СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы изображения внутреннего состояния героев рассказа Л.Н.Толстого "После бала"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 8 классе на тему: "Приемы изображения внутреннего состояния героев рассказа Л.Н.Толстого "После бала""

Просмотр содержимого документа
«Приемы изображения внутреннего состояния героев рассказа Л.Н.Толстого "После бала"»

Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала».

Особенности композиции.

Приемы изображения внутреннего состояния героев.

Цель:

Образовательная: изучить особенности композиции рассказа, рассмотреть приемы изображения внутреннего состояния героев.

Воспитательная: способствовать пониманию учащимися нравственных понятий, характеризующих личность: милосердие, гуманность, чуткое отношение к человеку, неприятие насилия над личностью.

Развивающая: способствовать развитию познавательного интереса школьников к художественной литературе, понимания глубинных психологических процессов, связанных с чувствами любви, долга; продолжить развитие умения анализировать литературные образы.

Ход урока

Жизнь – вызов. Примите его!

Жизнь – трагедия. Преодолейте её!

Жизнь – борьба. Выдержите её!

Жизнь – счастье. Сотворите его!

Мария Тереза

I. Организационный момент. Слайд 1

II. Актуализация знаний.

Проблемный вопрос:

Может ли случай изменить жизнь человека?

Исходя из этого вопроса, вы можете сказать, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Слайд 2

Сегодня мы начнем изучать одно из интереснейших произведений русской литературы – рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала».

Тема нашего урока Слайд 3

Цели:

Эмоционально-оценочное высказывание о прочитанном.

  1. Каковы ваши впечатления от прочитанного текста?

  2. Почему этот текст по жанру является рассказом? (Т.к. в центре повествования одно важное событие из жизни одного героя, один герой, небольшое по объёму произведение)

  3. - Почему рассказ называется «После бала»? (основные события происходят после бала. Именно после бала происходят события, изменившие жизнь героя).

  4. Ребята, как вы думаете, у этого рассказа есть своя предыстория?

Слайд 4 Рассказ основан на реальных фактах, произошедших в юности с братом Л.Н.Толстого Сергеем. 
«Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Лев Николаевич знал и ее, и отца. Чувство Сергея Николаевича (брата Л.Н.Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата.
Случай этот, без сомнения, тогда же стал известен Л.Н.Толстому, который через пятьдесят с лишним лет воспользовался им для своего рассказа «После бала»

- Какие эпохи перекликаются в рассказе? Слайд 5

Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая I. Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить шпицрутенами по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.

Слайд 6

Организация работы в парах:

У вас в конвертах рассыпанные части целого (беседа с молодыми людьми, бал, мазурка, возвращение домой, наказание солдата, рассказ героя).

Попробуйте восстановить это целое и сделать вывод: что это такое? Выделенные части могут меняться местами.

Как выстроились элементы композиции, по вашему мнению? (2-3 варианта)

Дают определение понятию.

Работа в парах: из предложенных элементов учащиеся составляют композицию рассказа.

Высказывают свои предположения о том, что построили. (Композиция)

Дают определение композиции произведения.

Всю жизнь Толстой призывал «каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе с недостатками, к сознанию своей нравственной ответственности за свои поступки». Именно эти проблемы он и поднимает в рассказе «После бала».

В период работы над рассказом Л.Н. Толстой первоначально останавливался на нескольких вариантах названия рассказа.

Как вы думаете, почему же рассказ, большая часть которого посвящена изображению бала, называется «После бала»?



III. Анализ рассказа.

Для того чтобы лучше понять идею этого рассказа, надо посмотреть на его композиционные части.

  1. На сколько частей можно разделить этот рассказ? (Две – основные; или 1 – экспозиция, 2 – 3 –основные (до и после бала), 4 – эпилог).

  2. А на сколько частей делит текст автор произведения? (Не делит. Одна часть). Почему?

  3. Есть ли какая-нибудь особенность в построении произведения? (Есть. Это рассказ в рассказе (литературный прием).)

-Что необычного вы увидели в построении основной части рассказа? (Они друг другу противопоставлены). Т.е. построены на основе контраста)

Слайд 7

Контраст – франц. contraste – резко выраженная противоположность

Противопоставление, контраст или антитеза как  художественный прием заложен уже в самом названии: во время бала и после него.

- Что здесь противопоставляется друг другу? 

Слайд 8

Контраст в композиции рассказа, в системе образов, в языковых средствах, в описаниях

Одним из помощников нам послужит пространство и время произведения.

- Где происходит действие?

Описание дома у губернского предводителя.

… я в последний день Масленицы был на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера. Принимала такая же добродушная, как и он, жена его… Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный...



- Что герой видит, когда приходит в дом губернского предводителя? (Добродушного старичка, добродушную жену его, прекрасную залу, великолепный буфет…)

- Какие чувства у Ивана Васильевича, когда он попадает в это пространство? (Положительные, ему всё нравится.)

- Что слышит Иван Васильевич, когда приходит в этот дом? (Звуки музыки, которые ему нравятся).

- Какое общее впечатление у вас создалось от этой картины?

Работа в группах.

1 группа. Работа с таблицей «Сцена бала».

2 группа. Работа с таблицей «Сцена после бала».

3 группа. Работа по карточке «Образ Вареньки».



Приемы изображения внутреннего мира героев. (Итог работы групп)

1 группа 2 группа

Признаки, по которым сопоставляются сцены из рассказа

Слова и выражения, употребляемые в сцене описания бала


Слова и выражения, употребляемые в сцене после бала, в сцене описания наказания солдата

Слова, обозначающие цвет

Белый, розовый, атласный

Масленичная погода, был туман, насыщенный водой снег таял на дорогах; большое поле; мокрые головы лошадей; покрытые рогожками извозчики; что-то большое, чёрное; много чёрных людей; кузнец в засаленном полушубке и фартуке. Увидел что-то страшное.

Красная спина, что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное

Слова, обозначающие звуки музыки

Танцевал до упаду – и кадрили, и вальсы, и польки, мазурку.

Звуки флейты и барабана; жёсткая, нехорошая музыка; неприятная, визгливая мелодия.

Слова, обозначающие чувства

Бал был чудесный.

Зала прекрасная, буфет великолепный.

Без вина был пьян любовью.

Препротивный инженер Анисимов – не могу простить до сих пор…

Неучтив с немочкой.

И я вальсировал ещё и ещё и не чувствовал своего тела…

Не видал, как прошло время.

Восторг, благодарность, весел, доволен.

Я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро.

Любовался, смотрел с восторженным умилением.

Носки сапог особенно умиляли меня.

В моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любить. Я обнимал весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с её елисаветинским бюстом, и её мужа, и её гостей, и её лакеев, и даже надувшегося на меня инженера Анисимова.

Счастье моё всё росло и росло. Я её любил. И боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья.

На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска… и мне казалось, что меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища.


Речь героев эпизода


Ласковая, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы.



Пожалуйста. Варенька.

Братцы, помилосердствуйте.

Гневный голос полковника.

Они знали что-то такое, чего я не знал?

Слова, обозначающие действия, движение

Танцевал

Военный шёл твёрдой, подрагивающей походкой;

бил по лицу солдата;

крикнул;

грозно и злобно нахмурился, поспешно отвернулся.

Последствия

  1. Не мог спать.

  2. Вышел на улицу.

1. Не мог поступить в военную службу.

2. Любовь пошла на убыль. Так и сошла на нет.



Вывод: Эпизод бала и события после него противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный прием для постижения идеи рассказа.

Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Прием контраста помогает показать перелом в душе героя.

Проверка работы 3 группы. (Ответы учеников.)

- Почему, глядя на Вареньку, Иван Васильевич вспоминал её отца? (и та же ласковая радостная улыбка, как и у дочери…).

  1. Как Варенька чувствует себя на балу?

  2. Как она относится к Ивану Васильевичу?

  3. Может ли она понять, по какой причине их взаимоотношения с Иваном Васильевичем «сходят на нет»?

  4. Можно ли Вареньку назвать жертвой обстоятельств? Почему?



Скажите, пожалуйста, какие роли выполняет Петр Владиславович?

- Отец.

- Насколько хорошо он выполняет эту роль? (на 100%)

- Ещё роль полковника. Работник. (тоже на 100%)

- Небольшая роль танцора (тоже на 100%)

- А от какой роли он отказывается и тоже на 100%? (От роли знакомого Ивана Васильевича.)

- Почему он это делает? Хочет ли он, чтобы кавалер Вареньки видел его в роли жестокого полковника?

- Тогда что мы можем сказать об этом человеке? О его характере?

(Он статичен. Его характер неизменен. Может ли он измениться и стать не таким жестоким человеком по отношению к своей службе.)

- Приемлемы ли для него понятия милосердие, гуманность, чуткое отношение к людям? (Нет.)

- Как воспринимает роль жестокого полковника Иван Васильевич? (Ответы учеников.)

Вывод. Всю жизнь Толстой призывал «каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе с недостатками, к сознанию своей нравственной ответственности за свои поступки». Именно эти проблемы он и поднимает в рассказе «После бала».

В период работы над рассказом Л.Н. Толстой первоначально останавливался на нескольких вариантах названия рассказа.

Как вы думаете, почему же рассказ, большая часть которого посвящена изображению бала, называется «После бала»?



IV. Подведение итогов урока.

А сейчас вернёмся к началу урока и ответим на вопрос.

Может ли случай изменить жизнь человека?

В каких случаях это может произойти? (Ответы учеников.)

Обратите внимание на эпиграф, с которого мы начали сегодняшний урок. Слайд 9



Жизнь – вызов. Примите его!

Жизнь – трагедия. Преодолейте её!

Жизнь – борьба. Выдержите её!

Жизнь – счастье. Сотворите его!

Мария Тереза



Какая бывает жизнь? (Она разная. Мы должны принимать её во всех проявлениях.)



Слово учителя

Наша жизнь – всегда вызов. От него нельзя бежать.

- А наш герой принял жизненный вызов? (Нет. Он бежал от него.)

- В нашей жизни есть трагедии? (Конечно.)

- Но после этих трагедий мы можем стать сильнее? (Да. Потому что приобрели новый жизненный опыт.)

- Можно сказать, что жизнь – это борьба? С кем? С чем? (Со своими чертами характера, желаниями и др.)

- А счастье, дорогие мои, мы творим своими руками.

Берегите свою жизнь.

Я желаю вам быть творцами своего счастья и успешно преодолевать все трудности.

V. Домашнее задание. Письменно ответить на вопросы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!