СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы изучения правописания слов с предлогами.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

По программе по русскому языку в начальных классах работа над предлогами проводится на каждом году обучения.  Но в практической работе к этому вопросу нужно подходить диалек­тически, и очень осторожно подводить детей к но­вому изучаемому материалу. Именно правильно спланированное опережающее обуче­ние должно способствовать снижению и устранению перегрузок учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«Приемы изучения правописания слов с предлогами.»

ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОВ С ПРЕДЛОГАМИ

В 1 КЛАССЕ

Основная цель обучения русскому языку в школе – помочь школьникам овладеть богатством русского литературного языка, развить речь точную, выра-зительную. В связи с этим изучение морфологии тем более успешно будет спо-собствовать достижению главной цели курса, чем большее количество умст-венных действий в результате её изучения ученики будут производить мгновен-но, без соотнесения со знанием, т.е. на уровне навыка. Ведь уровень грамотнос-ти и развития речи напрямую зависит от систематического использования раз-личных приемов и методов

Предлоги – служебные слова, выражающие в словосочетании с косвенны-ми падежами существительных различные отношения между формами имени и други-ми словами в предложении. По программе по русскому языку в начальных классах работа над предлогами проводится на каждом году обучения. Но в пра-ктической работе к этому вопросу нужно подходить диалек­тически, и очень ос-торожно подводить детей к но­вому изучаемому материалу. Именно пра­вильно спланированное опережающее обуче­ние должно способствовать снижению и уст­ранению перегрузок учащихся. В 1-ом классе основная задача в этой работе сводится к развитию у детей умения выделять предлог, как слово, из потока речи и писать его отдельно от других слов.

Первоначальное изучение предлогов должно быть направлено на реше-ние двух основных задач:

  1. формирование навыка правописания предлогов;

  2. усвоение детьми роли предлогов в предложении.

Практическое решение этих задач должно осуществляться в тесной их взаимосвязи.

Работа над правописанием предлогов начинается уже в 1-ом классе, в период обучения грамоте дети составляют предложения с предлогами из раз-резной азбуки. Это ставит учителя перед необходимостью познакомить учащихся с наиболее употребительными предлогами.

Из практики известно, что учащиеся начальной школы в правописании предлогов допускают ошибки трех видов:

1) слитное написание предлога со следующим за ним словом;

2) графически неправильное написание предлога;

3) пропуск предлога.

Отсюда, в практике обучения нужно создать такие условия, чтобы пред-логи как можно лучше закрепились в зрительной памяти детей. В период обу-чения грамоте нужно выставлять на наборное полотно предлоги, которые встре-чаются детям. К концу периода обучения грамоте на наборном полотне получа-ется целый список предлогов: у, на, за, в, с, со, к, из, под, над, про, до, без, по, для, о, об, около. Эта таблица предлогов поможет учащимся во время выполне-ния письменных упражнений и для составления устных предложений с тем или иным предлогом. Чтобы облегчить первокласс­никам запоминание графическо-го образа предлогов, во втором полугодии мож­но провести классификацию предлогов: предлоги с буквой А (за, на, над) , предлоги с буквой О (по, до, от и другие).

Для формирования навыка правильного написания предлогов большое значение имеет участие в работе различных анализаторов: и речи, и зрения, и слуха, и движения руки. Еще К.Д. Ушинский указывал, что, «чем больше орга­нов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механи-ческую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминают-ся» Некоторые учащиеся, зная это правило, начинают отделять буквы и слоги, похожие на предлоги, в любом слове, например, по суда. И конечно всегда нахо-дятся учащиеся, которые пишут предлоги со словами вместе, несмотря на боль-шую работу над этим правилом. Вот несколько примеров наглядности в работе над предлогами:

1. Знакомство с предлогами проходит с помощью игры. Для этого мож-но иметь наглядное пособие «Птичка и клетка». Помещая птичку (она на нит-ке) в разные положения по отношению к клетке, дети знакомятся с первыми пред-логами, которые имеют значение ме­стоположения предмета по отношению к друго-му предмету (на клетке, над клеткой, под клеткой, у клетки, в клетке). При этом задается вопрос: Где птичка? Работу с этим наглядным пособием можно проводить по-разному. Ученик играет с птичкой, дети отвечают. Дети называют действие (по-мести птичку в клетку), а ученик показывает. Через несколько занятий можно пе-рейти к называнию только слов-малышек. Учитель показывает действие. А дети на-зывают одно маленькое слово: в, над, у...

  1. Когда учащиеся познакомятся с буквами, можно использовать следующее наглядное пособие: дерево с кармашками и отдельно слова: над, на, под, у. Ма-ленькие слова можно вынимать из кармашка и вставлять в него, наглядно видно, что это слова, и они отделены от предмета, кроме того, они соответствуют опреде-ленному местоположению (вверху только может быть слово над).

  2. Покажи маленькие слова (показываются на грибах). К моменту изуче-ния предлогов учащиеся уже знают, что это маленькие слова, которые пишутся от-дельно от других слов.

Знакомя ребят с буквами у, с, в, помогая

подбирать слова, начинающихся с этих звуков,

учащимся сообщается, что в русском языке есть

маленькие слова (мы их называли слова-крошки): у, с, в. Для лучшего запоминания

помещаются на доске рисунки с буквой С.(рис 1,2)

Далее предлагается составить предложения, по этим рисункам. Учащи-еся придумывают такие предложения: «Я люблю чай с конфетами. Девочка с мальчиком работали дружно. Наша кошка весело играет с собакой.», при этом они голосом выделяют предлог С. Итак, детям была предложена своего рода модель предложения. Дети дома по жела­нию подбирали и наклеивали в тетра-ди рисунки, которые на следующих уроках помогали в составлении предложе-ний с предлогом с.

На другом уроке была показана учащимся еще одну модель с предло-гом с ( рис 4,5). Дети составили такие предложения: «Мама убрала с кровати подушку. Кошка спрыгнула со скамейки». Учащиеся сами заметили, что наря-ду с предлогом с употребляется предлог со: со стола, со стула. Детям сообща-ется, что С и СО дружно уживаются в одной модели, но при разных словах и предложили им заменять С и СО, а СО на С. Ребята восприняли наше предло-жение как интересную игру и отвечали так: «С стула сказать нельзя, с стола то-же. Со кровати, со подоконника тоже нельзя». «А как сказать правильно? Поду-майте, в каком же особенном случае в этой модели мы употребляем СО?» – предложили мы детям. Учащиеся увидели, что предлог СО употребляется обы-чно перед словом, которое начинается на З или С и имеет по соседству какой-нибудь согласный звук: со звездой, со стрижкой.

Аналогично проводится работа, когда ученики знакомятся с предлогом В (без сообщения термина «предлог»). На последующих уроках встречались со знакомыми и незнакомыми предлогами, дети доказывали, почему пишем или печатаем их отдельно от слова. Учащиеся доказывали так: «Пишу под березой отдельно, потому что могу заменить второе слово: под березой, под елью». Вскоре учащимся можно сообщить, что есть еще один способ проверки: нужно между данными словами вставить еще одно слово, например: под (кудрявой) березой.

На уроках русского языка во втором полугодии вновь возвращаемся в изучению предлогов. Эта тема уже не воспринимается детьми как что-то им неизвестное. Дети рады, что могут участвовать в уроке-игре. Очень интересна для этого возраста игра «Угадай». В данном случае учащиеся угадывают. Есть ли в предложении слово-крошка. Учащимся медленно читаются короткий текст, а учащиеся хлопают в ладоши после предложения, в котором узнали предлог. Часто используются смешные потешки:

- Как зовут тебя?- спросили у кота.

- Зовут Василий.

- А фамилия? – спросили у кота.

Молчит Василий.

- Почему молчишь, Василий?

У кота ответ готов: Нет фамилии.

Фамилий не бывает у котов!

Дети смеются. На вопрос, какая строчка понравилась, запомнилась, ци-тируют последнюю фразу. Её и записываем, объясняя правописание у котов. Также используются загадки, отгадки которых нужно писать непременно с предлогом: - У кого одна нога, да и та без башмака? (У гриба).

- Где вода столбом стоит? (В колодце).

Очень полезна такая самостоятельная работа, как конструирование пред-ложений по заданной схеме по определенной теме. Например, предлагается со-ставить предложения о книге:

В ______должна быть ______. У красивая и яркая .

На . По .

В этой работе ярко проявился уровень развития речи учащихся. Если в первом предложении учащиеся единодушно вставили слова книге и закладка, а во втором - книги, обложка, то в двух последних были более зрелые суждения: На книге нельзя рисовать.; и совершенно неожиданные: По книге узнают хозя-ина..

Навык графически правильного начертания предлогов по своей природе одинаков с навыком написания слов, не проверяемых правилом. Чтобы напи­сать предлог графически правильно, ученик должен знать его зрительный образ и помнить, что предлог пишется всегда одинаково, независимо от его произно­шения. Следовательно, в практике обучения создаются такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закреплялись в зрительной памяти детей.

Далее на последующих уроках проводится работа над правописанием предлогов применительно к тем группам, которые были указаны.

Учащиеся часто допускают ошибки в графическом написании предло-гов, когда оно расходится с произношением. Здесь на помощь придет состав-ленная учащимися таблица предлогов. Например, учитель читает предложения: Вчера дежурили Коля с Петей. Завтра будут дежурить Катя с Галей.; и про-сит назвать предлоги в этих предложениях и сравнить их произношение. Уча-щиеся, обращаясь к таблице предлогов, объясняют: «В нашем языке есть толь-ко предлог с, хотя во втором предложении и слышится з, но такого предлога нет, поэтому нужно писать предлог с».

Или учащимся дается задание (устно): « Подумайте и скажите, какую ошибку допустил мальчик. Он сказал своему другу: «Я пришел со школы в два часа. В это время моя сестра вернулась с магазина». (Вместо предлога из упот-ребил предлог со, с.)».

Учитывая уникальную способность и повы­шенную восприимчивость детей раннего возраста к усвоению норм языка, мы приш­ли к выводу: с некото-рыми языковыми яв­лениями нужно знакомить малышей в доступ­ной форме как можно раньше.

Вот так мы ищем, находим, радуемся!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
  1. Гвоздев А.Н. Современный русский язык. –М., 1973

  2. Иванова О.А. Правописание слов с предлогом и однородных членов с одиночным союзом и. // Начальная школа № 1 - 1986

  3. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М: Просвещение, 1987

  4. Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах: Кн. Для учителя: Из опыта работы / Сост. И.В. Галлингер. СИ. Львов. - М.: Просве­щение, 1988.

  5. Рамзаева Т.Г. Система работы над предлогами // Начальная школа № 1 -1979


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!