СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы рефлексии на учебном занятии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед.(Евгений Даманский)

Важнейшая задача цивилизации- научить человека мыслить (Эдисон)

В соответствии с ФГОС основного общего образования метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Просмотр содержимого документа
«Приемы рефлексии на учебном занятии»

Приемы рефлексии на учебном занятии

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МАОУ Гимназия Кожевниковой Т.С.

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,

тот и получает преимущества в движении вперед»

Евгений Доманский


«Важнейшая задача цивилизации –

научить человека мыслить».

Эдисон

В соответствии с ФГОС основного общего образования метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

Рефлексия (от лат. Reflexio – обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов, т.е. обращение индивида к своему внутреннему миру, к своему опыту – мышления, деятельности, переживаний и т.д. – ко всему тому, что он видел, слышал, читал, делал, думал, чувствовал и т.п., и к тому, как, почему и зачем он так видит, делает, думает, чувствует.

Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрел? Что меня удивило? Что я понял и как построил поведение? и т.п.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.

Рефлексия – небольшой, но очень важный момент в уроке, который помогает ученикам систематизировать знания, а при творческом подходе учителя является также моментом психологической разгрузки, помогающим сформировать положительное отношение как к предмету, так и к учителю и позволяет закончить учебное занятие «на позитиве».

Классификация рефлексии:

1.По функции:

Личностная (физическая, духовная, сенсорная)

Интеллектуальная

2.По цели:

Эмоционального состояния

Деятельности

Содержания

3.По форме деятельности:

Фронтальная (выборочная)

Индивидуальная

Групповая

Коллективная

4. По способам проведения:

Анкета , вопрос

Символ, таблица

Ситуация, рисунок

5. По типу урока:

После усвоения материала

Промежуточная

Контрольная

Итоговая



Приемы рефлексии

«Солнышко»

На доске прикреплен круг от солнышка, детям раздаются лучики желтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепит к солнышку: желтого цвета: мне очень понравилось занятие, получили много полезной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

«Яблоня»

На доске( можно на ватмане) нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зеленые. Они приклеивают яблоки на яблоню: зеленые – я считаю, что сделал все на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.

«Мишень»

Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая 1.свою деятельность 2. деятельность учителя 3.деятельность учащихся.

«Дерево предсказаний»

Правила работы таковы: ствол дерева – тема, вид деятельности, ветви – утверждения, которые ведутся по направлениям – «да» и «нет» (количество «ветвей» не ограничено), и «листья» - обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки, результаты и т.д.)

«Градусник»

Используя такой символ, можно определить состояние эмоций, новизну материала, урока, оригинальность и т.д.



«Ступени»

С помощью данного символа можно определить, на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка и т.д.

«Звездочки»

На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.

«Корзина идей»

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся свое мнение на листочках могут высказывать как публично, так и анонимно.

«Мордашки»

Рефлексия эмоционального состояния может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению и выбирают из имеющихся.



ИЛИ задание творческого характера: твоё отношение к уроку - нарисовать смайлику улыбку.

Отличный, интересный, захватывающий, заставляющий работать – улыбка;

Нормальный, обычный – полоска;

Скучный, работа без интереса. Бесполезный – нарисовать опущенные уголки.



«Дерево»

Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.





«Светофор»

В начале урока учащиеся выбирают один из цветов: красный, желтый, зеленый. После урока или выполненной работы они должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности, зеленый –да (что понравилось, что получилось).

«Пятерочка»

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение. Большой палец – для меня важно и интересно. Указательный палец– мне было трудно (не понравилось). Средний – для меня было недостаточно. Безымянный – мое настроение. Мизинец – мои предложения.

«Слон»

Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащихся на уроке. Ученикам затем дается характеристика элементов. Уши – значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза – внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно) хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища; большая голова – автор рисунка действует больше головой; ноги тонкие – неуверенность.

«Дело в шляпе»

Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка. Тот, у кого осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающему у доски и обосновывает ее.

«Синквейн»

Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется и оценивается. Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которые строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное);

2 строка – описание предмета (два прилагательных);

3 строка –описание действия (три глагола);

4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

«Ключевые слова»

На доске прикреплены «ключевые слова» урока, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности. Например, слова: оценка, сосед, учитель, задача и т.д.

«Экспертная комиссия»

В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с контрольной работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, варианта). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.

«10 баллов»

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

«Я» 0_______________10

«МЫ» 0_______________10

«Дело» 0_______________10

«Для меня сегодняшний урок…..»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1.Интересно

1.Работал

1.Понял материал

2.Скучно

2.Отдыхал

2.Узнал больше, чем знал

3.Безразлично

3.Помогал другим

3.Не понял

«Завтра контрольная»

Прием эссе перед контрольной или самостоятельной работой, с целью выявления готовности учащихся, пробелов в знаниях, их переживаниях. Для эссе можно можно заранее подготовить вопросы.

«Пантомима»

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

«Бортовой журнал»

От (англ.Log) форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей «бортового журнала, которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить ученик, важные вопросы.

«Двухчастный дневник»

В одной графе_ предмет рефлексии, в другой – комментарии. Дневник ведется в течение продолжительного времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая сви результаты во времени. Например, отслеживание результатов контрольных работ.

Работа

Результат



«Письменное интервью»

Вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

«Кластеры»

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда – это наш урок, вокруг нее планеты – части урока или задания, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники – результаты работы. По готовому кластеру можно видеть всю картину урока и сделать соответствующие выводы. Звездой может быть тема, работа учащихся по группам, контрольная работа, учитель на уроке. В качестве результатов могут быть оценки, предложения, затруднения, успехи.

«Плюс – минус – интересно»

Рефлексию можно провести как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени Можно разделиться по рядам на «П», «М», «И» или индивидуально письменно.

«П +»

«М -»

«И- интересно»




Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| »  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений,  учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.


Для того чтобы закончить урок на положительной ноте, можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный) Коллективная учебная деятельность создает условия для овладения иноязычным общением. Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
- делало её более эффективной
- тормозило выполнение задания
- не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе

На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

  • обмен информацией

  • взаимодействие

  • взаимопонимание

  • были равномерно задействованы все уровни

Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

  • недостаток информации

  • недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)

  • трудности в общении

Какой стиль общения преобладал в работе?

  • ориентированный на человека

  • ориентированный на выполнение задания

Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

  • в группе сохранилось единство и партнерские отношения

  • единство группы в ходе работы было нарушено

Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

  • лидер, выдвинувшийся в ходе работы

  • нежелание наладить контакт большинства участников группы

  • непонимание задачи, поставленной для совместной работы

  • сама задача оказалась неинтересной, трудной

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.



Рефлексия на современном уроке

Какой же должна быть рефлексия на современном уроке? Каждый учитель решает для себя сам, а невероятно продвинувшиеся в последнее время современные информационные технологии предоставляют обширное поле возможностей.

Рекомендации:

Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношение, называют личностной. Такая рефлексия отражает человеческую сущность: физическую (успел – не успел, легко – тяжело), сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно), интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал), духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов).

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Рефлексия деятельности дает возможность осмыслить способы и приемы работы с учебным материалом, поиск наиболее рациональных приемов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Для этого, например, можно использовать литературно-художественный материал - притчу. Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»


- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал так, как первый человек?

(Поднимают синие кружочки.)

- Кто работал добросовестно?

(Поднимают зелёные кружочки.)

- Кто принимал участие в строительстве храма?

(Поднимают красные кружочки.)


Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, оценки «приращения» знаний и достижения целей.



сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Очень важно, чтобы каждый ученик задавался вопросом, всё ли я сделал на уроке, чтобы понять материал? Не зря великий педагог В.А.Сухомлинский сказал «Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя».







Список литературы



1.Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» http:|//www.ct-net.net/ru/

2. Фестиваль педагогических идей http:// festival.1september.ru

3. Газета «Первое сентября» http://ps. 1september.ru/

4. Ходырева Е.А. «Проблемы личностно нацеленного урока»

5. Кочутина С.А. «Рефлексия. Средний школьный возраст.

6. Медникова Л.А.«Рефлексивная деятельность младшего школьника» Журнал «Наука и школьная практика»№1, 2008.

7. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия. – Псков, 2004

8. Стандарты второго поколения. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

9. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. – М.: МГУ, 1985

10.Давыдов В. Б. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996.

11.Новлянская З.Н. О способности к литературному творчеству.

12.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.

13.Рубцов В.В. Психологические основы исследования совместных учебных действий у детей (к вопросу о рефлексивных механизмах происхождения учебно-познавательного действия) // Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования / Под ред. И.С. Ладенко.- Новосибирск, 1987.

14.Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. - М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2003.

15.Бухвалов В.А. Основы творчества в профессиональной карьере.- Рига: Эксперимент, 2003.

16.Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. - М.: Русская энциклопедия, 1998г.

17.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.В.В.Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 1996

18.Хуторской А.В . Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Интернет-журнал "Эйдос". - 1998. - 07 июля. http://www.eidos.ru/journal/1998/0707.htm.

19.Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и педагогов. Пособие для учителя. – М.: «Интерпракс», 1994

20..Шальнева Е.А. Рефлексивные методы и приёмы на уроках русского языка и литературы. - 2011. - №4. - 25 апреля.
http://www.eidos.ru/journal/2011/0425-05.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].
  21. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1993.

22. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова

23. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Материалы для лексической разработки заимствованных слов в русской литературной речи. Составлен под ред. А. Н. Чудинова. Издание третье, тщательно исправленное и значительно дополненное (более 5000 новых слов) преимущественно социально-политическими терминами, вошедшими в жизнь в последние годы. СПб., Издание В. И. Губинского, 1910.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!