СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы, реализации системно-деятельностного подход на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные приемы позволяют активизировать и разообразить работу учащихся на уроках физики

Просмотр содержимого документа
«Приемы, реализации системно-деятельностного подход на уроках физики»

Приемы, реализующие системно-деятельностный подход к обучению на уроках физики

Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики, я стараюсь использовать различные приемы. Методический прием – это элемент конкретного метода, выражающий умственные или практические действия учителя и учащихся в процессе обучения. Методические приемы применяются с целью усиления возможностей того или иного метода и вне метода теряют свое значение. Необходимо отметить, что методический прием обладает множеством разновидностей, помогающих успешно справляться с любыми дидактическими задачами. Методы обучения постоянно взаимодействуют с приемами, могут меняться местами. Так, объяснение материала является методом обучения, но если в процессе анализа ошибок или практической работы педагог прибегает к объяснению, то это уже прием, из которого состоит метод практической работы.

Современные педагогические приемы обучения вносят разнообразие в проведение занятий, повышают интерес школьников к предмету изучения, повышают качество образовательного процесса. Не секрет, что начало урока является очень важным моментом. Пожалуй, именно от первых слов учителя зависит психологическая атмосфера всего учебного занятия. Я всегда обращаю внимание как готовы ученики к уроку, даже на то, как они встречают меня, каков их настрой.

Можно обратить внимание на погоду за окном, порадоваться солнцу, дождю, отметить календарную дату (запуск первого искусственного спутника Земли ) и т.д.

А можно сказать просто слова: «Дыхание счастья» 
При входе вы мысленно вдыхаете ароматы любимых цветов, радость, счастье, здоровье, улыбку, любовь, тепло, успех, свет, разум, красоту, продолжительные эмоции, жизненные силы... 
При выдохе вы мысленно выдыхаете мусор и грязь, болезни, печаль, тревоги и обиды, неудачи и грусть, усталость, несчастья, ненависть, глупость.
Если задашь неверный тон, придется потом потратить больше времени, чтобы исправить ситуацию. На своих уроках для постановки цели и определении темы занятия я часто использую следующие приемы:


НАЧАЛО УРОКА

Приём «Стихотворное начало»

1.Люблю грозу в начале мая…

(электрические явления)


2.Если капнуть краску в воду
И немного подождать,
То создание раствора
Можно будет наблюдать,
Если в сад весною выйдешь
Аромат цветов вдохнёшь,
Эти странные явленья
Ты диффузией зовёшь

(диффузия)

3.У леса на опушке жила Зима в избушке.

Она снежки солила в березовой кадушке,

Она сучила пряжу, она ткала холсты.

Ковала ледяные да над реками мосты.

(тепловые явления)

Прием «Черный ящик»

Изучение барометра - анероида, температуры, силы, зеркало. Называя свойства, признаки, определить , что находится в черном ящике.

ПРИМЕР № 1.

-У каждого человека она есть. У кого-то больше, у кого-то меньше.

- Эта величина не векторная, а скалярная

- У кого она большая, сидят на диетах.

(Масса)

ПРИМЕР № 2.

- Она имеется у всех здоровых людей. У мужчин её больше, чем у женщин и детей.

- Её мало совсем у больных. Она не вещь и не сохраняется.

- Величина векторная, чтобы сдвинуть шкаф, она нам нужна.

(Сила)

ПРИМЕР № 3

- Из-за него нарушаются законы сохранения энергии.

- Без него мы не смогли бы ходить, держать ложку в руках.

- В руках удержать живую рыбу трудно, так как оно мало.

(Трение)

Приём “Нестандартный вход в урок”

1.До начала урока на окно поставить графин с водой, а перед входом учащихся развернуть его противоположной стороной. Попросить детей потрогать графин рукой и объяснить, почему сторона графина, повернутая к солнцу холодная, а противоположная – теплая. (теплопередача).

2. По картине описать физические явления, чтобы определить тему урока. (Тепловые явления)

3. Из какой кружки вы бы стали пить горячий чай: керамической, металлической, стеклянной. (Удельная теплоемкость)



Прием «Верю – не верю»

1.Можно ли вскипятить воду в бумажном стакане? ( Решение экспериментальных задач на количество теплоты).

2.Как отличить сырое яйцо от варенного (Инерция 7 кл)

3 Можно ли сварить суп в котелке из бересты? (решение аналитических задачи)



Приём “Отсроченная отгадка”

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

  • умение анализировать и сопоставлять факты;

  • умение определять противоречие;

  • умение находить решение имеющимися ресурсами.

В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом

1.а).В воде не тонет, в огне не горит.
б). Без рук и ног, а в дом лезет.

в). Вокруг носа вьется, а в руки не дается. Тепловые явления)

2. Два человека, находящиеся на разных этажах, переговариваются друг с другом. Кто вперед услышит другого человека? (звуковые волны).


АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Приём “Жокей и лошадь”.

Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

На уроке физики такой прием применяю в конце четверти или года. 1.Вес и масса.

2.Равномерное и равноускоренное движение.

3. Последовательное и параллельное соединение проводников

Одна часть свойств у жокея, а другая у лошадки.

Приём “Развивающий канон”

Описание: Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.

Пример.

Сила тока – напряжение = закон Ома Скорость – ускорение = равноускоренное движение Давление – температура = уранение Клапейроеа Приём “Лови ошибку”

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

  • умение анализировать информацию;

  • умение применять знания в нестандартной ситуации;

  • умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются.

Примеры на знание определений, на знание формул. Достаточно часто , чтобы настроить на рабочий лад, записываю на доске или выношу на экран несколько формул, записанных верно


ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА


Прием «Секретный конверт». В конверте может находиться алгоритм решения задачи, схемы выполнения опыта, шоколадка, на которой написана энергетическая ценность данного продукта. Открывая конверт, иногда ученик проверяет свои знания или неуверенность в себе в правильности изучаемого материала

Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Пример: Тело – вещество – молекула – атом – электрон, ядро – протон, нейтрон

Наука (физика)

Явления

Законы

(формулы и формулировки)

Величины, термины, понятия

Единицы измерения величин

Основным источником получения знаний - учебник. Задача учителя сформировать навыки работы с учебным текстом. Обязательно необходимо задать программу работы. Возможны такие вопросы:

  1. Сколько основных мыслей содержит этот текст?

  2. В каком предложении эта мысль выражена?

  3. Какое предложение расширяет эту мысль?

  4. Какие фразы не несут в себе существенную информацию?

  5. Изложите главную мысль как можно короче и своими словами.

Прием «Инсерт». Во время чтения текста учащиеся делают пометки на полях: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.

После работы с текстом, необходимо провести проверку понимания и первичного закрепления материала. Возможны варианты вопросов:

- что было для вас знакомым из прочитанного?

- что нового вы узнали из этого текста?

- у кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

Прием «Кластер» Термин в переводе означает «созвездие» или «пучок». Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов. Посередине классной доски или чистого листа пишется ключевое слово или предложение, являющееся главным в раскрытии темы, идеи. Далее вокруг записываются другие слова или предложения, которые выражают факты, идеи, образы, подходящие для выбранной тематики. По мере записи все новые элементы соединяются прямой линией с ключевым понятием. Кластер можно использовать на любом этапе урока.

При работе с кластером выделяются главные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы. Этот прием учит высказывать собственное мнение, как учащиеся видят предложенную проблему, активизирует учебную деятельность, вовлекает всех учащихся в познавательный процесс, ведь в ходе работы все неверное и неточное можно исправить или дополнить. Ученики могут дать волю воображению, фантазии и интуиции, работая до тех пор, пока поток идей не иссякнет. Ученики активны, так как у них нет страха высказать неправильное суждение. Учитель принимает любое высказывание, не комментируя предложенный вариант. Прием кластера способствует развитию умения выделять главное, предполагать и составлять прогнозы, анализировать. Метод кластера способствует развитию системного мышления, способности к творческой переработке материала, учит ребят классифицировать и анализировать не только факты из учебника, но и свои оценочные суждения, развивает навык рассмотрения сразу нескольких позиций, учит формулировать и высказывать свое собственное мнение, которое выработано на основе опыта и наблюдений.

 Методический прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ» Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ)

                           Маркировочная таблица ЗУХ

                                                 

З

У

Х





В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование- записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник .Прием  «Маркировочная  таблица» позволяет учителю проконтролировать  работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку. 


РЕШЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ

Приём “Создай паспорт”

Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Учащиеся составляют паспорт на физические величины.

Пример:

Паспорт физической величины «Сила»

1.Определение._______________________________________________________________________________________________________________________

2.Обозначение_________________________________________

3. Единица измерения__________________________________

4. Векторная или скалярная величина__________________________________

5. Прибор для измерения силы________________________________________

6. Виды сил________________________________________________________



7. Формулы________________________________________________________

РЕФЛЕКСИЯ

Приём «синквейн» (франц.) обозначает «пять строк». При его написании существуют определенные правила:

  1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  2. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Это классический вариант синквейна.

При внешней простоте формы синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства, представления в нескольких словах не так-то просто).


предмет

развивающий, познавательный

творить, изучать, применять

Хочу уметь применять в жизни

физика

Лед.
Твердый, холодный.
Замерзает, скользит, обжигает.
Не сможет согреть руки.
Зима.

Велосипед.
Быстрый, трехколесный.
Катает, катится, едет.
Навстречу ветру и приключениям.
Колеса.

Физика.
Теоретическая, экспериментальная.
Изучает, определяет, доказывает.
Наука о природе, законах и явлениях.
Мир.


Физика.
Квантовая, фундаментальная.
Опровергает, подтверждает, исследует.
В переводе с греческого — природа.
Термин.


Физика.
Познавательная, интересная.
Начинается, идет, заканчивается.
Одна из дисциплин в школе.
Уроки.


Приём «Сообщи свое Я»

Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке.

Формирует:

  • умение оценивать деятельность и способы решения проблемы;

  • сравнивать результаты и анализировать причинно-следственные связи;

  • умение осмысливать свой опыт и осознавать его личностное значение.

Перед выполнением задания ученик сообщает свое мнение о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так …». По результатам деятельности учащийся сообщает, насколько его ожидания совпали с реальностью.

Пример.

«Я бы, пожалуй, сделал так. Провел опрос учащихся класса и сравнил его с предложенными статистическими данными». «Я провел опрос одноклассников, сравнил его с предложенными статистическими данными. Мои результаты совпали с результатами учащихся, которые искали ответ на вопрос иным способом. Думаю, что принятое мною решение было верным».


Приём «Плюс-минус-интересно».

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.


П(+)

М(-)

И (интересно)




В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.


Приём «Комплимент»

Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Пример Прежде чем отправиться в путь, давайте друг другу скажем пожелания. Или «Наша работа подходит к концу, и я думаю, что каждый из вас внёс свой вклад в достижение общих целей. для того, чтобы все участники получили свою долю признания, я предлагаю каждому дать оценку деятельности своих одноклассников»


Приём «Неоконченное предложение»

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Пример 1. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Я хотел бы…


Пример 2.

«!» -я это знаю

«+» - узнал новое

«- » - думаю иначе

«?» - хочу узнать подробнее







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!