СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы мнемотехники в работе с детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Память как способность запечатлевать и сохранять впечатления, дарована человеку с самого рождения, но владеть ею мы учимся всю жизнь.

Люди с древних времён старались изобретать приёмы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколения под общим названием «мнемотехника» (от греческого слова «мнемо»- память).

Просмотр содержимого документа
«Приемы мнемотехники в работе с детьми.»

Развитие у школьников памяти методом наглядного моделирования  и мнемотехники Автор Василенко Елена Николаевна

Развитие у школьников памяти

методом наглядного

моделирования

и мнемотехники

Автор

Василенко Елена Николаевна

 К. Д. Ушинский  «Учите ребёнка каким-нибудь  неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно  мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

К. Д. Ушинский

«Учите ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно

мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемотехника  – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Наглядное моделирование

это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемотехника

это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации

Мнемотаблица

это схема, в которую заложена определённая информация

Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Модели, мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию детей Дидактические Прием наглядного игры моделирования, мнемотаблицы- схемы Таблицы с зрительными образами Заучивание стихов Пересказ художественной  литературы Отгадывание и загадывание загадок

Модели, мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию детей

Дидактические

Прием наглядного

игры

моделирования,

мнемотаблицы-

схемы

Таблицы с

зрительными

образами

Заучивание

стихов

Пересказ

художественной

литературы

Отгадывание

и загадывание

загадок

Элементы схем, моделей  В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: - предметные картинки - силуэтные изображения  - геометрические фигуры - планы и условные обозначения контрастная рамка – приём  фрагментарного  восприятия

Элементы схем, моделей

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

- предметные картинки

- силуэтные изображения

- геометрические фигуры

- планы и условные

обозначения

  • контрастная рамка – приём

фрагментарного

восприятия

В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш  В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет .  На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).

В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет .

На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).

Дидактические игры Дидактическая игра «Волшебные карточки» ( Венгер Л.А.) Цель: назвать на «волшебных карточках» игрушки, развивать воображение, мышление. Дидактическая игра «Что это такое?» Цель: определять и называть предмет при помощи цветовой модели, развивать воображение, мышление.

Дидактические игры

Дидактическая игра «Волшебные карточки» ( Венгер Л.А.)

Цель: назвать на «волшебных карточках» игрушки, развивать воображение, мышление.

Дидактическая игра «Что это такое?»

Цель: определять и называть предмет при помощи цветовой модели, развивать воображение, мышление.

Дидактическая игра «Закончи предложение» Цель: подбирать по смыслу предмет- модель, развивать мышление, воображение. Днем светит ….. Ночью светит….. В лесу много … Дидактическая игра «Кто спрятался?» Цель: подбирать по смыслу мнемотехническую дорожку, используя предметно- схематические и цветовые модели, развивать мышление, воображение. Вопросы: где спрятался кот, петух, лиса.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: подбирать по смыслу предмет- модель, развивать мышление, воображение.

Днем светит …..

Ночью светит…..

В лесу много …

Дидактическая игра «Кто спрятался?»

Цель: подбирать по смыслу мнемотехническую дорожку, используя предметно- схематические и цветовые модели, развивать мышление, воображение.

Вопросы: где спрятался кот, петух, лиса.

Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы. Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. Этап 4. Делается графическая зарисовка -мнемотаблица. Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.    ПЕРЕСКАЗ текстов различных по содержанию и смысловой конструкции  Этапы работы
  • Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу
  • Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  • Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы.
  • Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
  • Этап 4. Делается графическая зарисовка -мнемотаблица.
  • Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.
  •  

ПЕРЕСКАЗ текстов различных по содержанию и смысловой конструкции Этапы работы

ТЕРЕмок (Мнемомодель сказки)

ТЕРЕмок

(Мнемомодель сказки)

 В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:  Второй Этапы работы     Этап 1. Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части. Этап 2. Каждая часть кодируется Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

Второй Этапы работы

  • Этап 1. Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части.
  • Этап 2. Каждая часть кодируется
  • Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы
  • Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу
Мнемокарта по сказке Г.Андерсена «Дюймовочка» 1 4 2 3 8 7 6 9 5 12 11 10

Мнемокарта по сказке Г.Андерсена «Дюймовочка»

1

4

2

3

8

7

6

9

5

12

11

10

Заучивание стихотворения ПТИЧКА Птичка над моим окошком Гнездышко для деток вьет, То соломку тащит в ножках, То пушок в носу несет. Птичка домик сделать хочет. Солнышко взойдет, зайдет, Целый день она хлопочет, Но и целый день поет.

Заучивание стихотворения

ПТИЧКА

Птичка над моим окошком

Гнездышко для деток вьет,

То соломку тащит в ножках,

То пушок в носу несет.

Птичка домик сделать хочет.

Солнышко взойдет, зайдет,

Целый день она хлопочет,

Но и целый день поет.

Загадки 1 . Рассматривание мнемотаблицы 2. Подробное объяснение педагогом каждого пункта.  3. Отгадывание загадки детьми.   Загадка. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ёж)

Загадки

1 . Рассматривание мнемотаблицы

2. Подробное объяснение педагогом каждого пункта. 3. Отгадывание загадки детьми.

Загадка. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ёж)

ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ  Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:  • принадлежность к родовидовому понятию • величина;• цвет• форма • составляющие детали;  • качество поверхности;  • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);  • как он используется (какую пользу приносит)?  • за что нравится (не нравится)?

ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: • принадлежность к родовидовому понятию

• величина;• цвет• форма

• составляющие детали; • качество поверхности; • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); • как он используется (какую пользу приносит)? • за что нравится (не нравится)?

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ

Символы описания выкладываются в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.  СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА  Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник. Сравнительное описание

Символы описания выкладываются в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.

Сравнительное описание

Сравнительное описание яблока  и груши

Сравнительное описание яблока

и груши

РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ   Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине.  Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины,  додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка

  • умения выделить основные действующие лица или объекты картины,
  • проследить их взаимосвязь и взаимодействие,
  • отметить особенности композиционного фона картины,
  • додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.
Составление сюжетного рассказа с помощью приема фрагментарного рассказывания- контрастной рамки

Составление сюжетного рассказа с помощью приема фрагментарного рассказывания- контрастной рамки

Левитан, Исаак Ильич - Вечер на Волге

Левитан, Исаак Ильич - Вечер на Волге

« Золотая  осень » — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900 г)

« Золотая осень » — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900 г)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!