное ограничение всех трёх ветвей власти и их контроль друг другом.
Основные положения проекта М.М. Сперанского:

Основные положения проекта М.М. Сперанского:

  • Государственная Дума - высший законодательный орган, ни один закон не мог быть издан без её одобрения.
  • В её же компетенции – функции контроля над министрами и принятие бюджета.
  • Император мог отсрочить созыв Думы на один год, распустить её, но обязательно назначить новые выборы (четырёхступенчатые на основе имущественного ценза).
Основные положения проекта М.М. Сперанского:

Основные положения проекта М.М. Сперанского:

  • Сенат – высший орган судебной и отчасти исполнительной власти, делился на гражданское и уголовное отделения.
  • Члены Сената частью назначались императором, частью избирались губернскими думами.
  • Приговор Сената обжалованию не подлежал.
  • За императором закреплялось право надзора за соблюдением одинаковых форм суда на всей территории страны.
Основные положения проекта М.М. Сперанского:

Основные положения проекта М.М. Сперанского:

  • Министерства – высшие органы исполнительной власти, в их основу был положен принцип ответственности перед законодательной властью Государственным Советом и императором.
Основные положения проекта М.М. Сперанского:

Основные положения проекта М.М. Сперанского:

  • Государственный Совет – связующее звено между императором и новой организацией законодательной, судебной и исполнительной власти.
  • Члены Государственного Совета назначались императором.
  • Главная функция Государственного Совета – подготовка и первоначальное обсуждение законов (затем проекты передавались императору, а от него – Государственной Думе).
Основные положения проекта М.М. Сперанского:

Основные положения проекта М.М. Сперанского:

  • Императору принадлежала вся полнота исполнительной власти, исключительное право законодательной инициативы и утверждения всех новых законов.
  • Ограничения власти императора:
  • предлагаемый закон не мог миновать Государственную Думу;
  • император отделялся от судопроизводства и имел только право контроля за верным исполнением судом существующих законов.
Основные положения проекта М.М. Сперанского:

Основные положения проекта М.М. Сперанского:

  • При реализации данного проекта Россия получила бы стройную и работоспособную политическую систему, являвшуюся конституционной монархией дуалистического типа с двухпалатным Парламентом и сильной властью императора. В результате в России появилась бы новая форма монархии, юридически ограничивающая абсолютизм, но фактически сохраняющая единоличную власть государя.
Проект Новосильцева-Вяземского

Проект Новосильцева-Вяземского "Государственная Уставная грамота Российской империи".

К 1820 году по поручению Александра I был подготовлен новый проект конституции. Её авторами были Н.Н. Новосильцев и П.А. Вяземский.

Написанная по-французски "Конституционная хартия Российской империи" в переводе значилась как "Государственная Уставная грамота Российской империи" и состояла из 191 статьи.

Основные положения проекта Новосильцева – Вяземского.  (в сравнении с проектом М.М. Сперанского). Изменились роль и функции Сената (у Сперанского – орган судебной власти, у Новосильцева и Вяземского – одна из палат законодательного сейма); Расширились функции Государственного Совета: -первичная разработка законопроектов; -контроль за деятельностью министров; -разработка и первичное обсуждение бюджета).

Основные положения проекта Новосильцева – Вяземского. (в сравнении с проектом М.М. Сперанского).

  • Изменились роль и функции Сената (у Сперанского – орган судебной власти, у Новосильцева и Вяземского – одна из палат законодательного сейма);
  • Расширились функции Государственного Совета:

-первичная разработка законопроектов;

-контроль за деятельностью министров;

-разработка и первичное обсуждение бюджета).

Основные положения проекта Новосильцева – Вяземского.  (в сравнении с проектом М.М. Сперанского).

Основные положения проекта Новосильцева – Вяземского. (в сравнении с проектом М.М. Сперанского).

  • Государственный Совет делился на две палаты (во многом за счёт уменьшения функций законодательного сейма).
  • Государственный Сейм (делившийся, в свою очередь на Сенат и Посольскую палату) утратил право контроля за деятельностью министров и всей исполнительной власти.
  • Добавление к имущественному цензу сословного разделения.
Основные положения проекта Новосильцева – Вяземского.  (в сравнении с проектом М.М. Сперанского).

Основные положения проекта Новосильцева – Вяземского. (в сравнении с проектом М.М. Сперанского).

  • При ограничении прав законодательной ветви власти расширялись права местного самоуправления. Тенденция децентрализации управления и распределение его между двенадцатью наместничествами с жёсткой централизацией внутри самих наместничеств.
Основные положения проекта Новосильцева – Вяземского.  (в сравнении с проектом М.М. Сперанского).

Основные положения проекта Новосильцева – Вяземского. (в сравнении с проектом М.М. Сперанского).

  • "Государственная Уставная грамота Российской империи"-типичная умеренно-либеральная конституция европейского образца первой четверти XIX века, весьма прогрессивный и продуманный в соответствии с реалиями того времени документ.
  • При реализации проекта Новосильцева – Вяземского в стране создавались предпосылки для формирования нового типа государства – не унитарной, а своеобразной федеративной империи.
Проект П.И. Пестеля — «Русская Правда» Проект П.И. Пестеля (1793–1826гг.) — «Русская Правда» — в качестве формы государственного правления предусматривал республику.

Проект П.И. Пестеля — «Русская Правда»

Проект П.И. Пестеля (1793–1826гг.) — «Русская Правда» — в качестве формы государственного правления предусматривал республику.

  • Законодательная власть сосредоточена в Народном вече.
  • Исполнительная власть — державная Дума.
  • Блюстительная власть — Верховный собор.  
Проект П.И. Пестеля — «Русская Правда»

Проект П.И. Пестеля — «Русская Правда»

  • В теории разделения властей, предложенной Пестелем, «принимается правило определённости круга действий», то есть чётко устанавливаются компетенции законодательной, исполнительной и блюстительной власти. Более того, Пестель настаивал на том, чтобы каждому государственному органу «были присвоены точные и неизменные функции».
Николай I., подписав знаменитый указ «Об усовершенствовании государственного порядка», действительно даровал некоторые свободы. Он объявил о создании Государственной Думы, наделенной ограниченными законодательными полномочиями. Но надежды, естественно, не оправдались. Ни один закон не мог вступить в силу без высочайшего одобрения. Да и само существование Думы зависело от царского усмотрения или, точнее, произвола.
  • Николай I., подписав знаменитый указ «Об усовершенствовании государственного порядка», действительно даровал некоторые свободы. Он объявил о создании Государственной Думы, наделенной ограниченными законодательными полномочиями. Но надежды, естественно, не оправдались. Ни один закон не мог вступить в силу без высочайшего одобрения. Да и само существование Думы зависело от царского усмотрения или, точнее, произвола.
В феврале 1917 года монархия пала. 1 сентября 1917 года состоялось официальное провозглашение России республикой. Специальная комиссия при юридическом совещании Временного правительства начала подготавливать проект республиканской Конституции. Видимо, в ней впервые мог найти отражение принцип разделения властей. Но в 1917 году к власти пришли большевики и все планы
  • В феврале 1917 года монархия пала. 1 сентября 1917 года состоялось официальное провозглашение России республикой. Специальная комиссия при юридическом совещании Временного правительства начала подготавливать проект республиканской Конституции. Видимо, в ней впервые мог найти отражение принцип разделения властей. Но в 1917 году к власти пришли большевики и все планы

Временного правительства

рухнули.

Разделение властей было объявлено инструментом завоевания и осуществления власти буржуазией.

Схема органов управления по проекту А. Чарторыйского (1802 год). Император Совет при императоре Государственное управление Управление (исполнительная  власть) Охранительная часть (Сенат) Юстиция  (судебные учреждения)  Министерс- тва Правительст -вующий Сенат Граждан- ские Уголов- ные Полицейс- кие Судебный  Сенат

Схема органов управления

по проекту А. Чарторыйского (1802 год).

Император

Совет при императоре

Государственное управление

Управление

(исполнительная

власть)

Охранительная

часть

(Сенат)

Юстиция

(судебные

учреждения)

Министерс-

тва

Правительст

-вующий

Сенат

Граждан-

ские

Уголов-

ные

Полицейс-

кие

Судебный

Сенат

Схема органов государственного управления по проекту М.М. Сперанского (1808-1809 г.г.) Император Государственный Совет Законодательная власть Судебная власть Исполнительная власть Сенат Министерства  Государственная дума Губернские управления Губернские думы Губернские суды Окружные  суды Окружные думы Окружные управления Волостные  управления Волостные думы Волостные суды

Схема органов государственного управления по проекту М.М. Сперанского (1808-1809 г.г.)

Император

Государственный Совет

Законодательная

власть

Судебная

власть

Исполнительная

власть

Сенат

Министерства

Государственная

дума

Губернские

управления

Губернские

думы

Губернские

суды

Окружные

суды

Окружные

думы

Окружные

управления

Волостные

управления

Волостные

думы

Волостные

суды

Схема политической системы России по проекту Новосильцева-Вяземского (1820 г.) Император Общее собрание Совета Государственный  Совет Правительственный  совет (Комитет  министров) Законодательная власть Судебная власть Исполнительная власть Государственный Сейм  Сенат Посольская  палата Верховный суд Министерства Апелляционные суды Наместнические  сеймы  Сенаты Посольские  палаты Наместники и наместнические советы Суды первой инстанции К плану

Схема политической системы России по проекту Новосильцева-Вяземского (1820 г.)

Император

Общее собрание

Совета

Государственный Совет

Правительственный

совет (Комитет

министров)

Законодательная

власть

Судебная

власть

Исполнительная

власть

Государственный

Сейм

Сенат Посольская

палата

Верховный суд

Министерства

Апелляционные

суды

Наместнические

сеймы

Сенаты Посольские

палаты

Наместники и

наместнические

советы

Суды первой

инстанции

К плану

VI . Особенности реализации принципа разделения властей в современном мире.

VI . Особенности реализации принципа разделения властей в современном мире.

  • В президентской республике разделение властей проводится наиболее последовательно. Об этом, в частности, свидетельствует опыт США, рассматриваемый выше, где этот принцип был существенно дополнен системой «сдержек и противовесов», которые позволили не только разделить три власти, но и конструктивно уравновесить их.
Существенные особенности свойственны системе разделения властей в государствах с парламентской формой правления: парламентских республиках и парламентарных монархиях. Здесь, как и в любом конституционно-правовом государстве, обеспечивается относительная самостоятельность и независимость законодательной, исполнительной и судебной власти, но баланс между ними поддерживается при помощи специфических средств. Так, баланс законодательной и исполнительной власти обеспечивается, в частности, тем, что парламент может выразить недоверие правительству, а глава государства может распустить парламент.
  • Существенные особенности свойственны системе разделения властей в государствах с парламентской формой правления: парламентских республиках и парламентарных монархиях. Здесь, как и в любом конституционно-правовом государстве, обеспечивается относительная самостоятельность и независимость законодательной, исполнительной и судебной власти, но баланс между ними поддерживается при помощи специфических средств. Так, баланс законодательной и исполнительной власти обеспечивается, в частности, тем, что парламент может выразить недоверие правительству, а глава государства может распустить парламент.
Есть свои особенности и в полупрезидентских республиках. Согласно французской доктрине, например, применение принципа разделения властей отнюдь не равнозначно раздроблению и ослаблению власти, а напротив, должно служить сотрудничеству и кооперации всех её ветвей. Только такая, сильная, власть может служить интересам человека и общества, в чём и состоит высшее предназначение государства. В современной Франции президент обладает широкими полномочиями, благодаря которым он является в определённой мере носителем исполнительной власти, при осуществлении которой, однако, не несёт ответственности перед парламентом. В то же время президент делит исполнительную власть с правительством, которое в свою очередь, должно опираться на поддержку парламентского большинства.
  • Есть свои особенности и в полупрезидентских республиках. Согласно французской доктрине, например, применение принципа разделения властей отнюдь не равнозначно раздроблению и ослаблению власти, а напротив, должно служить сотрудничеству и кооперации всех её ветвей. Только такая, сильная, власть может служить интересам человека и общества, в чём и состоит высшее предназначение государства. В современной Франции президент обладает широкими полномочиями, благодаря которым он является в определённой мере носителем исполнительной власти, при осуществлении которой, однако, не несёт ответственности перед парламентом. В то же время президент делит исполнительную власть с правительством, которое в свою очередь, должно опираться на поддержку парламентского большинства.

К плану

VII . Вопрос о разделении властей в современной России. В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплён в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя. В статье 10 говорится:

VII . Вопрос о разделении властей в современной России.

  • В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплён в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя. В статье 10 говорится: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполни -

тельную и судебную. Органы законодательной, исполни -

тельной и судебной власти самостоятельны".

Конституционные нормы, определяющие механизм государственной власти закреплены в главах
  • Конституционные нормы, определяющие механизм государственной власти закреплены в главах "Президент Российской Федерации", "Федеральное Собрание", "Правительство Российской Федерации", "Судебная власть". Все эти высшие государственные органы власти в равной степени выражают целостную концепцию народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.
Пост Президента был учреждён в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г. По Конституции РФ 1993 г. «Президент РФ является главой государства» (п. 1, ст. 80, Конституции РФ). В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функций Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти.  Когда, тем не менее, употребляют термин
  • Пост Президента был учреждён в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г. По Конституции РФ 1993 г. «Президент РФ является главой государства» (п. 1, ст. 80, Конституции РФ). В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функций Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти. Когда, тем не менее, употребляют термин "президентская власть", то это может означать только особый статус Президента в системе трёх властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном с исполнительной властью.
При характеристике Российского парламента в свете принципа разделения властей можно выделить три момента: а) применение к нему термина «парламент» означает официальное принятие категории парламентаризма с учётом Российских условий и особенностей, а также мирового цивилизованного опыта; б) специфическим свойством является определение его как общенационального представительного органа; в) Федеральное Собрание - законодательный орган Российской Федерации. Однако Конституция 1993 г. не исходит из принципа верховенства парламента над исполнительной властью. Вопрос о недоверии Правительству, выраженном Государственной Думой, окончательно решается Президентом РФ.

При характеристике Российского парламента в свете принципа разделения властей можно выделить три момента:

а) применение к нему термина «парламент» означает официальное принятие категории парламентаризма с учётом Российских условий и особенностей, а также мирового цивилизованного опыта;

б) специфическим свойством является определение его как общенационального представительного органа;

в) Федеральное Собрание - законодательный орган Российской Федерации. Однако Конституция 1993 г. не исходит из принципа верховенства парламента над исполнительной властью. Вопрос о недоверии Правительству, выраженном Государственной Думой, окончательно решается Президентом РФ.

Конституция Российской Федерации главой 7 выделяет и третью самостоятельную ветвь власти - судебную. Судебная власть и органы, её осуществляющие, обладают значительной спецификой, это отражено в ч.2 ст. 118 Конституции РФ, где сказано, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституция Российской Федерации чётко определяет, что правосудие в России осуществляется только судами РФ. При этом подчеркивается независимость судов.
  • Конституция Российской Федерации главой 7 выделяет и третью самостоятельную ветвь власти - судебную. Судебная власть и органы, её осуществляющие, обладают значительной спецификой, это отражено в ч.2 ст. 118 Конституции РФ, где сказано, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституция Российской Федерации чётко определяет, что правосудие в России осуществляется только судами РФ. При этом подчеркивается независимость судов.
Конституцией Российской Федерации предусмотрены:
  • Конституцией Российской Федерации предусмотрены:

а) Конституционный Суд РФ;

б) Верховный Суд РФ;

в) Высший Арбитражный Суд РФ.

Согласно Конституции РФ действуют другие федеральные суды.

Требуется специальный федеральный закон, закрепивший бы процедуры осуществления полномочий органов власти и формы их взаимодействия. Правовое урегулирование этих вопросов в одном законодательном акте способствовало бы их сбалансированному и согласованному функционированию, невмешательство в компетенцию друг друга.
  • Требуется специальный федеральный закон, закрепивший бы процедуры осуществления полномочий органов власти и формы их взаимодействия. Правовое урегулирование этих вопросов в одном законодательном акте способствовало бы их сбалансированному и согласованному функционированию, невмешательство в компетенцию друг друга.
Конституционный суд Верховный суд Арбитражный суд Схема органов государственной власти Российской Федерации по Конституции 1993 года. Президент РФ –  глава государства Судебная  власть Законодательная  власть Исполнительная  власть Федеральное Собрание Совет Государственная Федерации Дума Правительство РФ Федеральные органы  исполнительной власти К плану

Конституционный суд

Верховный суд

Арбитражный суд

Схема органов государственной власти Российской Федерации по Конституции 1993 года.

Президент РФ –

глава государства

Судебная

власть

Законодательная

власть

Исполнительная

власть

Федеральное

Собрание

Совет Государственная

Федерации Дума

Правительство РФ

Федеральные

органы

исполнительной

власти

К плану

Выводы: Принцип разделения властей является достаточно актуальным на современном этапе, особенно для Российского государства. Принцип разделения властей следует считать основой построения органов демократического правового государства. С развитием правового государства все более частым становится отхождение от строгого принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. К плану

Выводы:

  • Принцип разделения властей является достаточно актуальным на современном этапе, особенно для Российского государства.
  • Принцип разделения властей следует считать основой построения органов демократического правового государства.
  • С развитием правового государства все более частым становится отхождение от строгого принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

К плану

Литература:

Литература:

  • Конституция РФ. - М., Юридическая литература, 2005.
  • Азаркин, Н. М . " Учение Монтескье о разделении властей". law . edu . ru / article / article . asp ? articleID =
  • Баглай М. В., "Конституционное право России", Норма, Москва , 1998 год ,
  • Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. "Конституционное право Российской Федерации". - М., Инфра, 2002.
  • Бойцова В. В., Бойцова Л. В. "Интерпретация принципа ответственности государства за ущерб причинённый гражданам в практике Конституционного Суда РФ", Государство и право, 1996, № 4, С. 52.
  • Валуев М. "Исторические типы философии". - М., 1999.
  • Захаров В.Ю. "Всемилостивейшая жалованная грамота российскому народу" 1801 г. в контексте развития конституционных идей в России во второй половине XVIII -начала XIX вв".,М., 2002;
Захаров В.Ю.
  • Захаров В.Ю. "Могла ли Россия стать конституционной монархией при Александре I ?", "Преподавание истории в школе", № 8, 2008.
  • Исаев И. А., Золотухина М. Н. "История политических и правовых учений России". - М., Юрист, 2004.
  • Козлов А. Е. "Конституционное право России", Москва, БЕК , 1996 год ,
  • Кудинов О.А. "Конституционные проекты в России в XIX – начале XX вв"., М., 2000;
  • Кучеренко М.В. "Принцип разделения властей: теория, практика, история и современность", http://femida8.narod.ru/Razdelenie.html
  • Марченко М.Н. "Теория государства и права", М., 2000
  • Медушевский А.Н. "Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе", М. 1998;
  • Мироненко С.В. "Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия". М., 1990;
Мишин А.А.
  • Мишин А.А."Теория разделения властей", Советская научная литература , Саратов, 1985 год
  • Монтескье Шарль Луи, "О духе законов", http :// bookz . ru / authors / montesk _ e -6 arl _ lui / montes 01. html
  • Румянцева О.Г., "Основы конституционного строя России" , Юрист , Москва ,1994 год.
  • Сафонов М.М. "Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв.", Л. 1988;
  • Сперанский М.М. "Проекты и записки". М.; Л., 1961;
  • Томсинов В.А. "Светило российской бюрократии: Исторический портрет М.М. Сперанского" (любое издание);
  • Хропанюк В. Н. "Теория государства и права". - М., 2001.
  • Черниловский З. М. "Всеобщая история государства и права". - М., Юрист, 2002.
Чернов К.С.
  • Чернов К.С. "Забытая конституция: "Государственная Уставная Грамота Российской империи", М., 2007;
  • Чиркин В. Е., "Конституционное право: Россия и зарубежный опыт", Зерцало, Москва , 1998 год
  • Энтин Л.М. "Разделение властей: опыт современных государств", М., 1995
  • Конституция РФ. Комментарии. Юридическая литература, М,1994 г.
  • Юридический энциклопедический словарь, Советская энциклопедия, М. , 1987 г.
  • Википедия. Свободная энциклопедия. ru.wikipedia.org/wiki/

Завершение


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!