Приемы рефлексии на учебном занятии
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МАОУ Гимназия Кожевниковой Т.С.
«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперед»
Евгений Доманский
«Важнейшая задача цивилизации –
научить человека мыслить».
Эдисон
В соответствии с ФГОС основного общего образования метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Рефлексия (от лат. Reflexio – обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов, т.е. обращение индивида к своему внутреннему миру, к своему опыту – мышления, деятельности, переживаний и т.д. – ко всему тому, что он видел, слышал, читал, делал, думал, чувствовал и т.п., и к тому, как, почему и зачем он так видит, делает, думает, чувствует.
Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрел? Что меня удивило? Что я понял и как построил поведение? и т.п.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.
Рефлексия – небольшой, но очень важный момент в уроке, который помогает ученикам систематизировать знания, а при творческом подходе учителя является также моментом психологической разгрузки, помогающим сформировать положительное отношение как к предмету, так и к учителю и позволяет закончить учебное занятие «на позитиве».
Классификация рефлексии:
1.По функции:
Личностная (физическая, духовная, сенсорная)
Интеллектуальная
2.По цели:
Эмоционального состояния
Деятельности
Содержания
3.По форме деятельности:
Фронтальная (выборочная)
Индивидуальная
Групповая
Коллективная
4. По способам проведения:
Анкета , вопрос
Символ, таблица
Ситуация, рисунок
5. По типу урока:
После усвоения материала
Промежуточная
Контрольная
Итоговая
Приемы рефлексии
«Солнышко»
На доске прикреплен круг от солнышка, детям раздаются лучики желтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепит к солнышку: желтого цвета: мне очень понравилось занятие, получили много полезной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
«Яблоня»
На доске( можно на ватмане) нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зеленые. Они приклеивают яблоки на яблоню: зеленые – я считаю, что сделал все на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.
«Мишень»
Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая 1.свою деятельность 2. деятельность учителя 3.деятельность учащихся.
«Дерево предсказаний»
Правила работы таковы: ствол дерева – тема, вид деятельности, ветви – утверждения, которые ведутся по направлениям – «да» и «нет» (количество «ветвей» не ограничено), и «листья» - обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки, результаты и т.д.)
«Градусник»
Используя такой символ, можно определить состояние эмоций, новизну материала, урока, оригинальность и т.д.
«Ступени»
С помощью данного символа можно определить, на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка и т.д.
«Звездочки»
На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.
«Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся свое мнение на листочках могут высказывать как публично, так и анонимно.
«Мордашки»
Рефлексия эмоционального состояния может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению и выбирают из имеющихся. ![](https://fhd.multiurok.ru/f/8/0/f80524aa5f3319e0baa3d5da722652085b591c64/priiemy-rieflieksii-na-uchiebnom-zaniatii_1.png)
ИЛИ задание творческого характера: твоё отношение к уроку - нарисовать смайлику улыбку.
Отличный, интересный, захватывающий, заставляющий работать – улыбка;
Нормальный, обычный – полоска;
Скучный, работа без интереса. Бесполезный – нарисовать опущенные уголки.
«Дерево»
Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.
«Светофор»
В начале урока учащиеся выбирают один из цветов: красный, желтый, зеленый. После урока или выполненной работы они должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности, зеленый –да (что понравилось, что получилось).
«Пятерочка»
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение. Большой палец – для меня важно и интересно. Указательный палец– мне было трудно (не понравилось). Средний – для меня было недостаточно. Безымянный – мое настроение. Мизинец – мои предложения.
«Слон»
Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащихся на уроке. Ученикам затем дается характеристика элементов. Уши – значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза – внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно) хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища; большая голова – автор рисунка действует больше головой; ноги тонкие – неуверенность.
«Дело в шляпе»
Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка. Тот, у кого осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающему у доски и обосновывает ее.
«Синквейн»
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется и оценивается. Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которые строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка –описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
«Ключевые слова»
На доске прикреплены «ключевые слова» урока, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности. Например, слова: оценка, сосед, учитель, задача и т.д.
«Экспертная комиссия»
В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с контрольной работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, варианта). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.
«10 баллов»
Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
«Я» 0_______________10
«МЫ» 0_______________10
«Дело» 0_______________10
«Для меня сегодняшний урок…..»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок | Я на уроке | Итог |
1.Интересно | 1.Работал | 1.Понял материал |
2.Скучно | 2.Отдыхал | 2.Узнал больше, чем знал |
3.Безразлично | 3.Помогал другим | 3.Не понял |
«Завтра контрольная»
Прием эссе перед контрольной или самостоятельной работой, с целью выявления готовности учащихся, пробелов в знаниях, их переживаниях. Для эссе можно можно заранее подготовить вопросы.
«Пантомима»
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
«Бортовой журнал»
От (англ.Log) форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей «бортового журнала, которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить ученик, важные вопросы.
«Двухчастный дневник»
В одной графе_ предмет рефлексии, в другой – комментарии. Дневник ведется в течение продолжительного времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая сви результаты во времени. Например, отслеживание результатов контрольных работ.
«Письменное интервью»
Вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.
«Кластеры»
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда – это наш урок, вокруг нее планеты – части урока или задания, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники – результаты работы. По готовому кластеру можно видеть всю картину урока и сделать соответствующие выводы. Звездой может быть тема, работа учащихся по группам, контрольная работа, учитель на уроке. В качестве результатов могут быть оценки, предложения, затруднения, успехи.
«Плюс – минус – интересно»
Рефлексию можно провести как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени Можно разделиться по рядам на «П», «М», «И» или индивидуально письменно.
«П +» | «М -» | «И- интересно» |
| | |
Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно |
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
Для того чтобы закончить урок на положительной ноте, можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный) Коллективная учебная деятельность создает условия для овладения иноязычным общением. Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:
Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
- делало её более эффективной
- тормозило выполнение задания
- не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе
На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
Какой стиль общения преобладал в работе?
Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
лидер, выдвинувшийся в ходе работы
нежелание наладить контакт большинства участников группы
непонимание задачи, поставленной для совместной работы
сама задача оказалась неинтересной, трудной
Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.
Рефлексия на современном уроке
Какой же должна быть рефлексия на современном уроке? Каждый учитель решает для себя сам, а невероятно продвинувшиеся в последнее время современные информационные технологии предоставляют обширное поле возможностей.
Рекомендации:
Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношение, называют личностной. Такая рефлексия отражает человеческую сущность: физическую (успел – не успел, легко – тяжело), сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно), интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал), духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов).
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
Рефлексия деятельности дает возможность осмыслить способы и приемы работы с учебным материалом, поиск наиболее рациональных приемов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Для этого, например, можно использовать литературно-художественный материал - притчу. Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
- Кто работал так, как первый человек?
(Поднимают синие кружочки.)
- Кто работал добросовестно?
(Поднимают зелёные кружочки.)
- Кто принимал участие в строительстве храма?
(Поднимают красные кружочки.)
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, оценки «приращения» знаний и достижения целей.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Очень важно, чтобы каждый ученик задавался вопросом, всё ли я сделал на уроке, чтобы понять материал? Не зря великий педагог В.А.Сухомлинский сказал «Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя».
Список литературы
1.Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» http:|//www.ct-net.net/ru/
2. Фестиваль педагогических идей http:// festival.1september.ru
3. Газета «Первое сентября» http://ps. 1september.ru/
4. Ходырева Е.А. «Проблемы личностно нацеленного урока»
5. Кочутина С.А. «Рефлексия. Средний школьный возраст.
6. Медникова Л.А.«Рефлексивная деятельность младшего школьника» Журнал «Наука и школьная практика»№1, 2008.
7. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия. – Псков, 2004
8. Стандарты второго поколения. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
9. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. – М.: МГУ, 1985
10.Давыдов В. Б. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996.
11.Новлянская З.Н. О способности к литературному творчеству.
12.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.
13.Рубцов В.В. Психологические основы исследования совместных учебных действий у детей (к вопросу о рефлексивных механизмах происхождения учебно-познавательного действия) // Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования / Под ред. И.С. Ладенко.- Новосибирск, 1987.
14.Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. - М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2003.
15.Бухвалов В.А. Основы творчества в профессиональной карьере.- Рига: Эксперимент, 2003.
16.Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. - М.: Русская энциклопедия, 1998г.
17.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.В.В.Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 1996
18.Хуторской А.В . Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Интернет-журнал "Эйдос". - 1998. - 07 июля. http://www.eidos.ru/journal/1998/0707.htm.
19.Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и педагогов. Пособие для учителя. – М.: «Интерпракс», 1994
20..Шальнева Е.А. Рефлексивные методы и приёмы на уроках русского языка и литературы. - 2011. - №4. - 25 апреля.
http://www.eidos.ru/journal/2011/0425-05.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].
21. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1993.
22. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова
23. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Материалы для лексической разработки заимствованных слов в русской литературной речи. Составлен под ред. А. Н. Чудинова. Издание третье, тщательно исправленное и значительно дополненное (более 5000 новых слов) преимущественно социально-политическими терминами, вошедшими в жизнь в последние годы. СПб., Издание В. И. Губинского, 1910.