Республика Крым
Джанкойский район
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОщинская школа»
Урок-практикум
«Приемы быстрого устного счета»
6 класс
Выполнила
Учитель математики
Маркив Г.М.,
2016 год
Приемы устного счета 6 класс
Математика, друзья,
Абсолютно всем нужна.
На уроках работай старательно,
И успех тебя ждёт обязательно!
Систематическое проведение устных вычислений повышает интерес к математике, развивает внимание, наблюдательность, способствует более прочному усвоению программного материала. Проведение устных вычислений воспитывает у учащихся навыки самостоятельности, умение ценить и экономить время. Умение быстро и правильно считать, не обращаясь ни к бумаге, ни к калькулятору, воспитывает людей, способных быстро усваивать и лучше выполнять как учебные задания, так и работу в любой отрасли экономики.
Для успешного обучению счету необходимо уделять внимание организации и методике проведения устной работы на уроке.
При подготовке к уроку надо четко определять объем и содержание устных заданий. После изложения новой темы уместно предложить учащимся устные задания на выработку умений и навыков по этой теме. Если цель урока - повторение ранее изученной темы, то к устным вычислениям в классе готовится не только учитель, но и учащиеся, которые дома повторяют по учебнику конкретные указанные учителем правила и учатся ими пользоваться на разобранных ранее примерах.
Устные вычисления проводятся не только в начале урока в специально отведенное для них время, но и в тех случаях, когда при сложных письменных вычислениях обнаруживается, что отдельные их этапы можно выполнить устно.
Во время устного счета учитель вырабатывает у учащихся полезные навыки, определяет знания учащихся по той или иной теме, принимает меры для устранения замеченных недостатков, ставит оценки учащимся, которые проявили активность в работе, инициативу, самостоятельность и оригинальность мышления.
Устным вычислениям, как одной из форм обучения математике, всегда отводилось место. В действующих учебниках математики 5-6 классов, методических рекомендациях для учителя. Но, к сожалению, иногда этого количества упражнений недостаточно для отработки навыков устного счета.
Цели:
I. Личностные результаты:
- формировать положительную мотивацию к обучению;
- формировать чувство самоуважения у учеников.
II. Метапредметные.
Познавательные УУД : строить логическое рассуждение, делать выводы.
Регулятивные УУД: осуществлять постановку целей учебной деятельности; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
Коммуникативные УУД:
формировать умение работать в группе, в паре;
учить приёмам представления результата своей деятельности и деятельности группы.
III. Предметные.
Повторить переместительный и сочетательные законы сложения и умножения.
Развивать умение пользоваться данными законами при решении примеров.
Объяснить распределительный закон и формировать умение использовать данный закон при вычислениях.
Учить применять знания в повседневной жизни
проверить сформированность умений выполнять вычисления с использованием переместительного, сочетательного и распределительного законов арифметических действий.
Задачи:
научить записи законов сложения и умножения; научить применять законы арифметических действий для упрощения вычислений выражений;
развивать логическое мышление, навыки умственного труда, волевые привычки, математическую речь, память, внимание, интерес к математике, практичность;
воспитывать уважительное отношение друг к другу, чувство товарищества, доверие.
Некоторые приемы устного счета
Работа в парах.
1. Законы и свойства арифметических действий
Замена нескольких слагаемых их суммой, перестановка слагаемых, замена нескольких множителей их произведением, перестановка множителей, умножение произведения на число, применение распределительного закона умножения.
Примеры:
;
;
486∙ 92+114∙ 92=(486+114) ∙92=600 ∙ 92=55200.
Упражнения:
;
;
;
25∙ 20∙ 4 ∙5∙ 3 ;
50∙ 9∙ 4 ∙10∙ 3 ;
500 ∙12∙ 2∙ 10∙ 5;
;
;
2. Приемы умножения и деления на целое число
Используется свойство произведения: если один сомножитель увеличить в несколько раз, а другой уменьшить во столько же раз, то произведение не изменится.
Примеры:
Умножение на 5, 50,500
35 ∙5=(35 ∙ 10):2=350:2=175
78 ∙50=(78:2) ∙ 100=39 ∙ 100=3900
706 ∙500=(706:2) ∙1000=353 ∙1000=353000
Умножение на 25, 250 и т.д.
15 ∙ 250=(15 ∙1000):4=15000:4=3750
48 ∙25=(48:4) ∙100=12 ∙100=1200
Деление на 5, 50,500
32:500=(32 ∙2):1000=64:1000=0,064
124:5=(124 ∙2):10=248:10=
Деление на 25, 250
54:25=(54∙ 4) : 100=
123:250=(123∙4):1000=492:1000=
Упражнения:
43∙5;
74∙50;
412∙50;
862∙500;
458∙ 50;
366∙ 500
16∙25;
132∙250;
73,4:500;
27:25;
541:25;
3,8:250;
45,4:250
Приемы умножения на 0,5, 1,5, 2,5 и т.д.
Используется распределительное свойство умножения и замена 0,5 половиной числа
Примеры:
8∙ 0,5=8:2=4
16 ∙1,5=16 ∙ (1+0,5)=16+16:2=16+8=24
34 ∙2,5=34 ∙ (2+ 0,5)=34∙ 2+34:2 =68+17=85
15∙2,5=15 ∙2+15:2=30+7,5=
Упражнения
18 ∙1,5;
42∙ 1,5;
712 ∙1,5;
4,2∙ 1,5;
48∙ 1,5;
24∙ 2,5;
36∙ 2,5;
6,5∙ 2,5;
78,2 ∙2,5;
126 ∙2,5;
12 ∙3,5 4,2∙ 3,5
– Подведём итог
– Для чего необходимо знать законы арифметических действий? Пригодятся ли они в дальнейшей учёбе, при изучении каких предметов? (Ответы детей.)
– Запишите законы в тетрадь, продолжив предложение.
От перестановки слагаемых…
Если к сумме двух слагаемых прибавить третье слагаемое, то…
От перестановки множителей…
Если произведение двух множителей умножить на третий множитель, то…
Чтобы умножить сумму на число, нужно…
Чтобы умножить разность на число, нужно…
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока
ответить на вопросы:
- какова тема урока?
- какую цель ставили?
- достигли ли цели?
- какой закон арифметических действий изучили?
- Ребята, что было интересно на уроке?
- что было трудно?
- где ваши знания пригодятся?
Оцените свою работу, поставьте оценку.
Кто поработал на «5»? «4»? «3»?
Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем?