СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование описанных приемов педагогической техники в начальной школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО.  

Просмотр содержимого документа
«Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий»

Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий Учитель начальных классов МОУ СОШ с. Родничок  Кострикина Е.И.

Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий

Учитель начальных классов МОУ СОШ с. Родничок Кострикина Е.И.

Идеальная дидактика — это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет — он будет читать при свечах.  Анатолий Гин     В основе организации учебного процесса в современной массовой школе лежит деятельностно-компетентностный подход, где ключевая фигура — учитель, а главное действующее лицо — ученик. При таком подходе учиться приходится как школьникам, так и педагогам.

Идеальная дидактика — это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет — он будет читать при свечах. Анатолий Гин

  • В основе организации учебного процесса в современной массовой школе лежит деятельностно-компетентностный подход, где ключевая фигура — учитель, а главное действующее лицо — ученик. При таком подходе учиться приходится как школьникам, так и педагогам.
А. Гин выделяет пять основных принципов педагогической техники. Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии необходимо предоставлять ученику право выбора, которое всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор. Принцип открытости - не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Принцип деятельности - освоение учениками знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности. Принцип обратной связи - регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи. Принцип идеальности - максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения.
  • А. Гин выделяет пять основных принципов педагогической техники.
  • Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии необходимо предоставлять ученику право выбора, которое всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
  • Принцип открытости - не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
  • Принцип деятельности - освоение учениками знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности.
  • Принцип обратной связи - регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
  • Принцип идеальности - максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения.
Принцип свободы выбора Взаuмоопрос: в течение 3-5 мин ученики опрашивают друг друга по основным вопросам пройденной темы, повторяют ее. Защитный лист: перед каждым уроком ученик (без объяснения причин) может вписать свою фамилию в «Листзащиты

Принцип свободы выбора

  • Взаuмоопрос: в течение 3-5 мин ученики опрашивают друг друга по основным вопросам пройденной темы, повторяют ее.
  • Защитный лист: перед каждым уроком ученик (без объяснения причин) может вписать свою фамилию в «Листзащиты", который находится всегда в одном и том же месте. После этого он может быть уверен, что его сегодня не спросят
  • Задание массивом: ученикам предлагается сразу много заданий (в рамках большой изучаемой или повторяемой темы).
  • Самостоятельный выбор задания
  • Свои пpимepы: ученики готовят свои примеры к новому материалу

Принцип открытости     Выход за пределы: в ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета,  Удивляй: учитель находит такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным.  Фантастическая добавка: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой Вопрос к тексту: при изучении текста перед учениками ставится задача — составить к нему список репродуктивных и расширяющих, развивающих вопросов. Пересечение тем: ученики подбирают (или придумывают) примеры, задачи, вопросы, связывающие материал, изученный на данном уроке, с любой ранее изученной темой, указанной учителем.

Принцип открытости

  • Выход за пределы: в ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета,
  • Удивляй: учитель находит такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным.
  • Фантастическая добавка: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой
  • Вопрос к тексту: при изучении текста перед учениками ставится задача — составить к нему список репродуктивных и расширяющих, развивающих вопросов.
  • Пересечение тем: ученики подбирают (или придумывают) примеры, задачи, вопросы, связывающие материал, изученный на данном уроке, с любой ранее изученной темой, указанной учителем.
 Принцип деятельности     Дай себе помочь: учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь.  Отсроченная реакция: учитель приучает школьников к небольшой паузе между вопросом и ответом Лови ошибку: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Повторяем с контролем: ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Организация работы в группах Театрализация, т.е. разыгрывание сценок на учебную тему.

Принцип деятельности

  • Дай себе помочь: учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь.
  • Отсроченная реакция: учитель приучает школьников к небольшой паузе между вопросом и ответом
  • Лови ошибку: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
  • Повторяем с контролем: ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме.
  • Организация работы в группах
  • Театрализация, т.е. разыгрывание сценок на учебную тему.
Принцип обратной связи Советуйтесь: учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы  отношений. Невербальное управление: учитель использует для управления классом несловесные команды. Резюме: ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, учебному предмету, учителю. «Мордашки» : ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение.  Опрос «по цепочке»: учитель жестом прерывает рассказ одного ученика и предлагает продолжить его другому  Оценка — не отметка: учитель отмечает вслух (или жестом) каждый успех ученика.

Принцип обратной связи

  • Советуйтесь: учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы отношений.
  • Невербальное управление: учитель использует для управления классом несловесные команды.
  • Резюме: ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, учебному предмету, учителю.
  • «Мордашки» : ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение. Опрос «по цепочке»: учитель жестом прерывает рассказ одного ученика и предлагает продолжить его другому
  • Оценка — не отметка: учитель отмечает вслух (или жестом) каждый успех ученика.
Принцип идеальности     Демонстрация профессионального уровня: учитель показывает пример выполнения творческого или сложного задания. Вход в урок: учитель начинает урок с настройки, которой может стать короткая музыкальная фраза, интеллектуальная разминка Завершение урока: учитель заканчивает урок традиционным словом или несловесным действием. Идеальный опрос: ученики сами оценивают степень своей подготовки Тренировочная контрольная работа. Опрос-итог: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии.

Принцип идеальности

  • Демонстрация профессионального уровня: учитель показывает пример выполнения творческого или сложного задания.
  • Вход в урок: учитель начинает урок с настройки, которой может стать короткая музыкальная фраза, интеллектуальная разминка
  • Завершение урока: учитель заканчивает урок традиционным словом или несловесным действием.
  • Идеальный опрос: ученики сами оценивают степень своей подготовки
  • Тренировочная контрольная работа.
  • Опрос-итог: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии.
Немаловажным результатом использования описанных приемов в условиях реализации ФГОС НОО является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих младшим школьникам умение учиться ,способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
  • Немаловажным результатом использования описанных приемов в условиях реализации ФГОС НОО является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих младшим школьникам умение учиться ,способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
 Развитие УУД в результате применения приемов педагогической техники  Универсальные учебные действия Приемы педагогической техники Личностные    Результаты развития УУД Задание массивом.    Дай себе помочь.   Выход за пределы. Отсроченная реакция. Лови ошибку. Театрализация.    Идеальное задание. Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.   Нравственно-этическая ориентация, Самоопределение.

Развитие УУД в результате применения приемов педагогической техники

Универсальные учебные действия

Приемы педагогической техники

Личностные

Результаты развития УУД

Задание массивом.  Дай себе помочь. Выход за пределы. Отсроченная реакция. Лови ошибку. Театрализация.  Идеальное задание.

Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Нравственно-этическая ориентация, Самоопределение.

Универсальные учебные действия Приемы педагогической техники Регулятивные     Результаты развития УУД Свои примеры.  Удивляй.   Фантастическая добавка. Пересечение тем.   Дай себе помочь.   Опрос

Универсальные учебные действия

Приемы педагогической техники

Регулятивные

Результаты развития УУД

Свои примеры. Удивляй. Фантастическая добавка. Пересечение тем. Дай себе помочь. Опрос "по цепочке". Тренировочная контрольная работа.  

Общеучебные универсальные действия — поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений;

Универсальные учебные действия Приемы педагогической техники Коммуникативные  Взаимоопрос.   Организация работы в группах.

Универсальные учебные действия

Приемы педагогической техники

Коммуникативные

Взаимоопрос. Организация работы в группах. "Да" и "Нет" говорите. Советуйтесь

Результаты развития УУД

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества с учителем

Литература:  Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002. М.Г.Кудряшова. Приемы педагогической техники в начальной школе. Журнал
  • Литература:
  • Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002.
  • М.Г.Кудряшова. Приемы педагогической техники в начальной школе. Журнал "Начальная школа"