Приемы повышения учебной мотивации детей с нарушением зрения на уроках английского языка
Все наши замыслы,
все поиски и построения
превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться.
В.А. Сухомлинский
Высказывание выдающегося отечественного педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского передает мысль насколько важно искать разные стимулы для того, чтобы разбудить в ребенке желание учиться.
Главной целью обучения английскому языку в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем к самосовершенствованию. Качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели.
Проанализировав специальную литературу, пришли к выводу, что учащиеся с нарушением зрения, как и дети с нормальным зрением, развиваются, накапливают жизненный опыт, в соответствии со своими возможностями приспосабливаются к жизни, готовятся к ней. Многочисленные эксперименты опровергли утверждение о наличии функциональных отличий мозга ребенка с дефектом органов зрения от мозга нормальновидящего ребенка. Но все же развитие слепых и слабовидящих детей несколько отличается от развития детей с нормальным зрением (Л.С. Выготский, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, Д.Н. Маллаев).
Нарушение зрения зачастую вызывает снижение мотивационной стороны познавательной деятельности, отсутствие интереса к учебной работе, что обусловлено медлительностью, инертностью, малоподвижностью (из-за трудностей в пространственной ориентировке), нарушением моторики и координации движений, бедностью представлений об окружающем мире.
Отношение детей с нарушением зрения к учебной деятельности различно. Для сильных учащихся характерна внутренняя мотивация. Что касается слабых, то их мотивы в основном внешние, ситуативные, например, важна похвала учителя или обещание родителей купить что-нибудь за хорошую отметку и т.д.
Целесообразно использовать специфические приемы по развитию мотивации слепых и слабовидящих учащихся на уроках английского языка. Учителю необходимо задействовать все возможности восприятия учащихся с нарушением зрения (остаточное зрение, осязание, обоняние, слух, вкус, запах, восприятие тепла, веса, осознание тела, осознание предмета в пространстве, а также жестикуляцию).
О.С. Гребенюк предлагает достаточно полную классификацию приемов, в которую целесообразно включить информацию о коррекционных приёмах, в работе с учащимися с нарушением зрения [2]:
Приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала:
показ новизны (смена речевых заданий, трансформация речевых образцов, вариативность словосочетаний, компонентов и т. д.);
сравнительный анализ культурных особенностей разных стран (например, сравнение строения систем школьного образования в России и Англии);
межпредметные связи (иностранный язык является средством общения, поэтому открыт для использования содержания других предметов. Например, музыка, которая поможет настроить ребят на тему урока. Для темы “Путешествие в Непал” в интернете была найдена народная музыка этого государства, на уроке учащиеся прослушивали мелодию и пытались угадать, о каком месте, стране пойдёт речь. Музыка успокаивает, помогает прочувствовать атмосферу изучаемой культуры).
Приемы, связанные с применением наглядных, технических и дидактических средств обучения:
применение ТСО (ноутбук, аудиомагнитофон, проектор, интерактивная доска для просмотра видео и прослушивания аудирований по разным темам);
дидактические средства включают в себя не только учебники и тетради, но и словари, карты, плакаты, постеры, разные карточки с таблицами, схемами, реальные предметы.
Осуществить коррекцию и разнообразить дидактические средства помогут материалы, выполненные с помощью рельефно-точечного шрифта Брайля.
При работе со слепыми и слабовидящими детьми необходимо использовать реальные предметы, которые они могли бы со всех сторон пощупать, рассмотреть поближе. Учащиеся смогут подробно описать на английском языке фактуру поверхности предмета; размер; форму; вес. Или, например, различное положение предметов в пространстве. В этих случаях можно хорошо отработать понимание местоимений “этот/тот, эти/те” (this/that, these/those): учитель располагает предметы близко или далеко от учащегося. У учащихся формируется полное представление о предметах, явлениях, а учитель сокращает явление вербализма в речи учащихся.
Приемы, связанные с интерактивными методами и методами проблемного обучения:
постановка проблемных вопросов (например, рассказать о своей будущей работе на основе текста, в котором описывается деятельность композитора, художника, ученого);
использование метода “мозговой штурм”, который направлен на спонтанное генерирование большого количества идей для решения какой-либо задачи/проблемы (например, при изучении темы “Язык птиц” составляется схема с идеями, какие средства птицы используют, чтобы общаться);
использование метода Total Physical Response (метод полного физического реагирования), который помогает донести и усвоить информацию через все основные каналы восприятия (визуальный, аудиальный, кинестетический). Например, при изучении темы “части тела”, учитель с ребятами может заучить песенку “Head and shoulders, knees and toes” (“Голова и плечи, колени и пальцы ног”) с помощью повторений учащихся за учителем движений, указывающих на эти части тела. Даже перевод слов тогда не понадобится. Затем учащиеся выполняют разнообразные задания: осуществляют движения без учителя, в смешанном порядке, называют часть тела по движению учителя и т.д.;
нетрадиционные формы проведения уроков (урок-викторина, урок-интервью, урок-дискуссия, урок-круглый стол, выполнение проектов);
использование игры, которая является одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов, т.к. все возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс развития ребенка.
Примеры игр:
Приветствие в начале урока можно провести в виде игры с мягким тканевым мячом. Во время перекидывания мяча ребята здороваются друг с другом, задают вопрос “как дела?” и отвечают на него. Такой элемент игры снимет у учащихся напряжение, настроит на совместную работу и создаст условия для формирования навыка диалогической речи.
Звуковое восприятие поможет сыграть в “угадайку”, например, определить по пению птицу, по шуму и издаваемым звукам, где происходит действие, на улице, в театре, в кино, в кафе, дома или определить вид транспорта, животных и т.д.
При изучении темы “еда” можно предложить учащимся с закрытыми глазами попробовать кусочки фруктов, овощей, блюд и попросить их по вкусу определить продукт.
Значительно разнообразит виды игр применение материала с рельефно-точечным шрифтом Брайля. Многие игры могут быть адаптированы с помощью этого шрифта для слепых и слабовидящих детей.
Учитель делает карточки с изучаемыми словами по Брайлю, кладет их в конверт, чтобы сыграть с учащимися в “Бинго”. Дети выбирают любые 6 слов из нововведенных (учитель определяет количество), записывают их у себя в тетради, затем по очереди тянут по одной карточке со словом из конверта. Когда учащийся вытянул карточку, он для всех зачитывает слово, переводит его, а учащиеся ищут его в списке выписанных слов. Как только у одного из учащихся выпали все 6 слов, то он кричит “Бинго”, становясь победителем. Эта игра позволяет провести проверку и закрепление изученных слов с помощью тактильных ощущений.
Игру “Бинго” можно задействовать для проверки знаний видов 3 форм неправильных глаголов. На карточках с помощью шрифта Брайля прописывается одна из форм неправильных глаголов. Учащиеся выбирают любые 6 неправильных глаголов, записывают их в настоящем времени (т.е. в первой форме), затем по очереди вытягивают из конверта карточку, однако на карточке может быть прописана и 1-я, и 2-я, и 3-я форма неправильного глагола. Если учащемуся попалась карточка со 2-й формой неправильного глагола, то он ее зачитывает, называет 1-ю и 3-ю формы этого же глагола и переводит. Остальные ученики ищут в своем списке, есть ли у них 1-я форма этого глагола. Если да, то отмечают его и т.д. Как только у кого-нибудь выпали все 6 глаголов, то он кричит “Бинго”.
Приемы, основанные на педагогическом общении учителя и учащихся, общения учащихся между собой:
- создание ситуации успеха (например, рядом со слабым учащимся при работе в парах посадить сильного ученика);
- проводить рефлексию на каждом уроке, чтобы учащиеся сами смогли проанализировать и оценить свою работу.
Таким образом, приемы для повышения учебной мотивации при обучении английскому языку детей с нарушением зрения очень разнообразны. Использование этих приемов поспособствует повышению познавательной активности учащихся, которая является движущей силой для развития личности. Учитель, в свою очередь, проявит педагогическое новаторство и находчивость, чтобы сделать уроки увлекательными.
Список литературы
Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. Учебник для студентов высших учебных заведений. — М.: Владос-Пресс, 2003. — 384 с.
Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. - СПб.: РГПУ им. Герцена, 1998. – 271 с.
Маллаев Д.Н. Игры для слепых и слабовидящих. - М.: Сов. спорт, 1992. – 94, [2] с.
Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. — М.: Город, 1998. – 262 с.
Солнцева Л. И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. - М.: ВОС, 1988. – 160, [2] с.
Сухомлинский В.А. О воспитании. - Москва: Политическая литература, 1982 - с.270