СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приготовление полуфабрикатов из рыбы для варки, жаренья, припускания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на формирование практических умений, навыков учащихся по приготовлению полуфабрикатов из рыбы.

Просмотр содержимого документа
«Приготовление полуфабрикатов из рыбы для варки, жаренья, припускания.»

Урок технологии в 10 классе № дата:

Тип урока: урок открытие новых знаний.

Тема урока: «Приготовление полуфабрикатов из рыбы для варки, жаренья, припускания».

Цель урока: формирование практических умений, навыков по приготовлению полуфабрикатов из рыбы.

Планируемые результаты:

  • Предметные: сформировать практические навыки и умения по приготовлению полуфабрикатов из рыбы, рыбных горячих блюд в ходе самостоятельной работы, изучить современные способы подачи и декорирования рыбных блюд.

  • Метапредметные: развивать навыки самостоятельной работы при выполнении производственных заданий, т.е. развивать производственную технологичность, эстетический вкус при декорировании блюд, коммуникативность, т.е. умение и навыки общения, терпимость, способность работать в группе, брать на себя ответственность.

  • Личностные: воспитать у учащихся культуру труда, чувство солидарности и ответственности, бережное отношение к энергоресурсам, к сырью, к инвентарю и оборудованию.

Оборудование: холодильные камеры, мясорубки, электрические плиты, столы, весы, разделочные доски Р.С., ножи Р.С., скребки, сковороды, лотки посуда для отпуска.

Сырье и набор продуктов согласно технологическим картам (свежемороженая рыба, креветки, панировки, льезон, овощи, жир, специи, яйца, лимон).

Набор посуды для отпуска блюд в дегустационном варианте (тарелки порционные шт.)

Дидактический раздаточный материал (информационные карты, инструкционные карты, технологические схемы, карты задания, карта с заданиями проблемного характера, карты расчета, тесты).


Структура урока.

1. Этап мотивации.

а) проверка количества учащихся.
б) проверка санитарного состояния и внешнего вида учащихся.
в) мобилизация внимания учащихся.
На предыдущем уроке мы с вами обрабатывали чешуйчатую рыбу, а сегодня будем не только нарезать полуфабрикаты из рыбы для жарки основным способом, для фритюра и для припускания, но и производить тепловую обработку полуфабрикатов, т.е. готовить горячие рыбные блюда с учетом кулинарной моды.

Давайте вспомним тепловые обработки?
Какой тепловой процесс называют варкой?
Ответ: варка- способ тепловой обработки, когда продукт полностью погружается в жидкую среду( вода, бульон, молоко, соус и т.д.)
Что называют припусканием?
Ответ: Припускание- варка в небольшом количестве воды или в собственном соку.
А какую тепловую обработку называют жаркой основным способом?
Ответ: Жаркой называют нагревание продукта с жиром (или без него) до состояния, при котором на поверхности образуется поджаристая корочка за счет изменения органических веществ, содержащихся в продукте, и образования новых веществ. Процесс сопровождается потерей влаги и концентрацией прочих веществ.

2. Этап актуализации.

Сегодня на уроке вам предстоит не только научиться таким приемам как нарезание рыбных полуфабрикатов, панирование, обжаривание основным способом (жарка в небольшом количестве жира) и во фритюре (жарка в большом количестве жира), припускание, но и декорированию блюда, т.е. оформлению.
А для этого необходимо вспомнить материал предыдущих уроков. Постарайтесь ответить на вопросы:
1. В чем заключается питательная ценность рыбы? 
(ответами учащихся могут быть): Рыба – это ценный продукт питания. В ее мясе содержатся белки до 20%, жиры до 33%, минеральные соли, витамины, экстрактивные вещества. Белки рыбы полноценны, так как содержат все незаменимые аминокислоты. Мякоть рыбы не имеет жесткой соединительной ткани, поэтому усваивается организмом человека легко и быстро. Рыбий жир содержит ненасыщенные жирные кислоты, витамины А, Е, Д, соли кальция и фосфора. Благодаря легкоплавкости, а в кости рыбий жир тоже хорошо усваивается. А рыба морей и океанов содержит большое количество йода. Разнообразие химического состава делает рыбу диетическим продуктом. Ее используют в лечебном питании при малокровии, для лечения рахита и заболевания сердечно-сосудистой системы. 
2. По каким показателям определяют доброкачественность поступающей рыбы на предприятия?
Ответ: по санитарным требованиям основными показателями является ее внешний вид и запах. Рыба должна иметь упругую мякоть, плотную блестящую чешую, розовые расправленные жабры без слизи, прозрачные не впалые глаза, а плавники должны быть влажными и не поврежденными.
3. Из каких операций состоит механическая кулинарная обработка рыбы?
Ответ: из следующих операций: оттаивание, вымачивания, разделки, приготовления полуфабриката. Под разделкой подразумевается удаление чешуи, внутренностей, плавников, головы, а иногда костей и кожи.
4. Сколько способов обработки чешуйчатой рыбы знаете? Какие?
Ответ: в кулинарии используют пять способов обработки рыбы в зависимости от ее размеров и кулинарного назначения.
– обработка рыбы целиком (отходы 20% и 35%)

– обработка рыбы на кругляши (отходы 35-40%))
– обработка рыбы пластованием (отходы 43%)
– обработка рыбы на чистое филе (отходы 50-68%))
– приготовление фаршированной рыбы
5. Какие инструменты и инвентарь необходимы для первичной обработки рыбы и приготовления полуфабрикатов?
Ответ: - ванны для вымачивания или промывания рыбы; - столы для разделки и нарезки полуфабрикатов; - разделочные доски с маркировкой Р.С.; - ножи поварские с маркировкой Р.С.; - длинный нож с гибким лезвием (саамы)- для очистки рыбы от кожи и срезания филе с костей; - крепкие ножницы для обрезания плавников и хвоста; - ручные скребки или обычный тупой нож для очистки рыбы от чешуи; - лотки, противни, сковороды, рыбные котлы (коробины) с решеткой.
6. Сроки хранения обработанной рыбы и полуфабрикатов из нее?
Ответ: рыба является скоропортящимся продуктом из-за высокого содержания воды. В охлажденной рыбе приостанавливаются процессы размножения микроорганизмов, поэтому разделанную рыбу хранят от 0ْ до 4ْ С – 24 часа; порционные куски и рыбный фарш – 6-8 часов; котлетную массу 2-3 часа слоем в 5см.; полуфабрикат из котлетной массы до 12 часов.

3. Этап выявления места и причины затруднения.

1. Почему трудно довести блюдо до вкуса, если не использовать пряности в кулинарии? 
Предполагаемые ответы: Пряности позволяют достичь сбалансированного вкуса многих блюд, но главное условие, не потерять чувство меры.

2. Знаете ли вы, что такое миксы?
Предполагаемый ответ, что учащиеся не знают. 

Комментарий учителя: 
Миксы – это смеси пряностей и специй. Для рыбы можно составить отличные смеси. Вот две.
Для первой: надо лимонную цедру разболтать с равным количеством соли (лучше взять морскую), а затем добавить молотый белый перец.
Для второй: надо соединить рубленый чеснок, свежий тертый имбирь, соль, сахар и укроп.
Что в первом, что и во втором случае рыбное филе надо натереть пряной смесью, а потом приготовить. Можно на пару, можно обжарить на гриле. Можно припустить в белом вине. Если рыбе дать полежать в этой смеси, она естественно промаринуется и вкус ее будет более интенсивным.
Сегодня мы отойдем от традиции, и будем использовать нетрадиционные панировки, которые придают жареной рыбе не только поджаристую корочку, но и новый специфический вкус. В качестве панировки можно использовать: манную крупу, кокосовую стружку, кунжутное семя, миндальные хлопья, куркуму, зерна горчицы и др.

4. Этап целеполагания.

Сообщение темы урока.

Разъяснение цели урока.

Ознакомление с учебными задачами:

а) приготовить полуфабрикаты из рыбы для жарки, жарки во фритюре, припускания.
б) приготовить и оформить рыбные горячие блюда в дегустационном варианте,

5. Этап открытия нового знания.

Для варки используют: рыбу в целом виде, порционные куски круглые формы, куски из пластованной рыбы с кожей и костями , с кожей и без костей. Куски нарезают поперек волокон, при этом держат нож под прямым углом к рыбе. На каждом куске кожу надрезают в 2- 3 местах, чтобы при тепловой обработке рыба не меняла свою форму.

Для припускания используют: рыбу в целом виде, некрупные звенья, порционные куски пластованной рыбы с кожей и без костей, без кожи и костей. Куски нарезают (начиная с хвостовой части), держа нож под углом 30°С к рыбе. При этом получают плоские широкие куски, удобные для быстрого равномерного прогревания в малом количестве жидкости.

Для жарки основным способом : рыбу используют в целом виде, звенья, порционные куски, нарезанные из пластованной рыбы с кожей и костями, с кожей без костей, без кожи и костей . Куски с позвоночной костью нарезают, держа нож под прямым углом к рыбе; филе с реберными костями или без костей нарезают под углом 30°С на широкие плоские куски, имеющие большую поверхность соприкосновения с жарочной поверхностью.

Чтобы рыба при жарке не теряла много жидкости и пищевых веществ, а на поверхности ее образовалась поджаристая корочка, подготовленную рыбу панируют.

Панированием называют нанесение панировки на поверхность полуфабриката. В зависимости от дальнейшего использования применяют различные способы панирования и различные панировки.

Для мучной панировки берут пшеничную муку 1-го сорта, предварительно просеянную. Перед панированием в муку можно добавить мелкую соль. Для красной панировки используют размолотые сухари пшеничного хлеба, для белой панировки – мелко тертый черствый пшеничный хлеб, зачищенный от корок. Хлебная панировка соломкой представляет собой пшеничный черствый хлеб без корок, нарезанный в виде соломки.

Для лучшего прикрепления панировки к продукту его смачивают в специальной жидкости - льезоне, представляющая собой смесь сырых яиц с молоком или водой, с добавлением соли.


Техническая карта приготовления льезона.


Наименование сырья


Нетто, г


Яйца

или меланж

Вода

Соль


Выход


670

670

340

10


1000




Применяют различные способы панирования. В муке- для жарки основным способом; в сухарях-для жарки основным способом; в муке или льезоне, красной или белой панировке (двойная панировка) - для жарки во фритюре; в тесте кляр - для жарки во фритюре.

Для жарки во фритюре используют: рыбу в целом виде, порционные куски, нарезанные из пластованной рыбы без кожи и костей. Рыбу нарезают, держа нож под углом 30°С, обсушивают , посыпают солью, панируют в муке, смачивают льезоном и панируют в сухарях.

Для приготовления полуфабриката « рыба фри» чистое филе рыбы (подобному сому, треске, судаку) нарезают на порционные куски в форме ромба и панируют в двойной панировке. Масса полуфабриката - 118, 95, 69 грамм (из сома).

Для блюда « рыба жареная с зеленым маслом»( «рыба восьмеркой») чистое филе нарезают в виде ленты шириной 4-5см, толщиной 1см, длиной 15-20 см, слегка отбивают, панируют в муке, льезоне и белой панировке. Полуфабрикат свертывают с двух сторон, придают ему форме восьмерки и скалывают металлической шпажкой. Используют, для жарки во фритюре.

Для блюда « рыба в тесте» чистое филе нарезают брусочками толщиной 1 см, длиной 8-10 см, складывают в посуду и маринуют на холоде 15-30 мин.

Далее, вы узнаете, что кулинарная мода, как и любая другая, постоянно меняется, поэтому надо следить за новинками и постоянно учиться. Современная кулинария – это необычность и оригинальность кулинарного процесса, а также привлекательность звенья, элегантность блюда.

Основными ее направлениями являются:

снижение калорийности блюда, т.е. использовать маложирные породы рыб и большее количество овощей, фруктов.

посуда для отпуска должна быть однотонной, но допускается разнообразие различной фигурации.

для оформления блюд должно быть использовано донышко тарелки.

в работе должна быть лаконичность, свободная цветовая гамма.

не допустимо декорировать блюдо несъедобным предметом или бутофорией.

При декорировании блюд используйте элементы «Арт-визажа». Приставка «Арт» - означает «артистизм» или «искусство», а «визаж» в переводе с французского «лицо». В кулинарном толковании – это искусство создания лица блюда. 

Хочу ознакомить вас с таким понятием как «Фьюжен» (от англ. смешивать), т.е. использовать несколько видов мяса при приготовлении одного блюда. Например, мясо и рыба или птица и рыба и т.д. Фьюжен, ставший популярным на западе более 20 лет назад, добрался и до России. Это достаточно трудный кулинарный жанр, требующий тонкого вкуса и длительной практики и отработки. 
представляет собой пшеничный черствый хлеб без корок, нарезанный в виде соломки.

6. Этап первичного закрепления.


Оригинальным гарниром к жареной рыбе является зеленый гарнир, который готовят из зелени петрушки, укропа и сельдерея: это зеленое масло, зеленые сухарики и жареная зелень. Для приготовления гарнира «зеленые сухарики» надо крупные измельченные сухари обжарить вместе с зеленью. Если обжарить зеленые веточки укропа, петрушки или сельдерея, получится «жареная зелень». «Зеленое масло» - это смесь сливочного масла с мелко нарезанной зеленью. 

При подаче рыбных порционных блюд трудно обойтись без использования картофеля, второго хлеба.
А как его лучше подать?
На гарнир к рыбе мы сегодня приготовим, картофель запеченный в фольге, картофель фри (в виде художественной композиции- розы), или то же самое картофельное пюре, но с добавлением каких-нибудь вкусностей – и получится что-то необыкновенное, новое. Например: - шафран, чеснок, оливковое масло; - петрушка и кориандр; - горчица и сыр; - кедровые орешки и базилик.
При декорировании рыбных блюд будем использовать свежие овощи, креветки и зелень.

7. Этап включения в систему знаний.

- Ознакомление учащихся с порядком организации рабочих мест

- Разъяснение правил техники безопасности при работе. инструктаж по безопасной работе на электрической плите, техника безопасности при работе с ножом.

- Подготовка рабочих мест. Подготовка инструментов, инвентаря, посуды, сырья.

- Практический показ учителя рабочих приемов при нарезке и панировании рыбных полуфабрикатов для жарки.

Самостоятельная практическая работа учащихся по приготовлению полуфабрикатов из рыбы.

Проверка усвоения приемов, способов работы, рациональное использование сырья, соблюдение правил безопасности.

Оказание учителем (при необходимости) практической помощи учащимся.


Задания учащимся:

– нарезает полуфабрикат филе с кожей и рёберными костям

– нарезает полуфабрикат филе с кожей и без костей.

– нарезает полуфабрикат «восьмерка».

– нарезает полуфабрикат рыба фри порционным куском.

Ознакомление учащихся с техникой безопасности при жарке во фритюре.

Для самостоятельной практической работы учащихся формирую бригад

Внешний вид (оригинальность оформления).

Цвет.

Вкус и запах (сочетание ингредиентов, гармония вкуса).

Консистенция.


8. Этап подведения итогов урока.

Итоги работы:

- Сообщение о достижении целей урока, объективные оценки результатов бригадного и индивидуального труда учащихся.

- Демонстрация лучших работ.

- Анализ допущенных ошибок, приемы, способы их устранения.


9. Этап рефлексии.

– продолжите фразу: «сегодня на уроке я узнал…

– сегодня на уроке я научился…

– самым трудным для меня было…

– как вы себя чувствовали сегодня на уроке…

10. Этап ознакомления с домашним заданием.

Повторить тему «Рыбная котлетная масса и полуфабрикаты из нее».