Азбука дорожного движения
ПРОЕКТ ПО ПДД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Формирование навыков правильного поведения дошкольников на дороге.
воспитателя группы«Сказка» Котовщиковой И.Н.
НУН ДОО ЦРР «Якутскэнерго» д/с № 84 «Искорка»
г. Якутск
Введение
Цель, которую мы преследовали при составлении данного проекта, состояла прежде всего в том, чтобы помочь воспитателям самим разобраться в предлагаемом объеме материала, выстроить стройную систему по формированию у дошкольников необходимых умений и навыков, учитывающую специфические особенности и способность воспринимать предлагаемый материал.
Хочется надеяться, что наш проект поможет воспитателям и педагогам организовать процесс обучения, а детям — в любой ситуации на дороге чувствовать себя уверенно и безопасно.
Для этого мы предлагаем вашему вниманию разработанный нами проект и тематическое планирование занятий по обучению дошкольников Правилам дорожного движения.
Актуальность:
- Перед обществом встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?»
- Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог.
- Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями.
Цель проекта:
- Создание в группе максимально эффективных условий для организации работы по формированию у детей навыков правильного поведения на дороге.
Задачи:
- Создание предметно - развивающей среды.
- Организация прогулок, занятий, игр, бесед.
- Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся ПДД.
Новизна проекта: в радикальном преобразовании форм, методов и приемов, используемых в работе по формированию у дошкольников ПДД.
Вид проекта:
Участники проекта:
- дети и родители подготовительной к школе группы
Ожидаемый результат:
- воспитание нового поколения грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения
Краткая аннотация проекта:
- В данном проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения. Реализация проекта осуществляется через игровые занятия, различные виды деятельности: игры, прогулки, беседы дети подробно знакомятся с ПДД, рассматривают различные проблемные ситуации и приходят к выводу, что знание правил необходимо в жизни каждого человека. Совместно с дошкольниками мы определили план работы
План реализации проекта (на учебный год)
- Беседа «Правила поведения в общественных местах». Беседа по картине «Улица города».
- Сюжетно - ролевые игры «Правила движения», «На дорогах города»
- Занятие "Безопасное поведение на дороге"
- Игра «Автошкола».
- ООД: «Правила эти не забывай и на дороге всегда выполняй», «Необыкновенное путешествие» «Знакомство со светофором» «Внимание! Железнодорожный переезд!»
- Наблюдения на прогулках
- Работа с родителями: нарисовать схему дороги из дома в детский сад.
- Викторина «Пешеход на улице».
- Словесная игра «Что? Где? Откуда?»
- Досуг «Правил дорожных на свете не мало»
- Макет города, показывающий
- какие правила дети должны знать при дорожном движении
Примерное тематическое планирование занятий по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и Правилам дорожного движения
Тема
Остановись
Вторая младшая группа
Дорога и ее элементы
Посмотри
Средняя группа
1. Форма и цвет предметов.
Транспортные средства
Старшая группа
Сравнение предметов по размеру
1. Наземный, воздушный, водный транспорт
1. Правила поведения на тротуаре и передвижение группами
Пешеходные переходы
Перейди
2. Части автомобиля
2. Горизонтальная разметка ( «зебра», «разделительная линия»)
Средства регулирования дорожного движения
1. Взаимоотношения участников дорожного движения (дорога, транспорт, пешеход)
1. Виды транспортных средств ( пассажирский, грузовой, оперативный и специальный)
2. Ориентация в пространстве и во времени
Подготовительная группа
Правила перехода проезжей части дороги
1. Транспорт служб оперативного реагирования. Сигналы, подаваемые водителями
Дорожные знаки
2. Остановка общественного транспорта
1. Пешеходный переход ( наземный, надземный. подземный)
3. Различия легкового и грузового транспорта
* Многополосноедвижение
2. Разделительная полоса.
3. Дорога (тротуар, поребрик и проезжая часть). Отличия понятий «улица» и «дорога»
1. Передвижение в заданном направлении (хаотичное. водном направлении и в противоположных направлениях). Движение и сигналы (звуковые. зрительные, тактильные)
Экскурсии
1. Пешеходный переход ( обозначенный и необозначенный)
* Велосипедная и пешеходная дорожки
Трамвайные пути
2. Наземный переход, знаки, разметка (регулируемый и нерегулируемый)
2. Формирование навыка остановки перед переходом дороги
Экскурсия к ближайшей дороге
Итоговое мероприятие
1. Ориентировка в пространстве при моделировании дороги и перехода (при помощи элементов сюжетно-ролевой игры)
3. Дорога с односторонним и двусторонним движением
3. Цвета, их последовательность и назначение в дорожном движении
* Запрещающие и предписывающие знаки
2. Светофор, его сигналы.
Наблюдение за светофором
2. Правила перехода проезжей части (3 фиксации поворота головы) — оцени дорожную обстановку
1. Закрепление навыка «остановись - посмотри».
Спектакль для детей (с участием детей)
Виды светофоров
4. Загородная дорога (кювет, обочина)
* Информационно-указательные знаки
Экскурсии в ЦБ «Автоград»
Дидактическая игра
Формирование навыка «перейди»
1. Участники дорожного движения.
* Мы — водители (сигналы регулировщика)
( транспортным средствам)
( «Мы-пешеходы»)
Экскурсия в ЦБ «Автоград» ( «Мы — водители»)
Спектакль для родителей
2. Моделирование перекрестка.
Правила пешеходов и пассажиров
3. Сигналы регулировщика
2. Переход проезжей части по необозначенному пешеходному переходу
Действия по сигналам
( силами детей)
Викторина познанию правил безопасного поведения на дороге и Правил дорожного движения
4. Группы дорожных знаков
регулировщика
Пояснительная записка к таблице
В предлагаемом тематическом планировании закреплен выработанный алгоритм перехода дороги «остановись—посмотри—перейди» , который, на наш взгляд, соответствует и Правилам дорожного движения, и возрастным характеристикам, и личному опыту дошкольников и максимально обеспечивает безопасность детей на дороге.
Закрепление составляющих алгоритма проходит через изучение разделов ТП во всех возрастных группах, с усложнением содержания материала от года к году. Так, требование «остановись» предполагает, прежде всего, ознакомление с понятием «дорога» и ее элементами (от терминов «проезжая часть», «тротуар», «поребрик» (бордюр) — в младших группах, до «многополосное движение» — в подготовительной группе).
Чтобы ребенок смог остановиться у поребрика, он должен четко научиться выделять его из всех других элементов дороги. Выполнив это требование («остановись»), маленький пешеход должен оценить окружающую обстановку (т.е. «посмотри»).
Ребенок имеет представления о видах транспорта (воздушный, наземный, водный), на дороге он видит транспортные средства (пассажирский, грузовой, специальный, оперативный) и оказывается перед проблемой выбора способа перехода проезжей части дороги. В решении этой проблемы ребенку помогут пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик), а также дорожные знаки (семь групп дорожных знаков).
Заключительный этап алгоритма («перейди») учит нас правилам перехода проезжей части (обязательно три фиксации поворота головы — в сторону движущегося транспорта, в противоположную и опять в сторону транспорта) по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу, учит правильно определить место для перехода на участке дороги с необозначенным переходом.
ОБУЧАЕМ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ
- Предусмотрено проведение одного теоретического и одного практического занятия в месяц длительностью от 15 до 35 минут в зависимости от возраста группы.
- Теоретические занятия, проводимые, как правило, в игровой форме, ставят перед собой цель ознакомить, научить, сформировать те или иные навыки и умения. Очень важно научить ребят грамотно использовать полученные знания.
- На практических занятиях, а это чаще всего организуемые на прогулках наблюдения, опыты, дидактические и сюжетно-ролевые игры, закрепляется пройденный материал. Например, упражнения, тренирующие глазомер, лучше и интереснее проводить на улице, где больше простора. Очень важны проводимые наблюдения за дорогой, проезжающими автомобилями и работой светофора, которые невозможно организовать в помещении.
- В конце учебного года в каждой возрастной группе предполагается проведение диагностики и итогового занятия в разнообразных формах: спектакль для детей силами взрослых, спектакль силами детей, викторины, конкурсы, экскурсии в Центр безопасности «Автоград» и т.д.
- Представленное ТП носит примерный характер и может быть скорректировано в зависимости от особенностей организации образовательного процесса в ДОУ, специфики и индивидуальных особенностей детского коллектива, уровня подготовки детей, способности усваивать материал.
Правила дорожного движения едины для всех — для детей и для взрослых
Возраст, когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться по дороге, точно определить невозможно. Бесспорно одно: дошкольника никогда не следует оставлять одного на дороге. Планомерную и систематическую работу по обучению безопасному поведению на дороге необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте.
Изготовление макета города, показывающий какие правила дети должны знать при дорожном движении
Знай Азбуку Движения как таблицу умножения
Работа с родителями
Памятка родителям
Стенд для родительского уголка
Заключение
Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению и Правилам дорожного движения ребенка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно.
У дошкольника есть детские игрушки, детские книжки, детский театр, наконец, но у него нет и быть не может детского дорожного движения.
Поэтому программа обучения дошкольников безопасному поведению на дороге должна соответствовать современным требованиям к участнику дорожного движения и действующим ПДА.
Кроме того, разговаривать с детьми следует серьезно, как со взрослыми, без уменьшительных слов — ведь опасными на дороге бывают автомобили, а не автомобильчики!
Используемая литература :
- Н.А. Извекова /Правила дорожного движения. - М.: Просвещение, 1982.
- Н.А. Извекова/ Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. - М.: Творческий центр «Сфера», 2006.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» Москва 2007.
- Михайлова З.С. «Математика от 3 до 7» С.-П. «детство - ПРЕСС», 1999.
- Л.Б. Поддубная/ Правила дорожного движения. Занимательные материалы. - Волгоград, Издательство - торговый дом.
- Полынова В.К. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
- Ушакова О.С «Занятия по развитию речи» Москва 2009.
Спасибо за внимание!