Развитие у школьников памяти
методом наглядного
моделирования
и мнемотехники
Автор
Василенко Елена Николаевна
К. Д. Ушинский
«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
Наглядное моделирование –
это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемотехника –
это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации
Мнемотаблица –
это схема, в которую заложена определённая информация
Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Модели, мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию детей
Дидактические
Прием наглядного
игры
моделирования,
мнемотаблицы-
схемы
Таблицы с
зрительными
образами
Заучивание
стихов
Пересказ
художественной
литературы
Отгадывание
и загадывание
загадок
Элементы схем, моделей
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
- предметные картинки
- силуэтные изображения
- геометрические фигуры
- планы и условные
обозначения
- контрастная рамка – приём
фрагментарного
восприятия
В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет .
На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).
Дидактические игры
Дидактическая игра «Волшебные карточки» ( Венгер Л.А.)
Цель: назвать на «волшебных карточках» игрушки, развивать воображение, мышление.
Дидактическая игра «Что это такое?»
Цель: определять и называть предмет при помощи цветовой модели, развивать воображение, мышление.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: подбирать по смыслу предмет- модель, развивать мышление, воображение.
Днем светит …..
Ночью светит…..
В лесу много …
Дидактическая игра «Кто спрятался?»
Цель: подбирать по смыслу мнемотехническую дорожку, используя предметно- схематические и цветовые модели, развивать мышление, воображение.
Вопросы: где спрятался кот, петух, лиса.
- Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу
- Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы.
- Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
- Этап 4. Делается графическая зарисовка -мнемотаблица.
- Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.
-
ПЕРЕСКАЗ текстов различных по содержанию и смысловой конструкции Этапы работы
ТЕРЕмок
(Мнемомодель сказки)
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
Второй Этапы работы
- Этап 1. Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части.
- Этап 2. Каждая часть кодируется
- Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы
- Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу
Мнемокарта по сказке Г.Андерсена «Дюймовочка»
1
4
2
3
8
7
6
9
5
12
11
10
Заучивание стихотворения
ПТИЧКА
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.
Птичка домик сделать хочет.
Солнышко взойдет, зайдет,
Целый день она хлопочет,
Но и целый день поет.
Загадки
1 . Рассматривание мнемотаблицы
2. Подробное объяснение педагогом каждого пункта. 3. Отгадывание загадки детьми.
Загадка. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ёж)
ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: • принадлежность к родовидовому понятию
• величина;• цвет• форма
• составляющие детали; • качество поверхности; • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); • как он используется (какую пользу приносит)? • за что нравится (не нравится)?
ОПОРНЫЕ СХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ
Символы описания выкладываются в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.
Сравнительное описание
Сравнительное описание яблока
и груши
РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка
- умения выделить основные действующие лица или объекты картины,
- проследить их взаимосвязь и взаимодействие,
- отметить особенности композиционного фона картины,
- додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.
Составление сюжетного рассказа с помощью приема фрагментарного рассказывания- контрастной рамки
Левитан, Исаак Ильич - Вечер на Волге
« Золотая осень » — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900 г)
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ