Приемы, реализующие системно-деятельностный подход к обучению на уроках физики
Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики, я стараюсь использовать различные приемы. Методический прием – это элемент конкретного метода, выражающий умственные или практические действия учителя и учащихся в процессе обучения. Методические приемы применяются с целью усиления возможностей того или иного метода и вне метода теряют свое значение. Необходимо отметить, что методический прием обладает множеством разновидностей, помогающих успешно справляться с любыми дидактическими задачами. Методы обучения постоянно взаимодействуют с приемами, могут меняться местами. Так, объяснение материала является методом обучения, но если в процессе анализа ошибок или практической работы педагог прибегает к объяснению, то это уже прием, из которого состоит метод практической работы.
Современные педагогические приемы обучения вносят разнообразие в проведение занятий, повышают интерес школьников к предмету изучения, повышают качество образовательного процесса. Не секрет, что начало урока является очень важным моментом. Пожалуй, именно от первых слов учителя зависит психологическая атмосфера всего учебного занятия. Я всегда обращаю внимание как готовы ученики к уроку, даже на то, как они встречают меня, каков их настрой.
Можно обратить внимание на погоду за окном, порадоваться солнцу, дождю, отметить календарную дату (запуск первого искусственного спутника Земли ) и т.д.
А можно сказать просто слова: «Дыхание счастья»
При входе вы мысленно вдыхаете ароматы любимых цветов, радость, счастье, здоровье, улыбку, любовь, тепло, успех, свет, разум, красоту, продолжительные эмоции, жизненные силы...
При выдохе вы мысленно выдыхаете мусор и грязь, болезни, печаль, тревоги и обиды, неудачи и грусть, усталость, несчастья, ненависть, глупость.
Если задашь неверный тон, придется потом потратить больше времени, чтобы исправить ситуацию. На своих уроках для постановки цели и определении темы занятия я часто использую следующие приемы:
НАЧАЛО УРОКА
Приём «Стихотворное начало»
1.Люблю грозу в начале мая… ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/25/s_5a694f15b5c1e/810340_1.png)
(электрические явления)
2.Если капнуть краску в воду
И немного подождать,
То создание раствора
Можно будет наблюдать,
Если в сад весною выйдешь
Аромат цветов вдохнёшь,
Эти странные явленья
Ты диффузией зовёшь
(диффузия)
3.У леса на опушке жила Зима в избушке.
Она снежки солила в березовой кадушке,
Она сучила пряжу, она ткала холсты.
Ковала ледяные да над реками мосты.
(тепловые явления)
Прием «Черный ящик»
Изучение барометра - анероида, температуры, силы, зеркало. Называя свойства, признаки, определить , что находится в черном ящике.
ПРИМЕР № 1.
-У каждого человека она есть. У кого-то больше, у кого-то меньше.
- Эта величина не векторная, а скалярная
- У кого она большая, сидят на диетах.
(Масса)
ПРИМЕР № 2.
- Она имеется у всех здоровых людей. У мужчин её больше, чем у женщин и детей.
- Её мало совсем у больных. Она не вещь и не сохраняется.
- Величина векторная, чтобы сдвинуть шкаф, она нам нужна.
(Сила)
ПРИМЕР № 3
- Из-за него нарушаются законы сохранения энергии.
- Без него мы не смогли бы ходить, держать ложку в руках.
- В руках удержать живую рыбу трудно, так как оно мало.
(Трение)
Приём “Нестандартный вход в урок”
1.До начала урока на окно поставить графин с водой, а перед входом учащихся развернуть его противоположной стороной. Попросить детей потрогать графин рукой и объяснить, почему сторона графина, повернутая к солнцу холодная, а противоположная – теплая. (теплопередача).
2. По картине описать физические явления, чтобы определить тему урока. (Тепловые явления)
3. Из какой кружки вы бы стали пить горячий чай: керамической, металлической, стеклянной. (Удельная теплоемкость)
Прием «Верю – не верю»
1.Можно ли вскипятить воду в бумажном стакане? ( Решение экспериментальных задач на количество теплоты).
2.Как отличить сырое яйцо от варенного (Инерция 7 кл)
3 Можно ли сварить суп в котелке из бересты? (решение аналитических задачи)
Приём “Отсроченная отгадка”
Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.
Формирует:
умение анализировать и сопоставлять факты;
умение определять противоречие;
умение находить решение имеющимися ресурсами.
В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом
1.а).В воде не тонет, в огне не горит.
б). Без рук и ног, а в дом лезет.
в). Вокруг носа вьется, а в руки не дается. Тепловые явления)
2. Два человека, находящиеся на разных этажах, переговариваются друг с другом. Кто вперед услышит другого человека? (звуковые волны).
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Приём “Жокей и лошадь”.
Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.
На уроке физики такой прием применяю в конце четверти или года. 1.Вес и масса.
2.Равномерное и равноускоренное движение.
3. Последовательное и параллельное соединение проводников
Одна часть свойств у жокея, а другая у лошадки.
Приём “Развивающий канон”
Описание: Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.
Пример.
Сила тока – напряжение = закон Ома Скорость – ускорение = равноускоренное движение Давление – температура = уранение Клапейроеа Приём “Лови ошибку”
Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует:
умение анализировать информацию;
умение применять знания в нестандартной ситуации;
умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются.
Примеры на знание определений, на знание формул. Достаточно часто , чтобы настроить на рабочий лад, записываю на доске или выношу на экран несколько формул, записанных верно
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Прием «Секретный конверт». В конверте может находиться алгоритм решения задачи, схемы выполнения опыта, шоколадка, на которой написана энергетическая ценность данного продукта. Открывая конверт, иногда ученик проверяет свои знания или неуверенность в себе в правильности изучаемого материала
Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)
Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Пример: Тело – вещество – молекула – атом – электрон, ядро – протон, нейтрон
Наука (физика)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/25/s_5a694f15b5c1e/810340_2.jpeg)
Явления
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/25/s_5a694f15b5c1e/810340_2.jpeg)
Законы
(формулы и формулировки)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/25/s_5a694f15b5c1e/810340_2.jpeg)
Величины, термины, понятия
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/25/s_5a694f15b5c1e/810340_2.jpeg)
Единицы измерения величин
Основным источником получения знаний - учебник. Задача учителя сформировать навыки работы с учебным текстом. Обязательно необходимо задать программу работы. Возможны такие вопросы:
Сколько основных мыслей содержит этот текст?
В каком предложении эта мысль выражена?
Какое предложение расширяет эту мысль?
Какие фразы не несут в себе существенную информацию?
Изложите главную мысль как можно короче и своими словами.
Прием «Инсерт». Во время чтения текста учащиеся делают пометки на полях: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.
После работы с текстом, необходимо провести проверку понимания и первичного закрепления материала. Возможны варианты вопросов:
- что было для вас знакомым из прочитанного?
- что нового вы узнали из этого текста?
- у кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?
Прием «Кластер» Термин в переводе означает «созвездие» или «пучок». Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов. Посередине классной доски или чистого листа пишется ключевое слово или предложение, являющееся главным в раскрытии темы, идеи. Далее вокруг записываются другие слова или предложения, которые выражают факты, идеи, образы, подходящие для выбранной тематики. По мере записи все новые элементы соединяются прямой линией с ключевым понятием. Кластер можно использовать на любом этапе урока.
При работе с кластером выделяются главные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы. Этот прием учит высказывать собственное мнение, как учащиеся видят предложенную проблему, активизирует учебную деятельность, вовлекает всех учащихся в познавательный процесс, ведь в ходе работы все неверное и неточное можно исправить или дополнить. Ученики могут дать волю воображению, фантазии и интуиции, работая до тех пор, пока поток идей не иссякнет. Ученики активны, так как у них нет страха высказать неправильное суждение. Учитель принимает любое высказывание, не комментируя предложенный вариант. Прием кластера способствует развитию умения выделять главное, предполагать и составлять прогнозы, анализировать. Метод кластера способствует развитию системного мышления, способности к творческой переработке материала, учит ребят классифицировать и анализировать не только факты из учебника, но и свои оценочные суждения, развивает навык рассмотрения сразу нескольких позиций, учит формулировать и высказывать свое собственное мнение, которое выработано на основе опыта и наблюдений.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/25/s_5a694f15b5c1e/810340_6.png)
Методический прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ» Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ)
Маркировочная таблица ЗУХ
В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование- записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник .Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку.
РЕШЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ
Приём “Создай паспорт”
Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Учащиеся составляют паспорт на физические величины.
Пример:
Паспорт физической величины «Сила»
1.Определение._______________________________________________________________________________________________________________________![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/25/s_5a694f15b5c1e/810340_7.png)
2.Обозначение_________________________________________
3. Единица измерения__________________________________
4. Векторная или скалярная величина__________________________________
5. Прибор для измерения силы________________________________________
6. Виды сил________________________________________________________
7. Формулы________________________________________________________
РЕФЛЕКСИЯ
Приём «синквейн» (франц.) обозначает «пять строк». При его написании существуют определенные правила:
Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Это классический вариант синквейна.
При внешней простоте формы синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства, представления в нескольких словах не так-то просто).
предмет
развивающий, познавательный
творить, изучать, применять
Хочу уметь применять в жизни
физика![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/25/s_5a694f15b5c1e/810340_8.png)
Лед.
Твердый, холодный.
Замерзает, скользит, обжигает.
Не сможет согреть руки.
Зима.
Велосипед.
Быстрый, трехколесный.
Катает, катится, едет.
Навстречу ветру и приключениям.
Колеса.
Физика.
Теоретическая, экспериментальная.
Изучает, определяет, доказывает.
Наука о природе, законах и явлениях.
Мир.
Физика.
Квантовая, фундаментальная.
Опровергает, подтверждает, исследует.
В переводе с греческого — природа.
Термин.
Физика.
Познавательная, интересная.
Начинается, идет, заканчивается.
Одна из дисциплин в школе.
Уроки.
Приём «Сообщи свое Я»
Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке.
Формирует:
умение оценивать деятельность и способы решения проблемы;
сравнивать результаты и анализировать причинно-следственные связи;
умение осмысливать свой опыт и осознавать его личностное значение.
Перед выполнением задания ученик сообщает свое мнение о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так …». По результатам деятельности учащийся сообщает, насколько его ожидания совпали с реальностью.
Пример.
«Я бы, пожалуй, сделал так. Провел опрос учащихся класса и сравнил его с предложенными статистическими данными». «Я провел опрос одноклассников, сравнил его с предложенными статистическими данными. Мои результаты совпали с результатами учащихся, которые искали ответ на вопрос иным способом. Думаю, что принятое мною решение было верным».
Приём «Плюс-минус-интересно».
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Приём «Комплимент»
Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Пример Прежде чем отправиться в путь, давайте друг другу скажем пожелания. Или «Наша работа подходит к концу, и я думаю, что каждый из вас внёс свой вклад в достижение общих целей. для того, чтобы все участники получили свою долю признания, я предлагаю каждому дать оценку деятельности своих одноклассников»
Приём «Неоконченное предложение»
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Пример 1. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Я хотел бы…
Пример 2.
«!» -я это знаю
«+» - узнал новое
«- » - думаю иначе
«?» - хочу узнать подробнее